Форум » Часто задаваемые вопросы » Механизм кумбхаки » Ответить

Механизм кумбхаки

grig: Что происходит во время задержки дыхания? Вот читаю в книге Свами Раджарши Муни "Йога:Высший духовный путь" Фаир-Пресс, М.2002 страница 284. (Он описывает анулому вилому пранаяму) - "чем она (задержка) дольше, тем больше скапливается праны в канде" Я всегда считал что во время кумбхаки после вдоха происходит обьединение апаны с праной и далее по классике... Кто нибудь может подробно описать процессы происходящие во время кумбакх? Спасибо)

Ответов - 13

Virati: Да, но только анулома-вилома без задержки, с задержкой делается нади-шуддхи.

grig: В названиях можно и запутаться))) Если верить Свами Р.Муни, Зубкову, Аенгару и Андре Ван Лизбету, то во время ануломы виломы задержка выполняется. Цитирую последнего: "15. Анулома-Вилома Путь ко всем упражнениям пранаямы с Кумбхакой нам уже открыт. С этого момента все, кто практиковал разные виды дыхательных техник, могут перейти к задержке дыхания. Указания касательно концентрации остаются в силе. Займитесь упражнением, описанным в 12-й главе, внеся некоторые изменения: Выдохнуть через левую ноздрю; вдохнуть через левую; Кумбхака с полными легкими; выдохнуть через правую ноздрю; вдохнуть через правую; Кумбхака с полными легкими; продолжайте в таком же порядке. Во время задержки дыхания обе ноздри зажаты. Без Кумбхаки это упражнение называется Нади-Шодхана, а включая ее - Анулома-Вилома, важная классическая техника пранаямы." Но я могу переформулировать свой вопрос : что происходит во время бхастрики, точнее кумбхаки которая делается во время цикла бхастрики? Накопление праны в канде или активизация кундалини посредством апаныпраны?

Suraj: Существует около 70 видов кумбхак,которые разнятся по свои, энергетически еффектам. Ключевыми факторами часто оказываются визуализации и бандхи, сопуствующие определённым дыхательным манипуляциям. Hа общий вопрос может быть дан только общий ответ...


Virati: Я верю тому, чему научилась у своего Гуру, но самое главное у натхов в Горакхпуре и то, что описано в классических тантрах. Сам перевод слова анулома-вилома означает двойной процес, в одну сторону и обратно. Термин "анулома-вилома" вы можете встретить в тантрических текстах Кашмирского шиваизма, Шривидьи и др. Там это понятие означало восходящую и нисходящую праны, эта техника использовалась в интеграции нижних центров и верхних, т.е. луны и солнца. Очевидно, кто-то потом это увязал с ноздревым дыханием, так как эти боковые каналы тоже означают луну и солнце. А вот нади -шоддхана произошла из тантрической техники "бхута-шуддхи"- очищение элементов тела. Там есть такой процесс, когда биджой "Ям" осушается (папа-пуруша), а биджей Рам - сжигается, после чего Кундалини проходит сквозь пять элементов, поглощая их. В общем это, если в общих чертах, о происхождении ануломы-виломы и нади-шоддханы. Да и во всех, даже современных текстах, многие учителя пишут, что сначала осваивается попеременнное дыхание, а потом включается задержка. Что касается Лизбета, Аэнгара и др., при всем моем уважении к ним, совершенно очевидно, что они больше опираются на современные источники йоги, на физиологию и т.п. Поэтому то, что даже и они могут чего-то не знать и составлять практики, исходя не из классической информации, это вещи вполне нормальные. Вы посмотрите сам перевод терминов с санскрита и что к этому логически напрашивается. Но, впрочем, сейчас действительно столько гуру, школ, их методик, что простому человеку не запутаться просто нереально, тем более, когда нет возможности постоянно учится у этих Гуру.

grig: ///научилась у своего Гуру, но самое главное у натхов в Горакхпуре /// уверен что многому научились и не только правильной терминологии))), может тогда расскажите про то, что происходит во время кумбхаки при выполнении "нади шуддхи". Или что происходит в кумбхаке (сопровождаемой бандхами) во время цикла бхастрики. Везде на это счёт только пара слов сказана. Меня интересует, почему у Свами Р.Муни речь идёт именно о накоплении праны??? Извиняюсь за возможный повтор. Спасибо.

Максим А: grig пишет: Кто нибудь может подробно описать процессы происходящие во время кумбакх? Спасибо) Ирония в том, что даже сами Натхи часто не догадываются что там происходит, но просто знают что делать. )))) А ежели возникает какой хвилосовский вопрос, то сразу отсылают к кашмирским шиваитам. )))) Проверено.

Virati: Максим, как же все там непросто, на самом деле. Во-первых потому, что в Индии ситуация не такая как в России, там ученик живет возле Гуру и практикует, а когда с ним все что надо происходит, то философские вопросы сами отпадают. В Индии были направления, которые вообще на тексты не ориентировались. А с кашмирскими шиваитами тоже не просто, для философских тем они достаточны, а вот тех, кто объяснил бы все практики, которые описаны в какой-нибудь «Тантрасаре», с этим слабовато совсем. Кашмирский шиваизм - это особое направление философии, которое объясняет тонкости шиваизма в целом, в том числе и практического. В некоторых случаях не известно, что легче, посредством соединения праны и апаны реализовать связь Шивы и Шакти, просто соединив эти токи, или же объяснять, почему Шива и Шакти - это прана и апана. Кому-то надо объяснить и он поймет, а кому-то этого проще достичь, если он просто что-то конкретное выполнит. Ну и еще много есть своих исторических тонкостей, связанных с тантрой, о которых если знать, то становится понятным, почему на тексты кашмирского шиваизма ссылаться стоит. Тут есть два выбора, или вы едите в Индию, живете много лет, возле Гуру, и занимаетесь только практикой, или копаетесь в текстах, которые все детализируют. Кстати если вы посмотрите ряд натховских текстов, таких как Горакша-сиддханта санграха, то найдете цитаты из Куларнава-тантры и др., а также пуран или упанишад. А в текстах кашмирского шиваизма есть цитаты из ведических текстов. Это вообще нормальное явление для индуизма.

Virati: «Меня интересует, почему у Свами Р.Муни речь идёт именно о накоплении праны???» Речь идет о накоплении, потому что именно в «канде» соединяются два канала, вернее, если быть точным - три. Когда сушумна поглощает токи иды и пингалы, то прана увеличивается посредством как раз того самого места, где соединяются (юкта) эти каналы. У сушумны большой потенциал и во время поглощения двух токов, связанных с вдохом и выдохом, он раскрывается, захватывая и силы этих токов. Свами Рама тут очень даже точен. Вообще канда - это место очень непростое. Об этом еще можно много сказать. Но давайте так, если вас устраивают мои ответы, то спрашивайте дальше. А то не хочется писать километры постингов только для себя одной.

uzh: В этом мире тела чувствующих существ произведены постепенным собиранием праны и апаны. Один дох собирает землю, воду, огонь, ветер и пространство, которые являются в лотосе пупка, сердца, горла, лба, макушки, соответственно. (Прежде, лоб соответствовал воде и сердце – ветру. Однако, по причине качества поддерживания для проявленного тела – воды, а дхармового тела – ветра, они должны помещаться согласно энергии качеств. Впоследствии, лоб становится соотносящимся с ветром и сердце – с водой, располагая каналы согласно их собственным элементам). Он (дох) нисходит вниз, выходит и вновь проникает, порождая эти элементы в порядке от пространства до земли. Схожим образом, сила апаны имеет природу собирания и порождения. Тело, речь и ум, которые находятся в лотосе пупка, секретного места и драгоценности, соответственно, нисходят вниз и выходят наружу и проникают внутрь вновь. Следовательно, прежде всего, тело должно поддерживаться крепким. То есть, тело пяти скандх, и тд, которое является основой сиддхи, должно основательно поддерживаться мантрином, поскольку если нет тела, нет и сиддх. Без этого не обрести бесконечного блаженства, то есть - предельного блаженства в этой жизни. "Поэтому, по причине основы физического тела" относится к бодхичитте (кундалини???), которая является также основой поддержания тела. Необходимо медитировать на йоге каналов каждодневно. Здесь йога левого и правого каналов является тем, что подразумевается под "йога каналов". Прана должна созерцаться в центральном канале. Что же касается йоги каналов мочи и кала, апана должна созерцаться как пребывающая в кишечнике. Этим путем необходимо медитировать на йоге каналов ежедневно, по два часа к ряду. Эта медитация заставляет тело быть крепким, а если тело крепко, земные сиддхи, успокоение и тд., встанут на службу.

Максим А: Virati, да я и не против :) uzh, что цитируем?

uzh: Максим А, отчасти - пояснения Эдварда Т. Финнера к шлоке 107 из второй главы Калачакратантрараджи.

grig: Virati мне интересно что пишите Вы и другие. Я нашёл другой форум более подходящий по тематике (традиция натхов). Задам свой вопрос и там если никто не против. спасибо.

Virati: Конечно, это наш форум, так что там можно спросить про пранаяму. Вообще Свами Рама был Шривидьевским гуру, ну, и учил еще хатха-йоге, это стандартное дело, когда разные школы по-разному трактуют те или иные техники. То, что Вы спрашиваете про «канду», это место - скопление всех каналов тела, поэтому вполне очевидно, что там аккумулируется прана. Канда-это, с одной стороны,- центр физической силы, с другой, там происходит активация сушумны, когда работа лунного и солнечного каналов соединяется и оба эти тока усиливаются друг от друга. Так вырабатывается такая энергия, которая может двигаться вверх. Спросите лучше там, на форуме, думаю ответят детально.



полная версия страницы