Форум » Часто задаваемые вопросы » Тантрические обеты и обязательства » Ответить

Тантрические обеты и обязательства

chela2: Джампал Пунцог "Драгоценное собрание тантрийской этики" http://spiritual.ru/relig/tethics.html#devyatnadtsat Особенно интересным показалось объяснение того, в чём разница между обетами и обязательствами: "Дело в том, что в коренных текстах тантр для описания того, “что делать” и “чего не делать”, используются в противоположных значениях два различных тибетских термина: домпа и дамциг, причём некоторые авторы считают, что эти понятия являются синонимами. Согласно сложившейся в России традиции, первое понятие, домпа (тибет. sdom pa, санскр. sambara, англ. vow), дословно переводимое как самоограничение, удержание, чаще всего используется в смысле “что делать” и называется обязательством. Второе понятие, дамциг (тибет. dam tshig, санскр. samaya, англ. pledge), переводимое с тибетского как клятва, или слово чести, называется обетом и используется в смысле “чего не делать”".

Ответов - 42, стр: 1 2 All

Suraj: Ну есть ещё более раннее деление во внешних тантрах: врата (обеты) и самая (тантрические обеты).

Максим А: chela2 пишет: Согласно сложившейся в России традиции, первое понятие, домпа (тибет. sdom pa, санскр. sambara, англ. vow), дословно переводимое как самоограничение, удержание, чаще всего используется в смысле “что делать” и называется обязательством. Второе понятие, дамциг (тибет. dam tshig, санскр. samaya, англ. pledge), переводимое с тибетского как клятва, или слово чести, называется обетом и используется в смысле “чего не делать”". Хотя логически всё с точностью до наоборот. VOW, обет означает то, чего НЕ делать, различные ограничения в действиях тела речи ума, а PLEDGE, самая - то что делать - например обязательство по начитке мантры и т.п. Тут или Джампал Пунцог напутал, или переводчик.

Нандзед Дорже: "Домпа" традиционно значит "что делать". Недаром известный идам материнских тантр называется Кхорло Домпа. Такой идам навряд ли был бы назван (учитывая характер практики Чакрасамвары:)) "кругом запретов", гы-гы


Максим А: Ну значит кто-то из тибетских патриархов напутал. В махаяне например обеты винаи это, что не делать, 252 запрета для монаха, 10 запретов для шраманеры, и 5 для упасаки. Пранидханы, самаи, клятвы, в свою очередь, это действия, которые должны быть совершаемы. Например знаменитая 10-ти частная пранидхана Самантабхадры, самаи по ежедневной начитке и т.п. Странно, что такой "инверт" терминов сохранялся в Тибете сотни лет.

uzh: ничего странного. для "мирных" - одно, для "гневных" - все наоборот. А в той же утеряной изначальной мула-тантре Калачакры месяц начинался с убывающей луны. Последующий краткий вариант - адаптация для индусов (видимо, вайшнавов), чтобы тем было легче принять недецкие доктрины "ануттара-тантр". Да и, помнится, была уже тема про сомнительные самая в Калачакре, где предписаны инварианты поступков. К тому же прежде чем подходить к непосредственным практикам, советуется Vajravega с consort, защитник цикла. Он, впринципе, не особо мягкий и добренький дядька. Думаю, цикл Калачакры надо изучать начинать в раннем детстве или вообще не связываться. У меня к циклу этому предубеждение. Взрослому человеку лучше что-то взрослое. Не само-программинг по превращению в календарь-машинку-самобранку.

Suraj: uzh пишет: Взрослому человеку лучше что-то взрослое. Стаипатхана Тхеравады, - это для взрослых! Оставьте, Вы уже тантры впокое!

uzh: Suraj пишет: Стаипатхана Тхеравады, - это для взрослых! Оставьте, Вы уже тантры впокое! извиняюсь, ничего дурного не имелл ввиду. вероятно, я чего-то важного не понимаю, дело-то хозяйское.

Максим А: Двадцать пять копеек для взрослых. ИМХО недостаток Тхеравады в том, что в ней не работают со звуком с позиций работы с энергией, зато с осознанностью работают на все 100%. И здесь она наиболее близка к Дзогчену. Анапанасати, випассана и сатипатхана это очень мощные практики по развитию ясности и осознавания себя в настоящем моменте, однако если есть препятствия, то не иначе как через звучание их не преодолеть. Недостаток же тантры в том, что она подчистую съедает моск и натягивает на глаза мандалическое видение, вемсто видения всего как оно есть, связывает адепта потусторонними обязательствами, и страхом их нарушить. Да, после контакта с божествами и свитами могут быть разные переживания легкости, ясности и вседозволенности, однако бывает и по-другому uzh чему пример. При отмене практики наблюдается абстинентный синдром плюс препятствия от сущностей с которыми приостановлена связь. Или я не прав?

Максим А: Еще кое что об обетах. Исходя из объяснений монахов Тхеравады и Дзэн/Махаяны обеты считаются "друзьями", которые помогают и способствуют практике. Вы можете их не исполнять и при этом никакого "наказания" за это не будет, вы просто будете дальше следовать своей карме. В Ваджраяне же с обетами совсем по-другому, здесь они уже стражники, связанные с охраняющими сущностями, которые контролируют вашу жизнь и наказывают если вы их не соблюдаете. Очень напоминает дуалистическую концепцию авраамского бога карающего за грех.

Тор: чтобы связь приостановилась, она должна была сначала быть. много тут таких, кто дотантрился до положенных садханой знаков? я имею в виду не свои свои закидоны от неуемной фантазии и нездорового образа жизни, астральных полетов, а тех, которые положены? или вы думаете, что духовный подвиг прочтения пары сотен мантр в день в течении месяца-другого создает связь с чем то?? некоторые вообще думают, что связь у них образовывается только от того, что они посидели на посвящении, но таких то тут наверно нет? :) умора конечно, вся рать божеств и охранителей больше и заняться не знает чем, только гоняться за нашими неуловимыми Джо

miha: Недостаток же тантры в том, что она подчистую съедает моск и натягивает на глаза мандалическое видение, вемсто видения всего как оно есть, связывает адепта потусторонними обязательствами, и страхом их нарушить. Да, после контакта с божествами и свитами могут быть разные переживания легкости, ясности и вседозволенности, однако бывает и по-другому uzh чему пример. Та то не у Тантры недостаток, а того у кого в результате практики недостатки появились.

Suraj: Максим А пишет: Недостаток же тантры в том, что она подчистую съедает моск и натягивает на глаза мандалическое видение, вемсто видения всего как оно есть, связывает адепта потусторонними обязательствами, и страхом их нарушить. Да, после контакта с божествами и свитами могут быть разные переживания легкости, ясности и вседозволенности, однако бывает и по-другому uzh чему пример. При отмене практики наблюдается абстинентный синдром плюс препятствия от сущностей с которыми приостановлена связь. Или я не прав? Максим, в тантре, иога дэвата, - половина методики. Постижение шуьняты, - вторая часть. В различных школах кагью есть выбор практика Махамудры, которая вообще отставляет в сторону дева-иогу и путь метода, использующий иогу девата. Обе системы являются тантрой. да даже в рамках Гухьягарбха-тантры, есть раздел, который занимается исследованием "я" и прямым пстижением шуньяты. Или вспомнить историю Хумкары, тото вообще делал одну простую технику, растворения всего в ХУМ. фактически вычленив одну технику. ведь современные садханы, - нагромождение множества техник в один тун. Кто вам мешает следовать его примеру? Если взять Иога-тантры, то там нужно медитировать на каждой стадии (диск, биджа и т.п.) до достижения самадхи и реализации мудрости одного из семейств (каждый этап соответствует одному из таких самадхи). Если не следовать изначальной методике, а заменять её декламацией текста садханы и бубнением мантры (которая рекомендована, как "отдых" после основной части созерцаний), то что удивлятся, что не работает техника, которую и не используют дОлжным образом? я уже писал об это не раз! Поэтому я рекомендую всем, - читать первоисточники и комментарии тех, кто достигли реализаий благодаря данным тантрам, а не более поздних "богословов", дающих проповeди неизвестно кому ради "создания благих отпечатков"...

Ахам: Suraj, а Вы что читаете? "Богословов" или первоисточники? В высшей тантре нет противопоставления "пути метода" и мудрости (постижения пустоты). Даже нет их чередования. Божества в соитии обозначают нераздельность метода и мудрости. Божество зарождается из пустоты и созерцая его, практик не утрачивает постижение пустоты. Гелугпинцы, кстати, очень подробно и основательно объясняют "бледнолицым" эти очень важные моменты практики.

Ахам: Тор пишет: некоторые вообще думают, что связь у них образовывается только от того, что они посидели на посвящении, но таких то тут наверно нет? :) Есть такие. Тор, а как по-вашему возникает чакра - танрическая семья? В какой момен и при каких обстоятельствах устанавливаются связи между учителем и учеником и между учениками одного учителя? И каковы последствия разрыва или повреждения этих связей? И вообще,,,что по-вашему происходит на посвящении? Передача полномочий на выполнение определенной практики? И всео?

Максим А: Если не следовать изначальной методике, а заменять её декламацией текста садханы и бубнением мантры (которая рекомендована, как "отдых" после основной части созерцаний), то что удивлятся, что не работает техника, которую и не используют дОлжным образом? я уже писал об это не раз! Вот здесь интересно. Ведь походу так и получается? берем садхану - ну прочитали, ну выстроили визуализауию, ну почитали мантру и где главное? В растоворении, в самадхи без признаков? Можете ли резюмировать/дополнить?

Тор: Ахам пишет: Тор, а как по-вашему возникает чакра - танрическая семья? В какой момен и при каких обстоятельствах устанавливаются связи между учителем и учеником и между учениками одного учителя? И каковы последствия разрыва или повреждения этих связей? И вообще,,,что по-вашему происходит на посвящении? Передача полномочий на выполнение определенной практики? И всео? А что, мощные вопросы. Многим думаю есть о чем серьезно подумать в связи с ними. Что касается меня, то поскольку не мне вас лечить, вас жизнь сама полечит, то я отвечу вопросом на вопрос: - Есть ли по-вашему различие между "был на посвящении" и "получил посвящение"? - Есть ли по-вашему различие между "прослушал о чистом видении" и "обрел (хотя бы проблеск) чистого видения"? - Является ли учеником-членом-чакры тот, кого учитель даже не знает лично, и возможно в этой жизни не узнает, не следит за перепитиями его личной практики, не дает лично наставлений и не помогает с препятствиями? - Получена ли передача, тантрическая, да хоть сутрическая, если в башне ничего не изменилось и не зажглось ни на секунду? И если передача не получена, в чем именно состоит связь с наставником? Кто кому чего должен? А так вообще среди верующих в деда Мороза и волшебную палочку, я слышал, распространено мнение, что достаточно оплатить вход на ретрит, похлопать на нем глазами борясь с зевотой, побубнить невпопад текст с книжки, и ты теперь типа автоматом принадлежишь кругу избранных. Мало того, можешь стучать тапком и требовать подтверждения своей необычности от тех, кого нелегкая занесла сидеть рядом с тобой. Иначе ты угрожаешь им падением (у себя в голове). Эгомания, она вообще не чувствует пределов своего полета.. Так если отойти от махровой эзотерики и посмотреть проще: возможно ли получить чистое видение, будучи эгоманьяком, т.е. будучи полностью зашоренным желаниями своего я - стать особенным? Чего стоят рассуждения эгоманьяков об обетах?

Ахам: Тор пишет: - Получена ли передача, тантрическая, да хоть сутрическая, если в башне ничего не изменилось и не зажглось ни на секунду? И если передача не получена, в чем именно состоит связь с наставником? Кто кому чего должен? Очень многое зависит от " башни ", но далеко не все. Какая бы железобетонная башня не была бы, кое-что из благословений учителя она в себя, в тело пропустит. И горе тому кто полученную от учителя, хотя и не осознанную, силу благословений линии передачи потратит на дурные деяния. Тантра, милый Тор, и посвящение - не новогодний бал и учитель не дед Мороз. Тапком можно не стучать, а вот " башней " пошевелить следует и понять, что не нужно ходить туда куда " несет нелегкая". Как говорится: дурная башня ногам покоя не дает. Да? А, от ответственности освобождает? Тор пишет: Так если отойти от махровой эзотерики и посмотреть проще: возможно ли получить чистое видение, будучи эгоманьяком, т.е. будучи полностью зашоренным желаниями своего я - стать особенным? Чего стоят рассуждения эгоманьяков об обетах? Чистое видение в таком случае обрести будет довольно сложно, но силу, благословения, которые при правильном использовании приведут практика к чистому видению, получить можно. Более того, их сложно не получить( на посвящении ). Тор, а Вы чего так разбушевались? Я задел Вас за живое ?

Ахам: Тор пишет: - Есть ли по-вашему различие между "был на посвящении" и "получил посвящение"? - Есть ли по-вашему различие между "прослушал о чистом видении" и "обрел (хотя бы проблеск) чистого видения"? Думаю, на эти вопросы можно не отвечать, тем более что я на них частично уже ответил.Тор пишет: - Является ли учеником-членом-чакры тот, кого учитель даже не знает лично, и возможно в этой жизни не узнает, не следит за перепитиями его личной практики, не дает лично наставлений и не помогает с препятствиями? Для ответа на этот вопрос предлагаю Вам, Тор, ознакомиться с историей жизни махасиддхи Шантипы и с историей его взаимоотношений с махасиддхой Тогчепой, который был ученикам Шантипы ( получил от него посвящения и наставления в составе большой группы ), но о существовании которого Шантипа даже не догадывался. Короче, Тогчепа помог своему учителю Шантипе стать махасиддхой. Привел его к " чистому видению ". Вот такие пироги. А Вам бы все молочко, да с сосочкой.

miha: Есть ли по-вашему различие между "был на посвящении" и "получил посвящение"? Не совсем корректный вопрос. Ели был то безусловно получил. В конце концов нужно верить учителю хотя бы в этом. Вопрос в том как использовал?

Тор: Ну друзья, более риторических вопросов у меня к тем, кто себя по Шантипе меряет, нет. Высота полёта! Непонятно только с каких заслуг она взялась.. Но тем не менее, пусть ваш "невидимый друг" вечно пасёт вас с облачка, счастливые стада с тибетской животворящей прошивкой :)

kir: Тор пишет: Но тем не менее, пусть ваш "невидимый друг" вечно пасёт вас с облачка, счастливые стада с тибетской животворящей прошивкой :) Мощно задвинул, внушает! (с) Хрюн

Suraj: Максим А пишет: Вот здесь интересно. Ведь походу так и получается? берем садхану - ну прочитали, ну выстроили визуализауию, ну почитали мантру и где главное? В растоворении, в самадхи без признаков? Можете ли резюмировать/дополнить? Моё мнение, сонованное на некоторых высказываниях нынешнего Далай Ламы, ННР и переводах данных в многочисленных диссерах потеме. Садханы не надо рецитировать вообще! Нужно знать структуры данной садханы. Главная часть, - это взятие три-каи, как путь. там может различная структура ступеней, - зависит от цикла. Вот созерцание этих ступей и затем дэвата с соответствующей дева-ахамкарoй (самотождествелния с данным телом) и есть главная часть Заучить которкую штотру (хвалу), мантры и мудры подношений, - не так уж сложно. это и есть главная часть. Следующий шаг, созерцание кая-мандамы (дэватов тела), затем, внешней свиты. Pецитация мантры, - как добродетельная активность, когда садхак устал от созерцания. Pецитация мантры как основной метод, - это из внешних крия-тантр, вроде "Сусидхикара-тантры". Во внутренних криятантрах вроде "Дхьянатара-патала-крама" и цикл Ваджравидараны, - уже акцент смещёт в сторону созерцания трёх таковостей: абсолютной природы, мантры и себя (кажется). В текстах иогатантр, - там вообще всё посвещено техникам созерцания. Pецитация мантр задвиута на задний план. По большёму счёту, насколько я понял (но может я и заблуждаюсь), рецитация мантр необходима для обретения сиддхи ритуальной активности и частично способствует практики "авеша" (вхождения самая-сатвы в тело садхака). я так понимаю, что для различных сидхи необходимо стать проводником "энергии просветлённой активности" буд и бодхисатв, по словам Карма Чакмэ. Но вот устойчивость в порождении тела дэвата во время кьерима, - это основная подготовка в практике иллюзоного тела. Причём, Джамгон Конгтрул говорит, что именно техники "иллйюзорного тела" являются основной и неотъемлемой частью всех загримов. Кьерим и загрим деление присуще только высшимм тантрам. Здесь, кстати, ещё один пример, как погоня за сидхами вносит свои коррективы в акцентах практики, но не только это. Дело в том, что существуют определённые минимальные требования для совершения самоинициации, необходимой части для дарования абхишеки другим. Tак вот таким минимальным требованием ("для особо тупых"), - является рецитация садханы и набор нужного колличества мантр. Естественно каждая школа зависит от способности поддерживать линии передачи, которые они успели получить в Индии в своё время и совершение ритуальной активности на блага спонсоров данной школы. Ну, вот некоторые мысли вслух, по поднятому Вами вопросу.

miha: Добавлю от себя, практики объединения и преобразования практически не возможно выполнить без преобразований в сновидениях. Требуется с самого начала знать что божество результат проявления собственного ума и поддерживать это на протяжении всей практики. Иначе даже если божество опустится в ваше тело, для этого нужно откатать вливание так называемой праны ахути через бинду, все равно будет в одном и том же пространстве тела божество и практик с мыслями е моё я божество. Что собственно и не даст довести объединение до конца. То же самое с преобразованием. Все время будет присутствовать оценщик со стороны. А качество начитки мантр зависит больше всего от состояния в котором их начитывают. Чем глубже сознанием шаг назад, внутрь, тем выше качество. Извините за глупость. Но мож кому понадобится.

Наташа Лигостаева: насчет сновидений: заметила, что когда концентрация на садхане (проверяла на практике Джнянадакини) более-менее высокая, - есть время углубиться, то сны сами собой становятся яснее, причем там дествительно летаешь, видишь солнце, луну, массу красивого пейзажа. особенно если жизнь в это время происходит в условиях природы. Видимо ум действительно глубинно успокаивается, и возможность концентрации повышается.

uzh: Сурадж, почему Вы раньше не озвучивали эти мысли касательно подхода к практикованию садханы ?

Suraj: uzh пишет: Сурадж, почему Вы раньше не озвучивали эти мысли касательно подхода к практикованию садханы ? Я писал и не раз! Во-вторых подобные темы все реже обсуждаются на форуме участниками, и всё больше пишут о себе, да о себе и о "своёмм видениии", вместо изучения и обсуждения традиции!

Максим А: Suraj, интересные мысли надо подумать. Но вот путь средств, он же таб лам всё таки зовется мантраяной, путем тайной мантры. Столько литературы посвящено звуку в контексте мантры, не думаю, что её функция ограничивается лишь "отдыханием", мантра это всё же позывной божества способ его бытие в конкретном месте и времени т.е. в нас.

Нандзед Дорже: не думаю, что её функция ограничивается лишь "отдыханием", Особенно если вспомнить недавно переданный метод Юндрунг Бон "Пять слогов-воинов", основанный на материнских тантрах Бон (передача Тендзина Вангьяла Ринпоче). Да в конце концов - звук первичен, затем уже идут свет и цвет (то бишь форма) - как производные. Это база, можно скыть аксиома. Какое уж тут "отдохновение":)))))))))))))))))))))))))))))

Suraj: 2Нандзед Дорже У Дзогчен-а "своя борьба", а у иога-тантр своя ;) Если почитать диссер [по иогатантрам, который тут выкладывал, то там очень подробный анализ всех 18 тантр. Основным методом объявленна градация различным самадхи-дхиан, которые прошёл Шакьямуни перед тем, как манифестироваться, как Вайрочана. Рециатация мантр и дхарани была очень важна в Крия тантрах. Насчёт первичности звука, то речь идёт о биджах, прежде всего... Но тибетцы в по9следние пару веков несоменно перенесли акцент с практики самадхи на рецитацию мантр. Ваджраяна стала большим "размытым" конгломенратом практик. Аннутараиогатантры "обрасли" ритулом иогатантр и акцентом практик согласно криятантрам (рецитация мантры, как основной фактор). Отличительную черту высших тантр, - практику прана-бинду-нади, мало кто реальнo практикует. И чень тяжело найти ламу, с реальным опытом, чтобы он мог передаь эти методы адекватно. Исключением может быть пожалуй некоторые школы Кагью, где "6 дхарм Наропы", занимают центральное место среди практик этих школ.

Нандзед Дорже: У Дзогчен-а "своя борьба", а у иога-тантр своя ;) Однако среди материнских тантр цикла Чакрасамвары есть методы, где издревле особенный упор делался на звук (во всех вариациях работы с ним) и неоднократно подчеркивалось именно его значение (есть даже уникальный, "эссенциальный" метод, где говорится, что даже тролько практикой одного лишь начитвания мантры можно достичь результата - в отличие от отцовских тантр с их сложными визуализациями мандал). И это отнюдь не тибетский апгрейд последних двух-трех столетий, этот метод древнее, чем буддизм в Тибете. Хтя относительно практик пран-бинду-нади абсолютно согласен - но это, ИМХО, не вопрос нахождения или редкости Учителя, это, скорее, вопрос редкой ныне готовности ученика.

Smash: Сорри, а рецитация без звука и шевеления губ, например в общественном месте, будет являться джапой?

Наташа Лигостаева: так звук же всегда есть - внутренний.

miha: Да там вибрация, то есть все начинается с движения энергии.

Suraj: Нандзед Дорже пишет: Однако среди материнских тантр цикла Чакрасамвары есть методы, где издревле особенный упор делался на звук (во всех вариациях работы с ним) и неоднократно подчеркивалось именно его значение (есть даже уникальный, "эссенциальный" метод, где говорится, что даже тролько практикой одного лишь начитвания мантры можно достичь результата Вот тут пожалуйста конретней. Я про такое не слышал и нигде не читал...

Suraj: Smash пишет: Сорри, а рецитация без звука и шевеления губ, например в общественном месте, будет являться джапой? Hет. потому что отсутствует важнейшая составляющая - однонаправленность ума. В повседневной активности рекомендуется практика (сатипатхана), - осознание действий тела, речи и ума. А идею повторения мантры везде, где попало, появилась благодаря стараниям Бхактидеданты Прапхупады. К Ваджраяне никакого отношения не имеет. для джапы в Ваджраяне есть общие правила, не изменять (добавляя или теряя), не слишком быстро или медленно и не будучи вовлечённым в мирскую активность...

Наташа Лигостаева: хм.. над озером Ревалсар (там куча ретритных "пещер" - проще говоря сарайчиков), около некоторых сидят дедушки и читают себе какие то мантры, попутно кто то чем то занимается хозяйственным. может так естественно само собой получается?

Нандзед Дорже: Вот тут пожалуйста конретней. Я про такое не слышал и нигде не читал... Это из наставлений по практике Ваджрайогини. Я практически процитировал не так давно ушедшего Учителя геше Джамьянга Кхьенце. И еще - касаемо чтения мантр "везде и всегда": вовлеченность в мирскую деятельность может постигнуть и сидючи в ретрите:), а можно и на улице прекрасно работать с мантрой, что несомненно будет джапой. Я не одну сотню тысяч мантр прочитал именно на улице и добился действия некоторых именно в такой практике. НЕкоторые практики Ямантаки исповедуют такой принцип: соцерцать во что бы то ни стало, в ретрите ли, в тюрьме ли, на ходу ли, во сне и т. д. ИМХО, это вопрос результативности работы и упорства.

Smash: Спасибо!

Наташа Лигостаева: Suraj пишет: Отличительную черту высших тантр, - практику прана-бинду-нади, мало кто реальнo практикует Сурадж, а как же Свами Сатьянанда Сарасвати - у него практика строится исключительно на прана-бинду- нади. кроме того Шибенду Лахири ныне здравствующий так же дает аналогичные практики. кстати, о том что в индийской традиции присутствуют все эти пуджи-моления- призывания, узналось благодаря Матсьендранатху (имею ввиду нашего отечественного).

miha:

Suraj: Наташа Лигостаева пишет: Сурадж, а как же Свами Сатьянанда Сарасвати - у него практика строится исключительно на прана-бинду- нади. кроме того Шибенду Лахири ныне здравствующий так же дает аналогичные практики. Я понятия не имею откуда все эти практики кундалини из крия иоги взялись. Oсобенно, если учесть, что многие не имеют между собой ничего общего... Сатьянанда Cарасвати, не обучает данной форме кундалини иоги в своих иога-академиях. Я слышал, что он наставления по ней даёт только для своих саньясинов. Традиционная же индуская тантра в основном состоит в иоги-дэвата (вроде крия тантр Ваджраяны) и кучи различных ритуально-магических активностей. Учения по поднятию кундлини, насколько я понял из работ М.Дичковского и переписки с иоги Матсиендрататом, только в двух современных тантрических традициях: Шри Видья и Кубжика.

miha: Сатьянанда пишет в своих книгах что объясняет крия йогу которой учил его Шивананда и она не имеет ничего общего с тем что понимают традиционно под крия йогой. Там же объясняет что одни и те же названия йоги, у разных учителей имеют совершенно различные техники. В том числе различаются и практики одних и тех же асан. Если в хатха йоге практика только с телом, то у него в эту же асану добавлены техники кундалини. Внешне не отличить, а на уровне практики ума полное различие.



полная версия страницы