Форум » Часто задаваемые вопросы » Является ли сексуальное соитие необходимым для обретения освобождения? » Ответить

Является ли сексуальное соитие необходимым для обретения освобождения?

Suraj: Является ли сексуальное соитие необходимым для обретения освобождения? Навеяно темой, обсуждаемой на БФ. там всё свелось к "если можно воздерживаться, то воздерживайтесь". А индийская Ваджраяна (до прихода в Тибет), - дикость. В общем классический пример "венигрета", - объяснение тантр с позиций сутр и прочая не разбериха. Есть некоторые работы, которые я не выставлял, ибо получил их под "расписку о не распостранении". Посему приведу лишь цитаты, без перевода, ибо материалы шибко вызывающие. Надеюсь Кармапeнко, Legba и другие участники, владеющие английским, прочтут. Кратко, суть в том, что согласно Ануттараиогинитантрам (цитаты ис Чандамахорасана тантры), достичь Освобождения без сексуального союза не возможно. Источник (диссертация): "Tantric Buddhist Apologetics or Antinomianism as a Norm" submitted by Isabelle Onians of Wolfson College, Oxford for the Degree of D. Phil. in Trinity Term 2001 ========================= Tantric Buddhism and Women Before we proceed to the details of our first question, whether sexual initiation is required in Tantric Buddhism, with its subquestion of why such ritual should be necessary, let us consider a different parallel claim. That is the blanket assertion of a Yogin¯ı-/Yoganiruttara tantra, the Chan.d.amah¯aros.an. a, that enlightenment cannot be won without a woman. The tenth chapter of that scripture is called ‘In Praise ofWoman’ (str¯ıpra´sam. s¯a; I am very grateful to Harunaga Isaakson for supplying me with his unpublished 1996 edition of this part of the text, together with the commentary ofMah¯asukhavajrap¯ada, the Padm¯avat¯ı).We referred to this same chapter above for its account of ´S¯akyamuni Buddha’s own enlightenment through erotic bliss (cf. above p.73ff.). The chapter begins with Can.d.amah¯aros.an. a’s divine consort asking him: Lord, is the state [of being] Can.d.amah¯aros.an. a attainable without a woman, or not? to which he replies: It is not, Goddess. (atha bhagavaty ¯aha– kim. bhagavan str¯ıvyatireken. ¯api ´sakyate s¯adhayitum. can.d.amah¯aros.an. apadam ut¯aho na ´sakyate? bhagav¯an ¯aha–na ´sakyate devi. CMT X.intro) The goddess rephrases her question, asking: Lord, is it because there is no arising of pleasure [without a woman] that it is not [attain]able? (bhagavaty ¯aha– kim. bhagavan sukh¯anuday¯an na ´sakyate? ibid. ctd.) Cand.amah¯aros.an. a’s lengthy verse response explains the kind of pleasure essential for enlightenment, how that cannot be generated without a female partner, and so why women are always to be venerated: The Lord said: ‘The highest Awakening is not reached by the arising of pleasure alone. It is obtained only by the arising of a special [type of ] pleasure, and in no other way. Moreover, that effect [i.e. pleasure] can in way (naiva) arise without a cause, of course (eva). That cause, indeed, is union (yoga) with a woman; nor can there ever be any other [cause]. The illusion which is woman is lauded [alone] of all illusions. He who neglects her will find no success. Therefore one should never not be in union with a woman. If thus, [in union with a woman,] there should be suffering or death, imprisonment [or] danger, any such [difficulty] can be borne, but one should not abandon a woman, because every woman [can] help one attain buddhahood by means of pleasure. Women are shameless, fickle, provocative [and] always obsessed with desire. [Yet] they grant success, [if ] honoured with all one’s being.’ Mah¯asukhavajrapada glosses the two compounds of the first verse as follows: ‘By the arising of pleasure alone’ means by means of the ordinary [pleasure] produced by viewing plays and so on. ‘A special [type of ] pleasure’ refers to the four [erotically generated] blisses; this [pleasure] arising is it becoming manifest, [and this is in the ablative of cause: i.e.] by that. Therefore it is agreed by proponents of every view that of all pleasures the one associated with a woman is the best. (sukhodayam¯atren. eti s¯adh¯aran. ena n¯at.ak¯adidar´sanajanitena. sukhavi ´ses.oday¯ad iti sukhavi´ses.a´s catur¯anandalaks.an. ah. , tasyodayah. pr¯adurbh¯avas tasm¯at. ata eva sarvasukh¯an¯am. madhye strain. am eva sukham. paramam iti sarvav¯adisiddham. Padm¯avat¯ı ad loc.) The commentary simply makes more explicit the sexual nature of the relationship one must have with a woman which is the only way to generate the pleasure which is the four blisses (¯ananda) and so win enlightenment. The contrast drawn with the mundane enjoyment of drama reveals the potential for confounding varieties of aesthetic experience (cf. my paper, O forthcoming). The scripture itself is extremely close in places to the words spoken by the teacher in the vidy¯avrata, quoted above from the Guhyasam¯aja. One should never abandon one’s woman. What makes her indispensable is that she is the only praiseworthy (or illuminating) illusion. The following verses (–) dictate the mutual worship of the couple (anyonyam. bhavet p¯uj¯a; CMT X.c), who are to perceive each other as deities (str¯ın. ¯am. ca pum¯an devo devat¯a str¯ı narasya hi; CMT X.ab). Then comes a passage which I feel bound to quote, even if we shall not here discuss the details: [The yogin] should worship [his woman] with all his being, [but] in such a way that wicked [non-mantranayins] do not realise [what his esoteric practice is]. Let him never reject [his] woman, [nowthat] he has heard this pronouncement of theBuddha. That sinner who does otherwise [than this worship of woman], will achieve hell.Otherwise death too is guaranteed (siddham). What use is separation from a woman? It is impossible to realise [one’s identity with] Can.d.aros.an.a by means of austerities. It is fruitless to bind a spotless mind in the net of delusion. The lover (k¯amin) must not avoid love (k¯ama). [That would] generate [the fault] of wrong livelihood [or hypocrisy] (mithy¯aj¯ıva). Through wrong livelihood the guilty party [acquires] demerit (p¯apa), through demerit he acquires at the moment of death rebirth in a hell. This is certain. Thus, the [spiritual] sons of the Conquerors win success through desire (k¯ama) itself. So one should not abandon the five [objects of ] desire (k¯ama[gun. a]) and torment oneself with austerities. One should look at all the forms that come one’s way, and listen to every sound; one should smell smells, and taste the best flavour; one should feel tactile objects: [this is] the service to the five [objects of ] desire (pa˜ncak¯amopasevana). [He who does this] will very quickly become Enlightened, [because] intent on Can.d.aros.a alone. There is no deceit greater, nor worse delusion, than that the whole time of being active and young, the pleasure of woman is not enjoyed. It is at this point that Can.d.amah¯aros.an. a recounts the true story of the Buddha’s own erotic path to enlightenment, and why he dissembled, for the sake of the muddled masses (CMT X 25-30;) In fact, all people are one, and that is one with the Buddha and his consort. In order to realise that unity one must join with a consort and enact the fusing of wisdom and means, the two-fold nature which obtains simultaneously with universal unity.

Ответов - 140, стр: 1 2 3 4 All

Шуня: Legba пишет: основного значения слова "е...я", просто в определенном контексте оно может быть использовано не по прямому назначению. уйё. это русский язык со смысловыми подтекстами, иностранцы вряд ли поймут где тут порылся сакральный смысл не знаю почему, всегда думала что любовь на санскрите обозначает слово бхава, хотя контекстов тут много... вот для примера -> чем не "сексуальная коннотация" в виде лингама и йони+никакой любви между мужчиной и женщиной.) [ut]http://www.youtube.com/watch?v=xYL6AnNKpz0&feature=player_embedded[/ut]

Suraj: Virati пишет: Мне вот интересно, а в буддизме кто-то из Лам передает упасаны, где действительно практикуется физическая майтхуна? Т.е. вопрос такой: они просто рассказывают, что такое есть или прямо таки конкретно передают и говорят: "Ну все, делайте". Шутите... Такие практики давно уже "для внутреннего пользования" теократической аристократии (занимающей важные посты в различных школах). Иногда практикуется вмененное снятие монашеских обетов для подобных практик. Hекоторые иерархи, где передача линий наследственнaя, вообще живут семейной жизнью. Ну, как в школе Сакья, например (глава школы, за пределами Тибета, не монах, имеет 3 сыновей). Мы о них можем почитать только. Исключением являются некоторые ламы школы НИнгма, которые возможно кому-то индивидиуально и передают эти практики, но я сам о таких прецендентах не слышл. Теоретически, имея инициацию и описание практик можно пытаться практиковать самому на свой страх и риск... но большинство застревают на "подходах" к даннопй практике, - практике кумхака и тумо. Основателю Друкпа Кагью (?) Гампопе, взяло 12 лет освоить кумбхаку. И то... у него была куча проблем во время её освоения, не смотря на то, что он получил все наставления от своего мула-гуру Миларепы , одного из ниболее почитаемых махасидхов-тибетцев. Как по мне, вообще, - это "гиблый номер", даже, вроде, получив наставления по кумбхаке и тумо... слишком опастно. Если случиться дисбаланс пран, то помочь будет некому... Э-э тут уж лучше что-то попроще помедленней... Отчасти поэтому инструкции по тумо/чандали тибетци передают не-охотно. Особенно те, кто осознают кармическую ответственность, за последствия неправильной и безнадзорной пратики их последователями...

anuttara: to Legba цитата: в свое время мне понравилась книга Миранды ШО. во первых потому, что она чуть проливает свет на ту чудесную древнюю культуру, полную изящества и красоты, свободы и поэзии, благодаря которым собственно тантра и зародилась. Собственно, это и есть вотчина женщины :) Вот именно потому, что от чтения возникают такие мысли - мне и показалась книга Шо - феминистской. Вы писали,что читали эту книгу 8 лет назад.Ну так что,я ее тоже первый раз лет 7 назад читала,а сейчас перечитываю и смотрю на многое другими глазами. Вы хотите сказать,что напрочь застыли в своем фотографическом снимке восприятия того времени ? Как то ,-"нет ничего стабильнее перемен"- на самом деле. Оценки,сравнения,-закостенелость так и приходит(кстати-на теле тут же отражается). Еще раз о феминизме.Перечитайте внимательно и объективно,-его там нет. И Шуня об этом же писала.Да и сама Шо в книге выступала против феминистических оценок запада. Достаточно объективно даны разные позиции -"Тантрическая идеология пола:гиноцентрическая гармония","Возражения против андроцентрического толкования источников". А в создании книги принимали участие и ЕСДЛ и ламы:Сонам Чжорпел Ринпоче(ему посвящена книга),Лати Ринпоче,Тара Тулку Ринпоче,Гунгру Тулку,Чецанг Ринпоче,кенпо Кончог Гьялцен, ЕС Шамарпа Ринпоче,Паво Ринпоче,Трангу Ринпоче,ЕС Сакья Тридзин,Чецун Чиме Лудинг,Лудинг Кен Ринпоче,кенпо Аббе,ЕС Дилго Кьенце Ринпоче,Минглин Тричен,Тулку Тондуп,Лама Цултрим.Словом , задействованы практически все школы...Сонам Сангпо помогал в нахождении редких рукописей и переводов и многие,многие другие.


Максим А: Mitra - это вообще "дружба". Karunaa - это доброта, любящая доброта... но уж никак не "любовь" - никакой сексуальной коннотации там нет. Есть kaama, raga, rati - это все относится к любви между мужчиной и женщиной, к эротике - но не к доброте. И уж если Вы заговорили о 4 безмерных - там ведь все таки призывают видет жс как своих матерей (или детей), но не как своих любовников (что было бы логичнее при Вашей трактовке, да и проще). Хорошо. Повторяем четыре безмерные: Метта - любящая доброта, возникающия из опыта прозрения - випашьяны. Каруна - сострадание, возникающее как реакция на страдания существ. Мудитта - сорадование, возникающее как реакция на счастье существ. Упекха - равностность или беспристрастность, но тут трактовки расходятся. Некоторые школы медитации называют упекхой состояние, в котором никакая из трех безмерных уже не имеет места или не важна. Другие же, под упекха понимают равностное или беспристрастное отношение ко всем существам в переживании этих трёх. Практика медитации четырех безмерных еще называется брамма-вихара-бхавана. Это оно так на Пали записано. Но дело даже не в этом. Доброта или добросердечие - это ведь явно не то, что имела ввиду Наташа - Вы ведь сами это прекрасно понимаете. Что имела в виду Наташа, боюсь доподлинно неизвестно даже ей самой )))) Но может пояснит вам далее.

Genesis: Максим А пишет: Достаточно отсидеть ретрит, сдать экзамен на кхенпо/геше и можно уже раздавать ванги или дженанги. А вы можете привести пример западных учеников раздающих ванги и являющихся утвержденными тантрическими мастерами? Я знаю такого только одного, правда он уже умер. Осел Тендзин(наследник Чогьяма Трунгпы Ринпоче), который вошел в официальную линию передачи Карма Кагью и был признан Кармапой 16. Suraj Вы можете высказаться по поводу вашего видения ситуации с относительно немалым количеством дзенских западных учителей и почти полным отсутствием ваджраянских?

гьялцен: Genesis пишет: А вы можете привести пример западных учеников раздающих ванги и являющихся утвержденными тантрическими мастерами? Да кучу можно упомянуть: лама Дени (полномочия от Калу Ринпоче), лама Ринчен- от Тенга Ринпоче, плюс несколько лам от шамаровского карма-кагью- лама Еше (не путать с братом Аконга Ринпоче), лама Хенрик и др. С бумажками, печатями и т.д.

гьялцен: anuttara пишет: А в создании книги принимали участие и ЕСДЛ и ламы:Сонам Чжорпел Ринпоче(ему посвящена книга),Лати Ринпоче,Тара Тулку Ринпоче,Гунгру Тулку,Чецанг Ринпоче,кенпо Кончог Гьялцен, ЕС Шамарпа Ринпоче,Паво Ринпоче,Трангу Ринпоче,ЕС Сакья Тридзин,Чецун Чиме Лудинг,Лудинг Кен Ринпоче,кенпо Аббе,ЕС Дилго Кьенце Ринпоче,Минглин Тричен,Тулку Тондуп,Лама Цултрим Вот это интересно- встречаются имена Шамара ринпоче и кенчена Трангу- а они теперь по разные стороны баррикад из-за признания Кармапы. Видать до раскола дело было. А Сонам джорпел- это случайно не тот дрикунговский лама, что приглашается в РФ компашкой космоэнергетов мистера Багирова?

Legba: Ну ладно, это уж частности. Дилго Кенце Ринпоче вообще умер за 4 года до издания книги, так что с того? Ну так что,я ее тоже первый раз лет 7 назад читала,а сейчас перечитываю и смотрю на многое другими глазами. Вы хотите сказать,что напрочь застыли в своем фотографическом снимке восприятия того времени ? Проблема в том, что у меня есть масса дхармового чтения наверняка более актуального. К примеру, "Уттаратантра-шастра" с комментариями - куда как душеспасительней. А на беллетристику книжка не тянет. Кроме того, за последние 8 лет мои, некогда высшие, способности сильно снизились, а характер испортился. Так что новое прочтение вряд ли прибавит мне доброго отношения. Я уж лучше Кроули почитаю, что ли...

Наташа Лигостаева: ваджрные братья! не притворяйтесь, будто не знаете что такое любовь! :)))) при чем тут определения? о боги боги мои!!! :)))))))))))))))) гьялцен пишет: А помимо любви, удержать кого-то с кем-то может что угодно: сила. страх. выгода и прочая... Это только у Достоевского любовь спасет мир. ты хочешь сказать что с тем то или тем то учителем к примеру, или каким либо человеком тебя это всё и удерживает?!! :) ужас ужас ужас.... не верю! :) Федор Михалыч написал что "красота спасет мир" :)) красота - выражение гармонии, гармония - одно из качеств любви. это же ясно. наиболее полно гармония отображена в классических видах искусства. но вот то что ты изрек про любовь - совершенно верно. подписываюсь! :)) - она спасает. потому что по жизни так и происходит. Легбе: - вобщем, из этой дискуссии вобщем ясно, почему в свое время возникли методы тантры, - надо как то было встряхнуть человеков, сильно увязжих в схематичности (религиозные стистемы породжали и порождают горы книг и текстов, сам процесс изучения всего этого вовсе не гарантирует достижения освобождения, хотя несомненно утончает ум и делает его более изворотливым в убегании от своего естественного состояния)

Наташа Лигостаева: Максиму: мне кажется, что если человек реализовал 4 безмерных, то кармамудра и всё что ей предшествует как методы (кумбхака, туммо) - уже не актуальны.

Наташа Лигостаева: да, и кстати - феминизма в книге Миранды Шо нет ни капли. честно говоря феминизм как социальный феномен вряд ли был характерен для Индии тысячелетней давности . это просто смешно! :)

Charya Samudra: ...мне кажется, что если человек реализовал 4 безмерных, то кармамудра и всё что ей предшествует как методы (кумбхака, туммо) - уже не актуальны. Актуальны. 4 безмерных - это мирские достижения, не более (что, конечно, не умаляет их ценности). Они на то и "Брахмавихары", что их плодом является перерождение в мире Брахмы.

Ахам: Наташа Лигостаева пишет: Легбе: - вобщем, из этой дискуссии вобщем ясно, почему в свое время возникли методы тантры, - надо как то было встряхнуть человеков, сильно увязжих в схематичности (религиозные стистемы породжали и порождают горы книг и текстов, сам процесс изучения всего этого вовсе не гарантирует достижения освобождения, хотя несомненно утончает ум и делает его более изворотливым в убегании от своего естественного состояния) Наташа Лигостаева, сами же ведь понимаете как туго обстоят дела с этим " естественным состоянием ". А с любовью думаете, что.... намного проще? Да, нет. Еще сложнее. Так как она есть не что иное, как проявление этого естественного состояния. И определить ее трудно, и почувствовать и не потерять. А вот самообманываться очень даже легко. Наташа, скажите честно - Вы ко всем учителям испытываете глубокую, неподдельную любовь или только к тем кого ругаете? А посвящение от каких учетелей получаете и вступаете с ними в варджные отношения ( становитесь дочерью )? Только у тех кого любите? Извиняюсь, что так грубо лезу в столь тонкую и интимную сферу, но иначе не получается подвети Вас к пониманию важности тех "формальных" отношений, которые Вам так претят.

Legba: не притворяйтесь, будто не знаете что такое любовь! Классика - когда человек сам чего-то толком не знает, всегда говорится - "ну вы же знаете". В надежде, что скажут за него сами, как-нибудь... красота - выражение гармонии, гармония - одно из качеств любви. Замечательно. То есть все опять свелось к непонятно чему. Давай я сразу дам универсальное определение, чтобы больше тебе не беспокоиться: "Все есть проявление сами знаете чего" На скрижалях выбейте, пожалуйста. сам процесс изучения всего этого вовсе не гарантирует достижения освобождения, хотя несомненно утончает ум и делает его более изворотливым в убегании от своего естественного состояния "Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы..." (С) Безусловно, освобождение (сами знаете что это) гарантирует только сами-знаете-что. Почему только, интересно мне, "встряхиваются" в основном те, кто нигде и не "увязал". мне кажется, что если человек реализовал 4 безмерных, то кармамудра и всё что ей предшествует как методы (кумбхака, туммо) - уже не актуальны О как. Смачно сказано. А тот факт, что практика "4 безмерных" в тибетском буддизме обычно входит в Нендро (которое делают для того, чтобы подготовить ум к практике Керима, который практикуют для того, чтобы иметь способность практиковать Дзогрим, на высших стадиях которого можно вдруг и до кармамудры добраться) тебя ничуть не смущает? Тоесть я знаю, конечно, немало людей, которым понадобилось попытаться практиковать рушены, чтобы начать делать простирания. Но это - не совсем классический подход, правда?

uzh: Наташа Лигостаева пишет: вобщем, из этой дискуссии вобщем ясно, почему в свое время возникли методы тантры, - надо как то было встряхнуть человеков, сильно увязжих в схематичности (религиозные стистемы породжали и порождают горы книг и текстов, сам процесс изучения всего этого вовсе не гарантирует достижения освобождения, хотя несомненно утончает ум и делает его более изворотливым в убегании от своего естественного состояния)

Максим А: Legba: Кроме того, за последние 8 лет мои, некогда высшие, способности сильно снизились, а характер испортился. Удивительно! У меня тоже самое. Что же это такое???

Virati: Suraj пишет: Шутите... Такие практики давно уже "для внутреннего пользования" теократической аристократии (занимающей важные посты в различных школах). Фактически да. Я так и думала, потому что и в индуизме тоже самое. Поэтому меня первое время весьма удивляло, когда из Индии после двух-трех недель приезжали разные русские "тантрики, посвященные в практику майтхуны" (по их словам, разумеется), а как позже выяснилось, практикующие исключительно потому, что состряпал такой же чел как и они, с той разницей, что более начитанный и знает санскрит на достаточном уровне, чтобы самому перевести и составить свои варианты подобных практик. Реально, в Индии, ситуация такая же как в тантрическом буддизме, если кого-то и посвящают в такие вещи (не как исключительно для внутреннего пользования), то этому они учат или в виде призвания в тела Божеств (без ритуального секса) или же очень и очень не многих, кому доверяют на все сто. Я знаю из всех иностранцев лишь двух человек и то, про них не слышно нигде, именно в такой подаче. А еще меня убил наповал один случай, мой знакомый помог русскому любителю тантры получить посвящение в Индии у тантрического Гуру, на что Гуру с трудом соглашался. Этот его товарищ не знает не то что хинди, но и английского, даже на самом примитивном уровне. Поэтому стоило немалых трудов переводить для Гуру то, что хотел этот русский чел, который был воспитан на "русских версиях тантры". Но Гуру таки дал добро и провели ритуал передачи просто одной шактийской мантры для пурасчараны. После прошедшего ритуала надо было "посвященному" срочно ехать в аэропорт. И посвященный выдает такую речь: "Ну ваще, ну тантрик, простро чума, крутой сенс, надо в следующий раз приехать с телками для нормального посвящения". Мне когда рассказали, хотелось вообще всю эту "русскую майтхуна тантру" проклясть абхичарой (утрирую). Еще доводилось в России слышать много других нелепостей, причем от самых "великих" местных тантриков, например, что в Индии все индусы считают поклонение Кали чем-то таким ужасным, как в фильмах ужосов, так как они все "пашу", но вот лишь в России, есть общества "бесстрашных экстрималов", "идущих по лезвию бритвы" . Только они в Индии мало были, раз такие байки придумывают, во всей Индии поклоняются Кали, чуть ли не в каждом квартале, открыто. В России вообще столько выдумано местных небылиц про "традиционную" тантру, к которой они, типа, принадлежат . Имен решила не называть, так, скорее о самой тенденции.

ale: подозреваю что за сексуальными практиками по порядку идет каннибализм

uzh: to last в продвинутой форме ) сразу не съедают .... смакуют всю кальпу

LaGuardia: Б.Д.Дандарон Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма* Цель настоящей работы — осветить один из принципиальных вопросов буддийского тантризма: махамудру. Для правильного подхода к вопросу мне представилось необходимым раскрыть прежде всего содержание махамудры, поскольку такой подход дает понимание и ее природы, и ее роли в системе. Учитывая необычайную сложность проблемы и будучи ограничен рамками журнальной статьи, я решил изложить основные теоретические положения махамудры так, как их представляют сами буддисты, и воздержаться от каких бы то ни было комментариев — это дело будущего. Во всяком случае такой подход позволяет даже сейчас сделать существенный вывод: цели и задачи буддийского тантризма, основой и объединяющим принципом которого является махамудра, не имеют ничего общего с целями и задачами шиваитского тантризма. Считать поэтому буддийский тантризм производным от шиваитского мистицизма, подобно Г.Ц.Цыбикову, А.Уодделю и др., крайне неправильно. Именно подобные взгляды порождали предвзятость, которая была направлена против всего тантрийского. Поэтому многие ученые отказывались от какого- либо изучения его или же к изучению тантризма относились долгое время с пренебрежением. Первым осмелился опубликовать серию работ по тантрийским текстам и философии Артур Авалон (Джон Вудроф), который писал в предисловии к "Шричакрасамбхаратантре": "Невежды... дают столько пищи для ложных сужде ний, что они (суждения) с готовностью подхватываются и именно они большей частью служат материалом для религиозной полемики. Темно менее я повторяю, что мы должны привлечь наш разум и чувство справедливости к тому, чтобы постараться понять всякую религию в ее высшем и чистейшем проявлении" (I, c.VII). Но сам Авалон, однако, не был вполне свободным от той ^предвзятости", что буддийские тантры были лишь ответвлением индуистских тантр. Это мнение господствовало до тех пор, пока тибетские тантрийские тексты не стали бо лее или менее доступными ученому миру. Анагарика Говинда пишет по этому поводу в статье "Principles of Tantric Buddhism" следующее: "Против этой точки зрения свидетельствует большая древность и содержательное развитие тантрийских тенденций в буддизме. Уже у ранних махасангиков было особое собрание мантрических формул в их "Дхарани-питаке"\ также в "Манджушримулакальпе", появившейся, согласно некоторым авторитетам, в 1 в. н.э. Они содержат не только мантры идхарани, но и многочисленные мандалы и мудры. Даже если датировка "Манджушримулакальпы" не совсем точна, выглядит вероятным, что буддийская тантрийская система выкристаллизировалась в опре деленную форму к концу III в.н.э., как видно по хорошо известной тантре Гухьясамаджа. Заявлять, что буддийский тантризм есть ответвление шиваизма, могут только те, кто не имеет представления о первоисточниках тантрийской литературы. Сравнение индуистских тантр с буддийскими, которые сохранились преимущественно в Тибете и, следовательно, долгое время оставались не замеченными индологами, не только показывает удивительное несходство в методах и целях, вопреки внешнему сходству, но и доказывает религиозное и историческое старшинство и оригинальность буддийского тантризма. Вест текст тут: http://www.philosophy.ru/library/asiatica/buddhica/dandaron.html



полная версия страницы