Форум » Часто задаваемые вопросы » Классификация Тантр в Буддизме и КШ » Ответить

Классификация Тантр в Буддизме и КШ

Silver: Приветствую. Хотел бы спросить, есть ли какие-либо общие черты в классификациях тантр в Ваджраяне и индуизме (КШ, Натхи, Шри Видья)? К примеру - деление на 4 или 6 классов тантр в буддизме. Т.к. знаю, что многие знакомы с этим предметом.

Ответов - 83, стр: 1 2 3 All

Dissaper_in_emptines: Да вот мне было бы тоже интересно это узнать, хороший вопрос:)

Die: Да вот мне было бы тоже интересно это узнать, хороший вопрос:)

Suraj: проклассифицировать можно что угодно и как угодно. Это совершенно не отражет общности и отличий. А сравнивать всё со всем... Такого я ещё не видел. КШ И Ваджраяну сравнивал Хартсел. Диссертация на более, чем 1000 страниц. Если интересует могу дать ссылку где можно скачать. Текст на английском. И это он кратко, только сущностные моменты сравнивал...


Suraj: У нас участник под двумя разными никами шлёт идентичный message с одного модема. Никак опять Бхайраванада. Блокирую оба профайла... Модератор

Максим А: Помоему жестковато как-то обошлись с DiE.. По теме. Чисто со статистической точки зрения, при перекрестном анализе двух систем количество заблуждений растет квадратично. Даже если больше(!) половины обоих тантр правда (т.е. реально раскрываются принципы работы с энергией, с переживаниями, и вообще могут быть проверены на опыте), а остальное адаптации под локальные верования анимизма, шаманизма, дравидских культов, или же просто выдумки, то количество "правды", а точнее достоверной информации в таком сравнении квадратично уменьшается, в то время как полуправда (она же ложь) или неправда квадратично растет. Если положить, что в обоих системах достоверно 60% информации (Т=0,6) , то при перекрестном анализе достоверным оказывается уже не 60%, а 36% (Т2=0,36), что почти вдвое меньше. При этом количество неправды в частном отношении растет с 0,4 до 0,64. Про количество ложного текста даже страшно подумать. И это при условии, что истины там больше половины, а если меньше? Можете посчитать сами. Конечно это можно назвать математической спекуляцией, однако сие заставляет задуматься, надо ли оно в принципе

Silver: Я имел ввиду, что например в школе Гегук очень большое внимание уделяется 2-м стадиям. И в Гелук часто критикуют тех практиков, которые пренебрегают стадией зарождения или уделяют ей мало времени по сравнению с практикой Кедрим. Как обстоят дела с этим в индуистских Тантрах? Далай Лама 14 - делает очень сильный упор на то, что без правильного понимания Пустоты в стиле Мадхьямик-Прасангики - любая тантрическая практика - всего лишь игры ума. В связи с чем, сразу же возникает вопрос - если индуисткая Тантра не признает Прасангику в частоности и Мадхьямику в целом (Рантонг и Жентонг) то получается, то она (КШ, Натхи, Шри Видья) не реализуют состояние полного освобождения. Спрашиваю потому, что очень интересуюсь индуисткими тантрами, а цельного понимания - пока нет

Максим А: Silver в индуиских тантрах я хоть и профан, но всё же не полный (спасибо Сураджу))) Что я понял для себя читайте ниже. Далай Лама 14 - делает очень сильный упор на то, что без правильного понимания Пустоты в стиле Мадхьямик-Прасангики - любая тантрическая практика - всего лишь игры ума. Это игры ума в любом случае, но ирония в том, что мы это понимаем только(!) если опираемся на воззрение прасангики или читтаматры. В противном случае мы будем считать персонажей мандалы реальными существами, и получать такую же (реальную) реализацию. Ирония очень показательная, и кажется, только усиливает разрыв между двумя истинами. Но не всё так однозначно ;) В связи с чем, сразу же возникает вопрос - если индуисткая Тантра не признает Прасангику в частоности и Мадхьямику в целом (Рантонг и Жентонг) то получается, то она (КШ, Натхи, Шри Видья) не реализуют состояние полного освобождения. Так или иначе, но весь индуизм оперирует понятием Бога и его творящей энергии. Это и Брахма, и Вишну, и Шива, и Парамашива, и соответственно Шакти, Майя, Кали, Дэви и т.д. То есть создается представление о некотором особенном источнике, всетворящем и ум направляется на него. А точнее на определенное представление о нем, и удерживается там, что называется до упора. Это отличается от буддийской тантры, когда такое представление обязательно должно быть растворено там же, откуда и возникло, т.е. в природе ума. Сама эта стадия дает очень четкое и явное переживание пустоты, и в дальнейшем способствует очищению стадии зарождения, а с ней и четырех типов рождения. Правда не совсем ясно, зачем это критиковать, если вы об этом кончечно (т.к. в вашем сообщении есть неточность, у вас ст.завершение - кьерим, а не дзогрим).

Silver: Вопросы по тантре - сложны в первую очередь в связи с взятием практиками самайных обязательств. В том числе не разглашать тексты садхан, и т.д. Поэтому, задавая эти вопросы, я прекрасно понимаю, что остается очень маленький круг вопросов для общего обсуждения. И не хотелось бы заставлять кого-либо нарушать свои самайные обязательства. Но если есть возможность как-то прокомментировать те или иные моменты в индуистких тантрах - я буду благодарен. К примеру у Берзина есть описанте садхан по Калачакре, Ямантаке – тантрам. Лежат в открытую, в сети, в русском переводе. С достаточно подробным описанием. Есть ли аналоги Аннутарайога-Тантр (Ямантака, Гухьясамаджа) в индуистких тантрах, не по названию а по сути? P.s. Да, с дзогримом – ошибся…

Silver: to Suraj 1000 страниц на английском - не осилю. Хотя если там есть какие-либо таблицы - я думаю было бы интересно прочитать. Что нужно, что бы Вы (Suraj), дали ссылку?

Максим А: Вопросы по тантре - сложны в первую очередь в связи с взятием практиками самайных обязательств. В том числе не разглашать тексты садхан, и т.д. Поэтому, задавая эти вопросы, я прекрасно понимаю, что остается очень маленький круг вопросов для общего обсуждения. Это для нас, для паствы, для простых смертных, оно всё как в средневековье. Для ученых же, да и просто для тех, кто читает на английском никаких секретов в ануттара-тантрах давно уже нет. Ламы и соискатели ученых степеней по востоковедению мило друг другу улыбаются, обмениваются любезностями и текстами, к которым даже близко не подпустят обычных "прихожан", даже западных. Всё таки народный буддизм, аристократический буддизм и научный, три большие разницы. Отвечая на ваш вопрос об аналогах ануттара-йога тантр в индуизме, невольно вспоминаются изыскания Сандерсона, в которых он демонстрировал как целые главы восхвалений из индуиских текстов, мирно перекачовывали в буддийскую тантру. Самый яркий пример Самвара, а точнее Чакрасамвара, где значительная часть текста это шлоки из одноименной индуиской тантры . Исследователь ранга по-меньше - Александр Щербаков также обращал внимание участников данного форума, как в тибетский текст по медицине Джуд Ши были включены главы из аюрведы, а в предисловии восхваление Ишваре (Брахме или Индре по разным версиям) заменено восхвалением Гуру Врачевателю или Будде Медицины. Так что общего с индуизмом у анутаратантр намного больше, чем известно простому буддисту вроде нас с вами.

Silver: По поводу схожести садхан - согласен, читал у Suraj на сайте. Тексты садхан - могут действительно совпадать. Было бы интересно узнать - насколько совпадают результаты практик. К примеру: одинаково ли проходят состояния Бардо в момент смерти практики разных традиций? Испытываются ли одни и те же состояния, цвета, и т.д. В нингмапинских тектсах, бонском дзогчене - очень подробно и открыто описывают это. У индуистких учителей к сожалению этого в явном виде не встречал. Отсюда и вопросы.

Максим А: Могу немного сказать за натхов. Когда Гуру Матсиедранатх проводил семинар в Киеве в одном буддийском центре, он не раз обращал внимание, что "у буддистов всё четко", с сансарой, нирваной, бардо, локами и перерождениями. Каждая эмоция отвечает за свою локу являясь её причиной, т.е. всё связно и логично. У натхов, надо понимать, такой детализации не наблюдается. Вообще, когда ему задавали близкие к философским вопросы, он спокойно отсылал к философии кашмирского шайвизма, отмечая, что традиция натхов система практическая, и философией там не замарачиваются. Если же брать натховские практики раджа- или аманаска-йоги, то на мой скромный взгляд они очень сходны с практиками упадеш дзогчена, я уже об этом писал. Главное, что я для себя отметил - после любого умопостроения или визуализации, отстутствует стадия растворения (как в дзогриме без признаков). Впрочем, она также отсутствует и в Ану-йоге, но в ней подразумевается понимание единства двух стадий. Подразумевается ли это у натхов? Не знаю. Однако в виду того, что это больше вопрос воззрения, в т.ч. интеллектуального, а натхи этим не замарачиваются, то скорей всего нет. Но это, опять же, мое мнение основанное на 14 часах семинара.

Silver: Я смотрел в "YouTube" несколько роликов с Киевского семинара Гуру Матсиендранатха. Понравился стиль его общения. Мне очень важно было узнать, что сами Натхи признают, что в буддизме "все очень четко" прописано. По поводу схожести аманасика-йоги с упадешами - я читал ваши комментарии в других постах. Но выполняется ли раджа-йога с точки зрения реализации недвойственного состояния сознания? В буддийском тантризме все практики напрямую связаны с реализацией 3-х Кай. И при этом говориться, что без четкого интеллектуального понимания их природы - не будет полной их реализации. (Поэтому очень много философии и логики, особенно в Гелук.) Реализуют ли эти тела у Натхов? Есть ли практики по реализации Радужного тела? Правильно ли я понял, что при отсутствии дзогрима (у Натхов) практика превращается в обычную Крия-Тантру? Или это все-таки Ану-йога?

Максим А: Думаю вам лучше спросить об этом непосредственно здесь http://forum.dharmanathi.ru/index.php?board=14.0 Потом кините сюда ссылочку если дискуссия пойдет. Касательно интеллектуального понимания пустоты, на котором настаивает Гелуг, это просто такой подход в этой школе, вот и всё. Замахиваться на "не будет полной реализации" конечно через чур. В Кагью например другой подход, и воззрение другое (как известно читтаматра в том или ином виде), но реализованных не меньше, а то и больше. Так что всё относительно. Желаю удачи!

Silver: Спасибо за ссылку. Я уже давно читаю их форум. Но ответа там тоже пока не нашел.

Virati: Насколько мне известно, классификация тантр в индийском тантризме в основном базируется на теории «амная», по крайней мере, в известных тантрических культах, таких как Шривидья, Кубджика, Кашмирский Шиваизм, это точно так. Что касается Натхов, то Максим А прав, они на этом не заморачиваются, хотя у Натхов, конечно, есть свои классические тексты. По амнаям (классификации тантрических текстовых знаний) неплохо изложено в книге М. Дичковски «The Canon of the Saivagama and the Kubjika Tantras of the Western Kaula Tradition». Там дана неплохая классификация агамических (тантрических) текстов, что к чему относится.

Virati: В буддийском тантризме все практики напрямую связаны с реализацией 3-х Кай. И при этом говориться, что без четкого интеллектуального понимания их природы - не будет полной их реализации. (Поэтому очень много философии и логики, особенно в Гелук.) Реализуют ли эти тела у Натхов? Есть ли практики по реализации Радужного тела? Вероятно этим телам есть аналогии, которые описаны в общих чертах в «Сиддха-сиддханта паддхати», но в ней, скорее, описана концепция, а практики уже в других практических паддхати. Реализация того, что называют радужным телом есть, называется она «дивья-деха», но кто-то реализуют просто осознанное оставление тела при смерти, а кто-то «дивья-деху». Последнее, однако, очень непросто, хотя говорят об этом, конечно, много.

Максим А: Virati пишет: Реализация того, что называют радужным телом есть, называется она «дивья-деха», но кто-то реализуют просто осознанное оставление тела при смерти, а кто-то «дивья-деху». Последнее, однако, очень непросто, хотя говорят об этом, конечно, много. Если много говорят, то наверное и говорят когда такая реализация была последний раз, и где?

Suraj: Максим А пишет: Если положить, что в обоих системах достоверно 60% информации (Т=0,6) , то при перекрестном анализе достоверным оказывается уже не 60%, а 36% (Т2=0,36), что почти вдвое меньше. При этом количество неправды в частном отношении растет с 0,4 до 0,64. Про количество ложного текста даже страшно подумать. И это при условии, что истины там больше половины, а если меньше? Можете посчитать сами. Конечно это можно назвать математической спекуляцией, однако сие заставляет задуматься, надо ли оно в принцип Максим, уже всем на этом форуме давно понятно, что ВАМ ЛИЧНО, тантры не нужны. зачем возвращатсья к данной критике опять и опять?

Максим А: Ну отделять зерна от плевел вполне научный подход. И разбираться, где действительно полезные сведения для понимания себя, а где пережитки палеолита, которые не нужно слепо принимать на веру, в наших же общих интересах. А то ведь может кому-нибудь захочется сожрать бодхисатву-махасатву, чтобы обрести совершенное просветление (прости Будда), а поворотов-стопов нет. Нехорошо однако.

Suraj: Silver пишет: Тексты садхан - могут действительно совпадать. Было бы интересно узнать - насколько совпадают результаты практик. Сложно сказать. В Трике Абинавагупты, Шивататва описывается и как махашунья и как свет сознания. Весьма напоминает союз "светозарной ясности (или переводимой часто, как "ясный свет") и пустоты. В кали Краме высшей реальностью называют маха-шунью, а 12 форм кали, - это различные аспекты пустотности. напоминает 8 аспектов постижения пустотности во время снисхождения и восхождения бинду во время практик чандали и карма мудры иогини тантр. Паралелей много. Мне кажестя, что недуальные шайва-шактийские системы сформировавшиеся после десятого века, говорят примерно о тех же уровнях реализации сознаний, что и поздние ануттараиогатантрах. правда в отличие от ваджраяны, они часто дают очень утончённыю энергетическую структуру макро и микро косма. Достаточно почитать "Парамтришикавиварана" Абинавагупты... О Шри Видье я не имею ни малейшего понятия... К примеру: одинаково ли проходят состояния Бардо в момент смерти практики разных традиций? Испытываются ли одни и те же состояния, цвета, и т.д. переживание состояний, цветов и уж тем более форм, - очень индивидуально. Даже согласно самим текстам дзогчен. Это обусловлено содержанием идивидуальной алая-виджняны и состойнием элементов к моменту умирания, что также обусловлено типом болезни повлиявшеи на фатальный энергетический дисбаланс... В "Бардо Тёдол", описан очень усрднёный сценарий. Эти воопросы я конкретно выяснял во время дзогченовких ретеритов у Тензин Вангьял Р.

Лигостаева Наташа: Suraj пишет: переживание состояний, цветов и уж тем более форм, - очень индивидуально. у Тулку Ургьена в "Повторяя слова Будды" тоже встречала подобное высказывание (Что навевает на мысль о том, как важно понять для себя личное состояние элементов и их динамику).

miha: Так понятное дело, каждый видит святых своей религии, а не тех которые не исповедует.

Максим А: Так понятное дело, среди нагромождения сложностей, простые вещи кажутся просто откровениями. Яркий пример - учение Дзогчен (не тантрический\не кладбищенский).

Virati: Максим А пишет: Если много говорят, то наверное и говорят когда такая реализация была последний раз, и где? Таких историй полным полно, но просто им не придают такого конкретного значения как в буддизме, типа, исчез в свете, и обязательно остались лишь ногти, и только от больших пальцев ног . А почему не зубы? Обычно под сиддхой, натхи подразумевают не человека, умеющего что-то конкретно, а обладающего множеством самых разных совершенств, так например, есть йогины которые демонстрировали материализацию и телепортацию, к примеру, Йоги Нарахаринатх, который ушел из тела не так давно, но он все-таки физически умер и его самадхи находится в Мригастхали (Катманду). А есть те, кто вообще ушли из социума и нигде в нем не светятся, о них есть информация только что их "больше нет". Если бы они "были", "оставив после себя ногти", то из ногтей сделали бы культ, построили бы "музей ногтей", а если нашли бы этого йогина, то отправили бы работать в цирк, стали бы рекламировать кока-колу. Цирк счел бы для себя это большим благом, и в качестве награды бессмертному йогину предоставил бы к старости неплохую пенсию. Максим, понимаете, смысл моей шутки? Скажу по секрету, он все-таки реально существует. Кстати, сколько слышала разных объяснений "радужного тела", вопросов появляется больше чем ответов. Может кто-нибудь поделится мнением о том, что же это все-таки такое? Если вообще об этом адекватно рассказать реально.

miha: Virati пишет: Может кто-нибудь поделится мнением о том, что же это все-таки такое? Если вообще об этом адекватно рассказать реально. Ничего сложного. Прийдет время сами узнаете. 20000 лет пройдет как миг. Никто толком не расскажет. Реализовавших уже нет, а тем кто не реализовал, верить можно конечно, но ...

Virati: miha пишет: Реализовавших уже нет, а тем кто не реализовал, верить можно конечно, но ... Ну Вы же, очевидно, догадались, что верить никто особо-то не торопится. Поэтому с непростой категорией вопросов все в полном порядке.

Suraj: Virati пишет: Таких историй полным полно, но просто им не придают такого конкретного значения как в буддизме, типа, исчез в свете, и обязательно остались лишь ногти, и только от больших пальцев ног . А почему не зубы? Считается, что плоть растворяется в наибоплее чистой форме панчамахабхут, - в свете. Ногти и волосы считаются нечистой субстанцией и растворению не подлежат. Подоного эффекта достигали не только практики Дзогчен, но и последователи ануттараиогатантр/махамудры.

Вангдраг: Suraj,Вы имеете ввиду достижение "радужного тела" послед.анутарайогатантр/махамудры или исчезновение тела?

Suraj: Вангдраг пишет: Suraj,Вы имеете ввиду достижение "радужного тела" послед.анутарайогатантр/махамудры или исчезновение тела? Я бы, с осторожнострью, сказал так, - расстворение материального тела в свете 5 элементов. Кстати, слышал, что последователи индуиских 62 тантр Бхайравы (Мантрапита, Дакшиначара), тоже растворяли как-то материальное тело... детали мне не известны...

miha: Щас нафантазирую. Если так относительно это из серии преобразования и очищения элементов. По схеме: элемент, его цвет, в белый свет, обрушить белый свет оставить основу, а восстановление, в обратном порядке не производить.

miha: Волосы и ногти, очевидно это одежда для тела, а не само тело.

Максим А: miha пишет: Щас нафантазирую. Если так относительно это из серии преобразования и очищения элементов. По схеме: элемент, его цвет, в белый свет, обрушить белый свет оставить основу, а восстановление, в обратном порядке не производить При этом нужно усиленно поститься, с каждым месяцем делая этот пост строже. Без этого радужного тела не будет. Во всяком случае у тибетцев так.

Virati: Очень интересно на счет "трактовки ногтей". В Индии, в прошлом столетии, в Варанаси жил сиддха, Йогирадж Тайленга Баба, он демонстрировал много сиддх, и потом, судя по тому что говорят местные, растворил свое тело в свете. Правда, все тело, и таких историй немало, обычно нигде не говорится об оставлении именно нечистых частей тела, видимо то, что может считаться нечистым, тоже способно к растворению. Да, еще. В Варанаси есть его самадхи, несмотря на то, что сиддха исчез. История что-то нвроде воскресения Иисуса. Тайленга Баба сначала осознанно покинул тело, а потом растворил его. Люди там установили самадхи, чтобы было место, где ему поклоняться. Говорят что самого тела в том месте нет.

Максим А: Virati пишет: Да, еще. В Варанаси есть его самадхи, несмотря на то, что сиддха исчез. Какая-то глупая формулировка, не находите? Как же он теперь без самадхи то? Может вы хотели сказать - мурти?

Virati: Максим А пишет: Какая-то глупая формулировка, не находите? Да как-то нет. Максим, говоря о самадхи, я имею ввиду место, которое называют этим термином, т. е. это не самадхи, как внутренее йогическое состояние. В Индии принято грихастх (семейных людей) сжигать после смерти, а садху (отшельников) закапывать, место называют самадхи, что-то типа маленького храма, которому так же индусы поклоняются потом. Иногда на самадхи устанавливают и мурти (изображение) также.

Вангдраг: Я уточнил,потому что реализация, сопровождаемая растворением тела,есть и в сутре и в тантре.В Дзогчен обретение "радужного тела" опирается на тему внешнего/внутреннего йинга.А в анутарайогатантре/махамудре нет объяснения этого. Поэтому технически нет возможности реализации "радуж.тела".Но есть "иллюзор.тело". В "р.теле" тело то не исчезает.Оно избавляется от грубых составляющих.А тело остае- ся в своей чистой-тонкой форме и сохраняет активность(что важно).Потому и остаются волосы и ногти-нечистоты тела(осадок костей).Реализация уровня нирманакаи. Suraj, в США есть Мастера передающие индуист.тантру?

Fantasy: Согласен с Вангдрагом, реализацию Радужного тела можно обрести только через практику Великого Совершенства, так как практика тогал присутствует только там. В практике ануттара-тантры/махамудры тоже можно добится исчезновения тела, но это будет не радужное тело. В Трекчо тело не может стать телом света - можно лишь заставить его исчезнуть до уровня атомов. Существует много систем для того, чтобы заставить физическое тело исчезнуть, такие как временное иллюзорное тело. Даже в практике шаматхи физическое тело может исчезнуть. Но все эти преобразования не истинны и не конечны. Тогел же полностью трансформирует физическое тело в чистый свет. Лопон Тендзин Намдак "Капли Сердца Дхармакаи".

Suraj: Вангдраг пишет: Suraj, в США есть Мастера передающие индуист.тантру? Я много лет искал и не нашёл. Но есть, видимо, практики Шри Видьи. Ну и кое кто из учеников Лакман Джу (не имеющих прав для передачи).

Ахам: Вангдраг Fantasy По теории практика отцовских ануттаратантр приводит к созданию нечистого иллюзорного тела, если практик не достиг уровня " видения", или чистого иллюзорного тела, если достиг уровня видения. Тело это состоит из тонких энергий. " Радужное тело " материнских тантр тоже составлено из тончайших энергий. А вот практика недвойственных тантр приводит к обретению несубстанционального тела, аналога дзогченовского радужного тела. На деле же, практикуя любой класс тантр, человек достигает просветления и затем, блягодаря своей реализации, обретает "радужное тело" дзогчена. Virati, а вдруг тибетцы оставляют волосы, ногти и одежды для того, чтобы их достижения не перепутали со всякими там телепортациями, переносами, исчезновениями и прочими временными дематериализациями, а?



полная версия страницы