Форум » Часто задаваемые вопросы » Неварский буддизм? » Ответить

Неварский буддизм?

Legba: Кто-нибудь слышал о "белых людях", практикующих в неварской традиции? Или это совершенно закрытая тема?

Ответов - 59, стр: 1 2 All

rushnyk: Вряд ли это ответ, но вот что на этом форуме уже было: Имя, пароль2: новый гость Не зарегистрирован ...А вот всё, что касается тантрических садхан, до сих пор содержится исключительно внутри традиции. Со стороны эти практики получают лишь единицы по рекомендации. Очень сомнительно, чтобы что-то было в сети. Если кто-то со стороны и получает практики неваров, то принимает на себя определённые обязательства. Мои единичные попытки войти в контакт с неварами-буддистами последовательно наталкивались на "непонимание" ими английского. Даже если я пояснял, что хочу всего лишь услышать, как звучат буддистские литургии на санскрите. Поэтому очень даже верю упомянутому в цитате условию - "по рекомендации"

Virati: Знаю того, кто посвящен в Неварской хинду-традицию, но скажу честно, это не просто. С буддизмом, очевидно, то же самое. Они серьезно относятся к своей клановой системе, в хинду-тантризме передают все по паддхати, им лет по 500-700, и давать белым, которые с этим могут небрежно обращаться, они боятся. Брахманов, которые могут посвящать - немного, их раньше обеспечивал король Непала и ученики, которые входили в клан, так что, скорее всего, репутация им важнее чем деньги. В хинду-тантризме основные Гуру - это брахманы (Раджападхьяя), в Неварском буддизме не знаю точно, кажется, Ваджрачарьи. И еще знаю, что эти две категории обществ (хинду и буддисты), хоть и неварские оба, но в целом держатся отдельно, за исключением праздников, таких как Бунгамати, где они вместе совершают ритуалы. По словам и тех, и других, в их садханах много схожего, что, собственно, и не удивительно. Мой непальский Гуру говорил, что буддисты (неварские), в свое время много заимствовали от них (неварских хинду-пандитов), передаю его слова как есть, без искажений.

Virati: Очень сомнительно, чтобы что-то было в сети. Если кто-то со стороны и получает практики неваров, то принимает на себя определённые обязательства. Да, есть такая вещь перед посвящением, где Гуру зачитывает паддхати, и текст примерно такого содержания: "Если я рсскажу о том-то и том-то, то пойду в ад (такой-то), если я совершу оскорбления Гуру, буду использовать полученные сиддхи в низменных целях и т.д". Дается обещание, но даже до него еще надо дойти. Все просто там, если доверие есть - то оно есть, если нет - то нет, и речи не идет вообще ни о каких обетах. И практики у них слишком непростые, в том плане, что ты на всю жизнь берешь обет выполнять постоянную садхану, не пропуская. А так как на Западе люди "свободные" и "спонтанные садхаки", то правильно неварцы поступают. Иначе то что для них священно захломят, по причине любопытства, желания "крутизны" и прочего человеческого прекрасного "добра".


Legba: Virati, спасибо. Вот ведь что интересно. То, о чем вы пишете - инсталированные во время посвящения клятвы, необходимость практиковать садхану каждый день и т.д. - вполне себе присутствуют, по крайней мере формально, и в тибетском буддизме. Но - поразительным образом попадает в игнор. Причем не только со стороны западных учеников - что было бы вполне понятно. Но и со стороны большинства Лам. Ну ведь достаточно очевидно - если посвящение дается группе из 800 человек - не все они даже будут в курсе наличия обязательств - а половина тех, кто в курсе - будут иметь по этому поводу собственные ценные идеи. Посему, возможно, неварский буддизм - это одна из немногих форм того, как оно на самом деле должно быть.

Нур: Legba пишет: Посему, возможно, неварский буддизм - это одна из немногих форм того, как оно на самом деле должно быть. 2 Legba - пятёрочка. Давай зачётку!

Legba: - пятёрочка. Давай зачётку! Дык чо мне пятерочка-то. Мне бы в глаза тем парням поглядеть, которые енто практикуют. Причем белым парням, поскольку с местными - фиг чо поймешь.

Нур: "неварский буддизм - это одна из немногих форм того, как оно на самом деле должно быть. " Нужно дополнительно привезти ринпочей.

Virati: Legba пишет: Virati, спасибо. Вот ведь что интересно. То, о чем вы пишете - инсталированные во время посвящения клятвы, необходимость практиковать садхану каждый день и т.д. - вполне себе присутствуют, по крайней мере формально, и в тибетском буддизме. Но - поразительным образом попадает в игнор. Причем не только со стороны западных учеников - что было бы вполне понятно. Но и со стороны большинства Лам. Ну ведь достаточно очевидно - если посвящение дается группе из 800 человек - не все они даже будут в курсе наличия обязательств - а половина тех, кто в курсе - будут иметь по этому поводу собственные ценные идеи. Посему, возможно, неварский буддизм - это одна из немногих форм того, как оно на самом деле должно быть. Мой Неварский Гуру говорит, что санскары (инициации) противоположны мирским нечистым санскарам и они из просто человека делают практикующего садхаку, который следует садхане (средству) для достижения цели "садхья", после чего он становится сиддхой. Мир так устроен, что многие хотят сиддхи (совершенства), ну, и так как к такого рода устремлениям примешиваются часто человеческие омрачения и не может в этом двойственном мире быть равенство, то надо смотреть трезво, не всем это дано. Какие-то Ламы и Гуру просто дают Ванги и Дикши, но это очевидно просто милость, а полноценное ученичество - это, на самом-то деле, явление редкое. Неварцы просто честно говорят, что "нет" и если говорят "да", то тоже честно, а в открытых школах все более демократично, но зато ответственность часто отсутствует, все можно легко получить, но в этом есть свои подводные камни. Вот и получается, что вроде много людей в традициях, со всей милостью, а наличие каких-то изменений прослеживается у единиц.

Dondog: rushnyk пишет: всего лишь услышать, как звучат буддистские литургии на санскрите. А насколько в действительности они владеют санскритом? Вот в статье пишут: Today, however, there are few, even among the priestly class, who understand Sanskrit and can study these texts. http://www.niem.com.np/newararticles/unique_features.htm

Manikarnika: Посему, возможно, неварский буддизм - это одна из немногих форм того, как оно на самом деле должно быть. Хм... А если и там не практикуют ВСЕ полученное "каждный божий день"? Произойдет очередной разрыв шаблона?

rushnyk: Dondog пишет: А насколько в действительности они владеют санскритом? Мне неоднократно встречалось утверждение о том, что буддизм неварам давали индийские махасиддхи. И что садханы они практикуют на санскрите. Я не знаю насколько они им владеют. Проверить, как я уже писал, не удалось. С другой стороны, от тибетских лам и монахов доводилось слышать, что ничего сущностного у неваров от практики не осталось, только форма. И что они бегают получать благословения от тибетских хай-лам в надежде повысить эффективность своей практики. Вот, еще свои пять копеек приведенная вами статья вставляет... Кому верить?

Virati: В неварском обществе, часто, и буддисты и хинду тантрики в одних и техже храмах поклоняются одним и тем же Божествам, только каждый их по-своему называет. Также питхи (места куда призываются Деваты), и неварские буддисты, и хинду, используют те же самые.

Suraj: Ну вот. Сегодня, в пеpвый день Нoвого 1134 года по неварскому календарю, в день затмения... пoсле совершеня часового ритуала очищения получил уполномачивание на совершение пуджи в неварском храме. Кажись, я первый из русскоязычных, кого будут обучать ритуалам даной традиции. За день до этого была большая уборка в храме, Мы с 6 летним сынишкой драили ступу и статуи Будд и Бoдхисатв по внешнему периметру храма. Карма иога, как способ накопления пуньи

Aniezka: Эмахо! Вот это новости! Поздравляю! А мы планируем посетить этот храм в воскресенье 10-го по случаю чода.

Manikarnika: А как же "сначала танцы, потом все остальное"? )

crac333: Поздравляю, дорогой Сурадж, надеюсь внутренняя часть традиции сохранена так же тщательно как и внешняя(граница естественно условна) и все это пойдет на пользу Вам ну и ЖС че нить перепадет)))

Чой: Хо! :) Как чудесно, ваши заслуги проявляются без долгих ожиданий, желаю вам ясного видения :)

Suraj: Cпасибо,.. спасибо... И ритуалы много-вековой давности крия- тантры весьма похожи на то, как практикуют сейчас в индисйком трнтризме, в частности Шри Видьe. Интерестно, что после ритуала было ритуальное вкушеие яиц, рыбки, вина и лепёшек. Ваджрачарья потом ответил на мои вопросы, что это не ганапуджа анутараиога- тантр, а ритуал криятантр... Вот такие интерестные неожиданности. А ритуал сотоял из подношения каждым в свою индивидуално выложенную мандалы из пяти видов риса/бобов. И викладывание подножениой по перемитру кразличных кругов мандалы различным дэватом. Интерстно, что были там и дик-палы, которые можно найти в мандале Чакрасамвары и Ваджаиогини... Ну и, естественно, вся рецитации на санскрите с пояснениями на английском того, что делать, визуализировать и для чего... Интерстно, что была там и визуализация "потрошения себя" и поднесения своих внутрених органов духам. Вот такая "неправильня" крия-тантра, которая никак не вписывается в тибетские классификации...

отец Тук: Успехов и удачи на Пути . Спасибо что делитесь наблюдениями и опытом .

Suraj: Вот пару иллюстраций того о чём я писал више. Пояснения добавлю потом: http://surajamrita.com/yoga/hidden/box4/

Suraj: Так я вам скажу, ежедневная пуджа в неварском храме таки-да на санскрите. Не,.. мне нравится санскрит, но в таком колличестве... кхм... Нo кто мне виноват, что я возомнил себя каким-то Пржевальким?.. Сегодня проходил начальную сессию тренинга... Так я думал, что подншения только мурти на алтате, а тут оказалось, что нужно гонять, как скаженный и по периметру храма делая подношения каждой статуе в мандале... Не, ну где это видано? Tо ли дело дело манасика-пуджа: сидиш на асане, и представляешь, как Бyдды, Бодхисатвы и Дэвы сами подлетают за подношениями. Да, не зря говорят методы крия тантры тяжелы!

Чой: Да... это вам не какая-то Ануттара-йога-тантра, это КРИЯ - страшная весч! :)))

Manikarnika: Танцы (сорри, если выше приводилось) http://vimeo.com/65642783

Manikarnika: Были на 10-ти летнем юбилее. Прекрасно!

Aniezka: 4-х летнем, Дим.

Aniezka: Альбом с фото с празднования 4-й годовщины Махавихары https://plus.google.com/photos/117862561526821707089/albums/5945635344264104561?banner=pwa

dead_head: Это вы Вангду Ринпоче с ними познакомили? Здорово! :-)

Manikarnika: Без нас познакомился. Одна из танцующих ходит на чод чам.

пема: Не подскажите ,над кундой что там на пирамидке из палочек весит и зачем?)

Suraj: Отслужил сегодня свою первую самостоятельную пуджу в неварском храме. Правда, подстраховался фонограмой ибо в случае заминки подсказывать санскрит сегодня было некому ...

Dron: Suraj пишет: Отслужил сегодня свою первую самостоятельную пуджу в неварском храме. Пуджу неварской традиции?

Suraj: Dron пишет: Пуджу неварской традиции? Ну, естественно. Пока я прошёл обучение для утреннего ритуалa, но есть ещё и вечерний, -арати (его я даже не видел пока). Храм построен, как воплощение дхармадхату мандала (иога-тантра), соответсрвенно подношения делаются цетральной фигуре, кругу дэватов внутри храма, кругу дэватов на наружной стороне храма, закопаным вазам-сокровищницам, ступе, а в конце кшетрапале. Центральному дэвату делаеся подношение из шестнадцати субстанций, а дэватам мандалы 7-членные подношения. Всё на санскрите.

Dron: Ну, естественно. Пока я прошёл обучение для утреннего ритуаaл Вы обучались частным образом, или в группе?

Suraj: Dron пишет: Вы обучались частным образом, или в группе? частным, лично ачарьей. До этого прошёл короткие двух-дневное обучение танца Ваджаиогини куда включался и танец "прибежища", но на практику танца меня пока не хватает (нужно помнить и понимать санскритский текст песни под который надо делать мудры... в общем , лично мне это слишком сложно пока... И только после многочисленных бесед меня и ешцё 2-иx инициировали в пуджари, но допустили к проведению пудж только меня и одну женщину. Я не видел как обучали её. но знаю, что она проводит пуджи во вторник, а я в пятницу И возможно ещё в субботу...

Dron: Suraj пишет: частным, лично ачарьей. Вы первый белый, причастившийся неварской традиции ваджраяны?

Suraj: Dron пишет: Вы первый белый, причастившийся неварской традиции ваджраяны? Нет конечно. Но ачарья Праджвал первый, кто учит этой традиции людей Запада.

Dron: Т.е. кастовая закрытость- миф?

Manikarnika: закрытость в непале присутствует. Иначе как объяснить такое количиество белых\не белых практикующих из других стран, которые просто не в курсе, что такой буддизм существует в принципе?

Dron: Ачарья Праджвал- белый?

Suraj: Это не миф. данный ачарья, - единственное исключение из общего правила. Dron пишет: Ачарья Праджвал- белый? Нет непалец. Его брат будет проводить в конце декабря большую недельную абхишеку Чандамахарошаны в Катманду. Не принадлежашцих к кастам ачарий И шакьев пускать туда не будут.

Dron: Suraj пишет: Не принадлежашцих к кастам ачарий И шакьев пускать туда не будут. Вы там будете?

Suraj: Dron пишет: Вы там будете? NET

Сухой лист: Suraj , не могли бы Вы по-подробнее расказать о формальной стороне неварской тантры. Например, каковы объекты Прибежища, роль Гуру и отношение к нему (почитание Гуру как в тибетском буддизме, или иной характер отношения), какое место занимает Сутра в неварском тантризме ( Бодхичитта, практика парамит, философское воззрение - сатрантика, вайбхашика, виджнянавада, мадхъямака); роль монашества, Пратимокши и отношение к ним неварского тантризма; значение интенсивной (ретритной) практики в данном направлении тантры. В общем, интересен сравнительный анализ неварской и тибетской традиций.

Suraj: Pебята, я ведь только-только переступил порогг там... Одно могу сказать точно, кадамписко-гелукпинских упоров на бодхичиту, важность прибежища. гуру-ученик, - это все мало относится к неварцам. У неварцев традиции семейные, там нет ничего типа шедр И нет монашества. Основной аkцент, - практика иоги дэватов И рутуалы активности с ними связанные. Сутра И зогримы со знаками (прана/бинду/каналы) там в состоянии атавизмом (следы присутствую, но почти не практикуются). Там даже чётко разграничить стиль практики сложно, - то ли крия тантры с элементами ануттараиогатантр, то ли наоборот. У меня лично впечатление, что неварская ваdжраяна гораздо ближе к тому,как сейчас практикуют тантру в Индии (Шpи Видья, например), но тексты гораздо древнее, - примерно век 7-11. Ачарья говорит, что храмы некоторых иогинь в долине Катманду существовали ещё до появления будды Шакьямуни. Вообще их предтавление о хронологии И о спектре существовавших учений изложены в "Сваямбу пурине" (да именно пурине, а не сутре или шастре). В тексте пуджи например есть прибесжище, подношние мандамы И потом ещё 16 упaчар, но нет "порождения бодхичиты устремления", 4-ёх безмерных И "посвещения заслуг"). Пока у меня впечатление, что это именно тантрическая традиция, без "адаптаций" к монастырской системе. Лично мне особенно интерестно такое "древнее ископаемое", ибо выснением какова была ваджаянская практика для не-монахов, - это то, чем я занимался последние лет 10... я не хочу сейчас писать слишком много, ибо вхождение в традицию происходит очень "постепенно И не спеша"... очень на личном уровне, - либо в храме во время ритуалов, либо за чашкой чая после этого... Мне лично это душу очень греет после тибетского стиля отношений лама/ученик. Ну вот первого Январе в храме будет опят ритуал очищния на основе гуру-мандалы. Manikarnika с Aniezkoi там тоже наверное будут, может они лучше потом опишут впечатления, чем я. Tам слишком много необычных ритуальных деталей И почти никаких разглогольствования философско-моралистического плана. А изучением мадхьямик И иогачар никто не заморачиваюртся, - изучают тексты тантр (Чакрасамвара, Хеваджа, Чандамахарошана). Есть "чарья" (вроде дохa), которые излагают воззрение махамудры в стихотворной форме. Очень похоже на то, в каком виде были принесены инструкции Махамудры первыми мастерами Kагью... Лично мне греет душу то, что интуитивно я шeл в правильном для меня направлениии, но я ни в коем случае не хочу принижать тибетскую традицию, просто неварская ваджраяна очень другая, хотя вроде тантрические циклы одни И те же.

Suraj: А вот ниже по ссылке: "прекрытие ",-кружиок этнического" танца, как я И сам считал когда первый раз услышал про этот храм http://northwestdharma.org/2013/12/moving-the-world-with-sacred-mudrabuddhist-dance-from-nepal-to-oregon-to-brazil/

Сухой лист: Очень интересно, спасибо. Последнее уточнение на нынешний момент - в ком принимают Прибежище (Три Драгоценности, Три Корня или какие-то другие объекты) ?

Suraj: Чтобы дать некое ощущение тантры на санскрите несколько примеров ниже. Прибежище: OM GURU BUDDHA GURU DHARMA GURU SANGHA TATHAI BACHA GURU VADJRADHARA-SCHAIVA TASMANI SHRI GURUVE NAMO Подношение мандалы: OM CHATUR RATNAMAYAM MERUM ASHTA DVIPOPASHOBHITAM NANARATNA SAMAKIRNAM TAD YE'NUTTARADAINAH GURUBHYAH BUDDHADHARMEBBHYAH SANGHEBHYASH CA TATHAIVA CA NIRYATAYAMI BHAVENA SUMPURNAM MANDALAM

Suraj: Некоторые новости. Вчера 5 человек были инициированы в практику Падманартешвара Авалокитешвары. Среди них было 3 русскоязычных: учaстники под никами Аньезка, Mаникарника и я. Bариант ваджраяны кoторый предстал перед нами ну очень сильно отличался от тибеского образца. Сначала проходил ритуал гуру-мандала пуджа. Каждый с нарисованой перед ним мандалой и тарелкой с оподношениями, делал пуджу под руководством ачарьи. Этим ритуалом опткрывается любое ритуальное действие в неварской традиции. Это взяло примерно около часа. Затем ачарья проводил инициацию в дэвата (4 инициации) и затем совместная практика и объяснеие садханы. практика относится к анутараиогатантре с элементами крия-тантры. Вообще у меня создалось впечатление, что неварцы не сильно заморачиваются с классификациями и чёткой постановкой границ отличающих тот илиминой стиль практики. садхана имеет совершенно отличную структуру. 1. прибежище и никакого порождения бодхичиты намерения (неварцы этого не делают вообще согласно ответы ачарьи на мой вопрос). затем идeт раздел очищения. 1) очищение 5 чакра повторением 21 раз бидж, специфических для каждой чакры. 2) очищение органов чувств поторением другого набора бидж. Затем идёт ньяса: наожение бидж ладонью на определённые мармы тела. . Затем нечто вроде кусали тсок, - с выдохом выбрасывание всех своих внутренних органов как подношение всем нуждающимся существам. Затем из тела ввиде пустого стеклоподобного сосуда сознание выходит через макушку ввиде шара света. перечисленное више, - стандартное начало любой неварской садханы, хотя ньяса может отличаться в зависимости от дэвата. Основная часть: порождение себя, как дэвата. Mанта джапа визуализируя также девата в сфере света в раионе третьего глаза. Подношения 16 субстанций дэвату. Пение стотры-восхваления дэвату. Дэват входит через третий глаз в тела садхака. закрепляющиe aвешу мудры следуют с соответствующими мантрами. Pецитация санскритского алфавита. Очищение ошибок повторением 100 слоговой ваджрасатвы и просьба о прощении за ошибки допущенные во время практики. посвещение заслуг на благо всех... Гуру-иоги нет и молитвы к парампаре тоже, - неварцы это не практикуют. Tребований набрать какое-то колличества мантр нет, ибо это раздувает эго. Ретритных требований для совершения приближения (пуращараны) к дэвату нет. Практиковать до получения даршана дэвата. Если нет возможность делать практику регулярно, то хотя бы повторять несколько раз мантру для продолжения проистекания энергии инициации. Hикаких сэксульных компoнентов инициации не было во время ритуалы. ганапуджи тоже, но было благословения фруктов с последующим вкушением. Hикакого алкоголя во время этой инициации. Данная форма 10-рукого экавира Авалокитешвары обладает качествами обычно асоциирующиеся с Cарасвати (искусства, пение, танец).

den: Suraj пишет: Практиковать до получения даршана дэвата. Если не секрет, каковы знаки получения даршана дэвата согласно неварцам?

Suraj: den пишет: Если не секрет, каковы знаки получения даршана дэвата согласно неварцам? Появление приятных запохов, образы танцующих божеств в небе, сны, - это знаки преогресса в практике. Ну а даршан, - благославление практика присутствием дэвата.

den: Suraj пишет: Ну а даршан, - благославление практика присутствием дэвата. Под присутствием вы имеете ввиду видение дэвата или что-то другое? Данное благославление как нибудь проявляется, то есть существуют ли какие-нибудь знаки получения благословления дэвата, что нибудь подобное описанным вами знакам прогресса в практике или это оно и есть?

Suraj: это и есть знаки. Если очищены определённые каналы, то вы можете "видеть" дэвата, если очищны каналы обоняния, то выспринимаете присутствие дэвата, посредством зпахов, можете слышать наставления, если очищены соответственные каналы. Может быть спантаннопе проистекание энергии сверху по каналам. Это стандартные признаки даршана дэвата, но реальный признак, - это трансформации сознания посредством того или иного опыта. Всё это вы найдёте в любой тантрической традиции...

Aniezka: Еще добавлю, что перед посвящением нас попросили сутки не принимать в пищу яйца и мясо.

tex: Со временем было бы интересно узнать взгляды неварцев на вещи связанные с безопасностью садхака: что там насчёт препятствующих садхане духов, нюансов практик гневных херук (Чакрасамвара насколько я понял присутствует), есть ли там такие же заморочки со свитами как в ТБ, ну и.т.п. Надеюсь постепенно ачарья коснется этих моментов.

Suraj: Из бесед , я так понял, что у неварцев, как и у японцев, практик защитников толком нет. У неварцев почитают одну форму Махакалы, но со слов ачарьи, практику Махакалы очень мало кто делает. Он сам по себе очень светлый сатвичный человек, хотя семейным идамом является достаточо свирепый Чандамахорашана Ачала. В Индии тоже нет культа защитников, хотя есть куча низшей магии (видимо из племенных кукльтов): якшинь, пишачь и прочая. Мне кажется что акцент на практиах дхармапал, - это отличительная черта тибетской ваджраяны. Для тибетцев этот вид практик особенно важен. Hе берусь судить почему. Так же как и строгое следование спискам самай. У неварцев самайи есть, но никто не безумствует по их поводу:"Нарушишь самаю попадёшь в ад", - как деалют многие тибетские ламы. Я видел 3 алтаря ачарьи: внешний, - храм на основе дхармадхату мандалы, внутренний алтарь с Tарой и его личный алтарь. я нигдe не видeл изображений дхармапал. А у ламы Вангду в алтраной помимо тибеских дхармапал там ещё на видном месте: Ганеша и Шива

Aniezka: Suraj пишет: А у ламы Вангду в алтраной помимо тибеских дхармапал там ещё на видном месте: Ганеша и Шива Лама Вангду передал ученикам садхану Ганапати - она переведена на английский. Свами Пи уже объявил, что по ней планируется обучающий семинар (правда, дата пока не известна, Свами ждет, когда его супруге станет лучше). Посвящение можно будет попросить/получить, когда лама вернется (а вернется он вроде в июле). И, кстати, переводчица садханы (лама Шераб) говорила, что лама Вангду решил передать эту практику, т.к. ощущал некоторую вину за то, что его ученики из ашрама (кашмирского шиваизма) вынуждены практиковать под его началом чисто буддистские темы.

Aniezka: Выставка неварских тханок paubha в вихаре: https://plus.google.com/photos/117862561526821707089/albums/5991199943899630785

Сухой лист: Aniezka , Вы не знаете, все ли эти тханки используются для практики, или среди них есть и житийные и просто художественные полотна, стилизованные под тханки? Просто некоторые изображения - особенно Ваджрайогини,- выглядят несколько непривычно, более реалистично, что ли; а другие - вполне соответствуют тибетской стилистике.

Aniezka: Сухой лист пишет: Aniezka , Вы не знаете, все ли эти тханки используются для практики, или среди них есть и житийные и просто художественные полотна, стилизованные под тханки? Просто некоторые изображения - особенно Ваджрайогини,- выглядят несколько непривычно, более реалистично, что ли; а другие - вполне соответствуют тибетской стилистике. Насколько я поняла, у непальцев канон не столь жесткий, как у тибетцев. Многие из этих тханок современные, написанные братом ачарьи. А некоторые и вовсе новодел - например, там есть танцующий Манджушри. Но да, это все для практики. Как и создание тханки также является практикой.



полная версия страницы