Форум » Часто задаваемые вопросы » Ад и его филиалы в больших количествах » Ответить

Ад и его филиалы в больших количествах

maxuscz: Здается мне , уважаемая сангха, что убедить слушаетля тысячу лет назад было не так просто и большое количество адов и угрозы перерождения в них - это некий останавливающий механизм. Звучит очень нелогично обещание попасть в некий страшный ад за проступки которые казалось бы не должны вызывать такие последствия. Ясно дело что каждый поступок несет последствие. Но к чему так изощренно описываьт мучения кроме как для того чтобы остановить вступающего напуть от дурных поступков. Мне это сильно напоминает запугивание домохозяем бактериями. Бактерии это страшно. Покупай порошки и моющие средства! Хотя без бактерий мы просто умрем все 8)

Ответов - 31

Максим А: Причина адов одна - гнев, если нету гнева - откуда взяться адам? Однако когда Дхарма попадает к фарисеям, когда Дхарма идет в массы, то ложь, называемая "уловками" и предрассудки, называемые "воззрением" растут экспоненциально! В то время как простые, и действительно освобождающие вещи обволакиваются тайной и всяческими барьерами, чтобы не приведи Мара, карточный домик фарисейства не рухнул. Не давайте съедать свой мозг в эту темную эпоху упадка!

Максим А: Хотя по сути, все эти суеверия идут к нам из средневековья. Современный способ выражения истины отличается от тогдашнего предоставляя больше свободы и избавляя от страха. Однако все злоупотребления духовной властью, само декларирование абсолютности духовной власти, идут к нам из текстов написанных как минимум через тысячу лет после паринирваны Будды. И получиается эдакое буддийское православие.

maxuscz: Тогда что же - читать оригиналы ? Не читать поздние труды ? Без комментариев не прочитать и не понять слов Будды. Мне так кажется. Разум в те времена наверное был шире...


Максим А: Слова Будды (когда это действительно его слова) ясны и понятны даже без комментариев.

Шуня: Максим А пишет: Хотя по сути, все эти суеверия идут к нам из средневековья. пураны и веды тоже были написаны в средневековье? там ады рассматриваются как составляющая миров сансары, а вы про какие-то суеверия и предрассудки. рассуждать таким образом, как раз из разряда «дайте съесть свой мозг в эту темную эпоху упадка». если вы в ады не верите+не хотите признавать, от этого они не исчезнут почитайте хотя бы ведическую космологию или буддийскую какую-нибудь… пример из «ведической космологии»: Того глупца, который, имея телесные представления о жизни, действует на основе этих представлений и, чтобы обеспечить существование себе и своей жене и детям, подвергает насилию других живых существ, помещают в ад Раурава. Там те животные, которых он убил, рождаются в виде существ, называемых руру, и причиняют ему жестокие страдания. Тот, кто отождествляет себя с телом, работает день и ночь не покладая рук, стараясь заработать деньги, чтобы поддержать своё тело и тела жены и детей. Так, работая, чтобы содержать себя и свою семью, он может подвергать насилию других живых существ. Такому человеку приходится оставлять своё тело и семью в момент смерти, после которой он, брошенный в ад Раурава, своими страданиями расплачивается за злобное отношение к другим существам. Того, кто крадёт у других деньги, жён или имущество, помещают в ад Тамисра. В аду под названием Махараурава подвергаются наказанию те, кто поддерживает своё тело, причиняя боль другим. Того, кто живёт так, что ничем не отличается от животного, помещают в ад Пуйода. Своим образом жизни мужья низкорождённых женщин из сословия шудр, лишённые всякого стыда, ничем не отличаются от животных, и потому они ведут себя недостойным образом, нечистоплотны и отличаются неупорядо¬ченным образом жизни. После смерти таких людей отправляют в ад Пуйода. Того, кто наживает состояние, давая ложные показания, отправляют на адскую планету, которая называется Авичимат. Если какой-нибудь глупец, принадлежащий к сословию дваждырождёных (брахман, кшатрий или вайшья), заставляет свою жену пить его семя, побуждаемый похотливым желанием держать её в подчинении, то его после смерти отправляют в ад Лалабхакша. Там его бросают в реку, наполненую спермой, и заставляют пить эту сперму. Человека, предающегося пьянству, помещают в ад под названием Аяхпана. Того, кто причиняет другим неприятности, помещают в ад Дандашука. Те кто всегда злится на других и старается причинить им боль, походя тем самым на злобных змей, после смерти попадают на адскую планету под названием Дандашука. Того человека, которого обладание огромным богатством лишает всякого разума и который только и думает, как бы ещё больше накопить денег, помещают в ад Сучимукха. Убийцу брахмана помещают на «адскую планету под названием Каласутра, длина окружности которой равна 80 000 миль и которая сделана из меди». ну и тд. хотите сказать что люди в эту темную кальпу не делают ничего такого, за что могли бы попасть в ады? судя по всему туда попадет 90% населения планеты земля и далеко не из-за «мифического» гнева или убийства «брахмана». я конечно никому не пожелаю попасть туда, но считаю что в Ады попадают в основном по неведению, а потом происходят все остальные причинно-следственные мероприятия…

Максим А: Шуня пишет: пураны и веды тоже были написаны в средневековье? там ады рассматриваются как составляющая миров сансары, а вы про какие-то суеверия и предрассудки. рассуждать таким образом, как раз из разряда «дайте съесть свой мозг в эту темную эпоху упадка». если вы в ады не верите+не хотите признавать, от этого они не исчезнут В этом и состоит фундаментальная разница учения Будды и тиртхиков. Буддизм учит об истинных причинах лок, равно как и значительно детализирует учение о карме, причинности и правильном познании. В то время как в брахманизме такая детализация и объяснения отсутствуют, когда всё объясняется на уровне будешь плохим - родишься в аду. Конечно не имея ничего иного невежда будет стараться быть хорошим, при этом не ведая об истинных причинах и механизмах - это и называется "уловка", некая "ложь во благо".

Шуня: в чем их фундаментальная разница по части адов, можете пояснить? в буддийской космологии ады прописаны как существующие в пределах 6 миров сансары, посему брахманизм тут даже ни при чем. (на самом деле ведические ады и буддийские примерно одинаковые) разница в количестве - в буддизме их 8 горячих/8 холодных, у тиртхиков (как вы выразились) их 28 (с деталями и объяснениями кстати там тоже все в порядке) пысы: "будешь плохим - родишься в аду" - это прохристианские какие-то отголоски (в сознании?) человек, рожденный в изначальном неведении, может и не знать что такое хорошо, а что такое плохо (что я вполне допускаю), и ады это не средство устрашения, это естественный результат хреновых неблагих деяний при жизни.

miha: Чем больше воображение, тем больше и адов.

Shanob0y: я мало понимаю, но пытаюсь. простите если не в тему. жизнь меня натолкнула на мысль что Ад который относиться к людям умершим на Земле находиться в пустыне Гоби и что туда попадают на время...

Sergey: Шуня пишет: в буддийской космологии ады прописаны как существующие в пределах 6 миров сансары, посему брахманизм тут даже ни при чем. (на самом деле ведические ады и буддийские примерно одинаковые) разница в количестве - в буддизме их 8 горячих/8 холодных, у тиртхиков (как вы выразились) их 28 (с деталями и объяснениями кстати там тоже все в порядке) Неужели нет "единой" концепции описания мира (ада в данном случаю), или это мой рациональный ум капризничает) От чего может зависеть разница? разделения же неспроста идут

Suraj: Есть описания, где счёт идёт и на сотни видов адов... "Картина мира" зависит от степени омрачённости сознаия "субъекта"... Посему единой "структуры мира" быть впринципе не может...

Sergey: получается, все это Майа

Шуня: есть индивидуальные ады, они наверное совсем не майя, кто в нем находится, а полный реал Sergey пишет: Неужели нет "единой" концепции описания мира смотря что вы подразумеваете под единой концепцией, например сны, невообразимое количество снов снится каждому ежедневно, и все они разные... кому-то страшные адовые сны, а кому-то наоборот сны приносят блаженство, по-моему,единой концепции тут быть не может )но едина в изначальном неведении.

Sergey: Шуня Ну как сказать, наша жизнь тоже реал, а вот посвященные Гуру скажут наоборот. Под единой концепцией я подразумевал свод "правил" и "законов", по которым живут и взаимодействую все живые существа, хотя в последние время склоняюсь к тому, что ВСЕ относительно (кроме Бога/Аллаха/Шивы/Абсолюта ... ), и с одной точки зрения невозможно описать и тот же Ад.

miha: Sergey пишет: Ну как сказать, наша жизнь тоже реал, а вот посвященные Гуру скажут наоборот. Да как станете просветленным то и для вас это будет как и для учителей, а пока и сансара реал, и нирвана реал, и ады реал.

Virabhadra: Шуня пишет: пураны и веды тоже были написаны в средневековье? там ады рассматриваются как составляющая миров о как? Веды и Пураны?а Агамы и Самхиты? а Упанишады? заставляете заниматься ликбезом.но воздержусь...цитату на то "где и в какой Веде рассматриваются ады" пожалста...в Ригведе вообще ни слова ни про "законы кармы" ни про трансмиграцию душ ни про классификацию адов....

Чой: Хо! Подытожим буддийский взгляд на ады, опираясь на сутры :) Из коренного текста "Всеобъемлющее знание": Победоносный не основывал свои учения на вере в правильность какой-то одной системы, но учил сообразно запросам и способностям тех, кого вёл. Сутра вопросов Упали: Все миры лишь плод ума. Ланкаватара-сутра (2 глава): Не существует ничего, кроме воображаемого умом. Дашабхумика-сутра: Знайте, сыновья Победоносного, эти три мира – только ум. Арья Ваджраманда-дхарани: ...Бхагаван ответил: – Ады, Манджушри, – ложные умопостроения мирских простаков, ложно понимающих несуществующее, они порождаются [их] собственными умопостроениями. [Манджушри] спросил: – Где, Бхагаван, образуются ады? Бхагаван ответил: – Ады, Манджушри, образуются в пространстве. Так как ты думаешь, Манджушри, возникают [обитатели] адов – из собственных умопостроений, или возникают по своей природе? [Манджушри] ответил: – Исключительно через свои собственные умопостроения, Бхагаван, производят мирские простаки представления об адах, мире животных, мире голодных духов. И из-за приписывания несуществующего они чувствуют боль, чувствуют боль в [этих] трёх несчастных уделах. И как я, Бхагаван, вижу ады, – так я [ощущаю] адскую боль. Вот, например, Бхагаван, какой-то человек уснул и приснилось ему, что он родился в аду. Там ему может привидеться, что его бросили в громадный кипящий огненный котёл, вмещающий много людей. Там он может чувствовать боль, как будто его глубоко пронзают острыми [ножами], там он может в уме почувствовать острую боль от пламени – он ужаснётся и задрожит. Проснувшись в страданиях с криком: "Ой, больно! Ой, больно!", – он будеть стенать. Тогда его друзья и родственники спросят его: "Почему тебе так больно?" И он ответит друзьям и родственникам "Я ощутил адскую боль!" И обиженно закричит им "Конечно же, я чувствую адскую боль, а вы ещё будете меня спрашивать, почему я так страдаю!" И тогда друзья и родственники скажут ему "Да не бойся, дружище, не бойся! Ты же спал, ты никуда не выходил из этого дома." И он вспомнит, что спал, и скажет "Я вообразил то, чего нет" И придёт в себя. В примере, Бхагаван, человек уснул и, погрузившись в сновидение – из-за приписывания несуществующего, – мог увидеть себя в аду. Подобным же образом, Бхагаван, миряне-простаки из-за ложных представлений видят себя умершими и испытывающими боль на протяжении веков. В примере, Бхагаван, его друзья и родственники сказали ему: "Да не бойся, дружище, не бойся! Ты же спал, ты никуда не выходил из этого дома." Подобным же образом, Бхагаван, Будды-Бхагаваны учат Дхарме тех, кто охвачен четырьмя заблуждениями: "Здесь нет ни мужчин, ни женщин, ни существ, ни душ, ни Я, ни личности. Все эти явления ложны, несуществующи все эти явления, неправильно поняты все эти явления, подобны спектаклю иллюзиониста все эти явления, подобны сновидению все эти явления, призрачны все эти явления, подобны отражению луны в воде все эти явления." И так далее. Услышав такое учение Татхагаты, они начинают видеть все явления без страсти, начинают видеть все явления без заблуждений, без собственной природы, без завес. Они уходят, устремив ум в пространство. Уйдя, они достигают нирваны, – нирваны без остатка. Вот так, Бхагаван, я понимаю ады. Повесть о Чойджит-дагини: Когда созревают плоды греха, всё видимое представляется враждебным, и нет ничего, что не было бы враждебным. Каждый горит в своём огне. Другого огня не существует. Собственные воззрения становятся врагом. Облик этого врага ужасен. Имя его – сомнения, невежество, заблуждения. Мечи греховных помыслов могут неожиданно нанести вред кому-либо из людей. Однако сделавший это себе ж и навредит. Кому же ещё навредишь, кроме самого себя? Ведь сборище грозных эрликов – это вовсе не породившие тебя отец и мать. Каждый за свои заблуждения и дурные деяния сам же будет испытывать всяческие муки ада. Это можно сравнить со сновидениями минувшей ночи. Шесть видов живых существ не обретут покоя, пока не поймут, что ад является их собственной иллюзией и время полной пустоты для трёх миров сансары не наступит. Если не поймёшь тщетности своих иллюзий, никогда не достигнешь священной области будд. Не познав сущности философии, не постигнешь собственным разумом сущности будд. Если познаешь способ, как преодолеть собственные иллюзии, то, даже если и станешь искать ад, – не найдёшь. А если это так, то существует лишь священная обитель будд. Вималакирти нирдеша сутра: Живые существа этого мира тупы и их трудно обратить; поэтому чтобы обучить их, Будда использует сильную речь. Он рассказывает об адах, животных и голодных духах в местах их страдания; о местах перерождения глупых людей как о возмездии за порочные дела, слова и мысли, т.е. за убийство, воровство, похоть, ложь, двуличный язык, грубые высказывания, аффективную речь, алчность, гнев, извращённые взгляды; за скаредность, нарушение предписаний, раздражение, нерадивость, ошибочные мысли, тупость; о принятии, соблюдении и нарушении запретов; о вещах, которые следует делать и которые делать не следует; о помехах и не-помехах; о том, что греховно и что нет; о чистоте и скверне; о мирском и божественном состояниях; о мирском и над-мирском; о действии и не-действии; и о сансаре и нирване. Поскольку умы тех, кого трудно обратить, подобны обезьянам, для испытания их изобретены различные методы проповедования, так что их можно обучить во всей полноте. Подобно слонам и лошадям, которых нельзя выдрессировать без побоев, т.е. пока они не почувствуют боль и не станут легко управляемыми, упрямцев и неподатливых этого мира можно дисциплинировать лишь с помощью горьких и резких слов. Бодхисаттва ада. Сутра Основных Обетов Бодхисаттвы Кшитигарбхи: В ады можно попасть, применив сверхъестественные способности, либо же в силу кармы ... Перед теми, кто при жизни не создал причины блага, возникают ады, так как их увлекает сила их коренной кармы. Большая Сукхавативьюха сутра: Будда сказал Ананде: "На чём утверждены небеса Яма, Тушита, а также все небеса мира форм и мира без форм?" Ананда ответил: "Они утверждены силой невообразимой кармы".... ...Четвёртый вид зла заключается в том, что мирские люди не помнят о необходимости свершать благие дела. Они произносят двусмысленные речи, ругаются, лгут, изрекают цветистые слова. Они ненавидят хороших людей и завидуют им. Они нападают на мудрых и просвещённых. Они не почитают своих родителей, презирают наставников, не доверяют друзьям. Среди них трудно найти правдивых. Они возвеличивают себя и утверждают, что только они знают истинный Путь. Они свершают чрезвычайно тяжёлые проступки. Они нападают на слабых людей и раболепствуют перед влиятельными людьми. Они не стыдятся и не страшатся последствий своих поступков. Их трудно укротить. Они постоянно презирают [всех окружающих]. Они отвергают заслуги, накопленные предками. Современников они ненавидят. Когда их заслуги исчерпываются и годы жизни подходят к концу, злые демоны окружают их со всех сторон. Так как их имя и список их деяний содержатся в их собственном сознании, посланцы ада влекут их в область бедствий, и они не могут вырваться оттуда. Обретая воздаяние за свершённые в прошлом проступки, они падают в огненные котлы, где их тело и сознание вновь и вновь полностью уничтожаются. Их дух и тело подвергаются чрезвычайно тяжёлым мучениям. Когда же настанет момент, когда они раскаются? Эти строки Учения проясняют основные моменты "учения об адах" :) Более развёрнутый ответ дан в труде Васубандху "Абхидхармакоша".

Вангдраг: спасибо,Чой,утешили

jambal dorje: miha пишет: Да как станете просветленным то и для вас это будет как и для учителей, а пока и сансара реал, и нирвана реал, и ады реал Миха, я так понял что ты пишешь с точки зреня уже не-реала, но расскажи о просветленный что видал ты в адах, пока он был для тебя еще реал и как тебя туда занесло

jambal dorje: miha пишет: Да как станете просветленным то и для вас это будет как и для учителей, а пока и сансара реал, и нирвана реал, и ады реал Миха, я так понял что ты пишешь с точки зреня уже не-реала, но расскажи о просветленный что видал ты в адах, пока он был для тебя еще реал и как тебя туда занесло

miha: Ничего хорошего там нет с точки зрения живущего человека. Сам себя туда приведешь сам и выйти стеснятся будешь. Лучше увидеть свои страдания при жизни и освободиться от них, чем посещать ады с целью просмотра страданий других и таки понять что не все то что считаем приятным, на самом деле такое. Ну насчет просветленного ты конечно загнул.

Максим А: На заметку, садомазо (bdsm) - хороший пример добровольных адов.

Лигостаева Наташа: Чой пишет: Сутра вопросов Упали: Все миры лишь плод ума. отличная сутра

Чой: Да. Будда "не растекался мыслью по древу" (скромно умолчим про Саддхарма-пундарика сутру) и пошутить он тоже любил :)

ale: я почему то согласен с Торчиновым Слово «перерождение» здесь употреблено условно. В настоящее время в буддологических работах стараются избегать таких слов, как «перерождение» или, тем более, «перевоплощение» как противоречащих буддийской доктрине «не-души» (анатмавада; у во цзянь), заменяя их сочетаниями наподобие «повторные рождения-смерти», «циклическое существование» и т.п. Однако применительно к восприятию буддизма в народной китайской религии слово «перерождения» вполне уместно. насколько я понимаю это значит что причина появления жс в аду есть и она связано с тем человеком что умер тут, но сидеть в аду будет не он :)

Virabhadra: Максим А пишет: пысы: "будешь плохим - родишься в аду" - это прохристианские какие-то отголоски (в сознании?) ага,учитывая мнение современных прохристианских учёных о конечности бесконечных мучений в аду и такой же конечности райского блаженства,можно задуматься о трансмиграционных и кармических отголосках в сознании достопочтенных богословов?

Чой: Падмасамбхава: Никакой внешний объект не способен причинить вред пустотному изначальному осознаванию, и никакие факторы и условия не смогут стать для него препятствием. Рассекая путы, связывающие нас в сансаре, мы не найдём никакой основы для принятия рождения среди шести классов существ. Уловите канву мысли в природе мгновенного осознавания, и вредоносный зомби тревожащих эмоций никогда не восстанет вновь в необусловленной пустотной осознанности. Приведением к истощению корней кармического созревания все наши прегрешения очищаются. Освободившись от зацикленности на телесном и вербальном уровне, мы надёжно запираем врата в низшие миры. Узнав во всём сущем и воспринимаемом собственный ум, мы делаем ады несуществующими.

Чой: Из "Джатаки об обитателе мира Брахмы". "О, великий отшельник! 16. Ну, если мир другой не просто сказки страшные для маленьких детей и если ты считаешь, что следует и мне в него поверить, то дай же мне пять сотен нишка! За это тысячу тебе я в будущем рождении отдам! ". И бодхисаттва на это его от привычной дерзости несдержанное слово, которое было полно невнимания и являлось как бы отрыжкою яда лжеучения, ответил надлежащим образом: 17. "И в этом мире тот, к богатству кто стремится, монет не одолжит обжоре, лентяю, неискусному или злодушному: попав к ним в руки, деньги к погибели их увлекут, и только! 18. Когда же видят, что человек имеет совесть, что страсти поборол свои, в делах искусен, – такому в долг дают и без свидетелей охотно: так отданные деньги счастие приносят! 19. Таким же образом, конечно, нужно поступать, давая ссуду, царь, с уплатою в грядущем мире; с тобой же, поведения дурного из-за ученья ложного, и денежные сделки заключать не представляется возможным. 20. Ты будешь в ад низвергнут жестокими делами лжеучения, грехом рождёнными. Так кто же стал бы требовать с тебя, лишённого рассудка и изнывающего от страданий, тысячу нишка? 21. Лучами месяца иль солнца там краса небес не блещет: из тьмы густой покров на ней; звёздами украшенных небес, подобных озёру с проснувшимися лотосами, там не видно! 22. В том мире, где жалкое своё влачат существованье те, кто не верует, – густая тьма и ветер ледяной, которой причиняет боль ужасную, пронизывая даже кости; туда разумный кто бы захотел проникнуть даже за деньгами? 23. Во тьме густой и едком дыме утопая, блуждают многие в утробе ада долго, неся свои отрепья, прикреплённые ремнями, изнывая, друг с другом сталкиваясь и в страданьях испуская вопли. 24. Другие же в аду Джвалаткукула безостановочно бегут, израненные ноги утруждая; освобожденья жаждут, но конца не достигают ни в грехах, ни в продолжительности этой жизни. 25. Подобно плотникам жестокие там слуги Ямы, грешников связав, с весельем обтёсывают их тела отточенными топорами, как будто срубленные только что деревья. 26. С иных вся кожа содрана, и, болью мучимые, мышцы потеряв и став скелетом, они всё ж не находят гибели; их держат собственные злодеянья, – а также тех, кого на части разрубают. 27. И, закусив во рту горящие удила, по раскалённым улицам железным в багряных пламенных постромках, бичом гонимые, иные непрерывно пылающие колесницы возят. 28. Одни с горой Самгхаты3 встретившись, раздавленные ею, хотя тела их в пыль обращены её громадой, в страдании великом, бесконечном всё не умирают, пока не истощится злое дело их. 29. В колодах, пламенеющих огнём ужасным, пестами раскалёнными могучими, большими, других там непрерывно растирают пятьсот уж лет, – но жизни не лишаются они! 30. На острых пламенных шипах железных, растущих на деревьях, от жара красных, как кораллы, другие грешники терзаются, повешенные головою вниз; на части рвут с рычаньем их жестоким слуги Ямы – демоны ужасные! 31. На пламенных, расплавленному золоту подобных огромных кучах угля другие там вкушают собственных поступков плод, способные лишь извиваться и вопить. 32. Иные, между тем как сотни острых крючьев за языки их тянут, лежат на раскалённой пламенем земле, вопят ужасно от жестокой боли, которая терзает их тела. Уверовали и они теперь в потусторонний мир! 33. Одеты там на них медные повязки пламенные; в котлах из красной меди плавятся другие; третьим острый дождь из стрел терзает члены, а кожу, мышцы стаи хищников сдирают. 34. Иные, изнурённые страданьем, в солёную и едкую, как пламя, воду Вайтáрани вступают, где отпадают от костей их мышцы, однако не кончается дыханье, что держат злые их дела. 35. И в ад Ашучикунапа, как в озеро, огнём измученные и духом обессиленные попадают и несравнимые переживают там страданья: червей там сотни буравят кости тел их. 36. И целиком объяты пламенем, другие долго терпят от огня страданья, но так как держат их поступки злые, как пламенем объятое железо, то в пепел обращаются они. 37. А некоторых пилами там пламенными режут, других же острыми ножами; одни там воют, томимые тоскою, меж тем как молоты по головам их бьют, другие, нанизанные на широких вертелах, на очаге бездымном жарятся и пьют, как пламенный огонь, расплавленную медь, вопя ужасно. 38. Других могучие пятнистые там псы терзают и острыми зубами их грызут и отрывают мышцы тела им и, ободрав, на землю их, рыдающих, бросают. 39. В подобных страшных муках преисподней когда страдать ты будешь, низвергнутый туда деяньями своими, к томимому тоской, измученному, павшему в конец душой к тебе тогда кто с требованьем долга обратится? 40. Или в наполненных телами злых людей медных котлах, к которым от жгучего огня и подойти-то трудно, к тебе, которого помимо воли кипенья сила увлекает, кто с требованьем долга обратится? 41. Или когда тебя к пылающему там железному котлу привяжут или на красной от бездымного огня земле положат, когда гореть в огне там будет тело, ты ж – жалостно рыдать, к тебе тогда кто с требованьем долга обратится? 42. К попавшему во власть других, переносящему великие страданья, кто обратится с требованьем долга к человеку который и ответ дать неспособен? 43. К разимому холодным ветром, стенать уже утратившему силу или на части разрываемому, вопящему ужасно в муках, в том мире кто мог бы с требованьем денег обратиться? 44. Иль истязуемого служителями Ямы, иль извивающегося в пламенном огне, иль если бы собаки и вороны твои все мышцы разрывали и пили кровь твою, в том мире кто тебя возвратом денег мог бы попрекнуть? 45. И, мучимый ударами смертельными, иль резаньем, битьём и разрываньем, обтёсываньем иль сжиганьем, размалываньем или ращеплленьем тела твоего, томимый казням подобными, как же свой долг отдашь ты мне тогда?" И царь, услышав этот потрясающий, страшный рассказ об аде и придя в сильное волнение, оставив свою приверженность к лжеучениям и уверовав в потусторонний мир , поклонившись тому великому отшельнику, сказал: 46. "Услышав о мученьях в преисподней, от страха словно разрывается душа! Как быть мне, чтобы не попасть туда? Огонь сомнений будто жжёт меня! 47. Ведь ложные воззрения затмили разум мой, по близорукости своей по ложному пути я следовал. Поэтому теперь мой путь благой, моё прибежище, моя защита – ты, святой отшельник! 48. И как моих воззрений мрак ты удалил, как солнце тьму, так путь ты, о отшельник мудрый укажи мне, которым следуя, в том мире я не впал бы в бедствия ужасные такие!" И бодхисаттва, видя его душевное волнение, видя, что его воззрения изменились к лучшему и что он сделался способным к восприятию святого закона, чувствуя к царю сострадание, как отец к сыну или учитель к ученику, стал наставлять его таким образом: 49. "Как добрые ученики вели себя по отношенью к шраманам и брахманам, как прежние цари, что почитали добродетели и проявляли милосердье к подданным своим, – вот поведенье славное, которого ведёт на небо Индры путь! 50. И посему, несправедливость побеждая, столь трудно победимую, и жадность низкую одолевая, столь трудно одолимую, достигнешь ты, блистающий, прекрасными сокровищами блещущего, с златой оградой города небес владыки. 51. Пусть воссияет вечным светом достойными людьми ценимое ученье, которое одобрено твоей душой, привыкшей только к лжеученью. Оставь ты лжеученье: оно несправедливость убеждённая, и проповедуют его глупцам на радость. 52. Отныне ты, о царь, жить праведною жизнью пожелал, предписанной благим учением; и только лишь разрушил в сердце злое чувство, как сразу сделал шаг ты на пути благом. 53. Употребляй поэтому своё богатство, чтоб добродетели приобретать, и милосердье проявляй, целительное для народа и умножающее собственное благо! Будь твёрд в прекрасном обузданье чувств и добром поведенье: за это в мире том не будет неприятностей тебе! 54. Пусть власть твоя, о царь, твоих заслуг сиянием блистая, сдружится с теми, кто творит добро, и – чистая – приятна будет им. Стремись ко благу своему, а вместе с ним и к пользе, и мира муки изгоняй, благоприятствуя своей тем славе! 55. Ты здесь на колеснице: добрых уважение твоим возницею пусть будет, твоё же тело, добродетелей исполненное, пусть будет колесницей, благорасположение пусть будет осью, самообладание и щедрость же – колёсами, благочестивое стремление к заслугам – шкворнем; 56. А кони твои – чувства, обузданные внимательности дивными вожжами; а разум – бич; священного писания сокровища – оружие твоё; стыдливость – снаряженье; смирение – чудеснейшее дышло, кротость же – ярмо: искусно в этой колеснице со стойкой волею держи свой путь. 57. При воздержанье от злых слов скрипеть она не будет; приятные слова звучат глубоко и серьёзно; соединённые не разойдутся части, пока ты будешь сдерживать себя; извилистых путей недобрых дел чуждаясь всегда ты будешь на прямом пути. 58. На этой колеснице, мудростью сияющей, где знамя – слава добрая, а свита – состраданье, спокойствие души – высокий стяг; так, направляясь к духу высочайшему, ты никогда, о царь, в мир ада не сойдёшь". Развеяв блистающими лучами своих речей тьму ложного учения того царя и показав ему путь к блаженству, Всемогущий исчез. И царь проникнув в сокровенную сущность явлений другого мира и восприняв душою правое учение, вместе со своими советниками, горожанами и селянами стал искать прибежища в щедрости, смирении, самообуздании. Таким образом, "отдаваться во власть лжеучению в высшей степени достойно порицания, поэтому особенного сострадания заслуживают со стороны добродетельных попавшие во власть порока лжеучения". [Это же следует приводить в пояснение слов: "Таким образом, слушание благого закона преисполняет полнейшей веры". Или: "Таким образом, слушание закона из уст другого возбуждает доверие, которое порождает правую веру". Так же при прославлении добрых дел и в слове о кротости следует говорить: "Таки образом, добродетельные отражают вражеское нападение добрым наставлением: , великой кротостью, а не грубостью ". Это же следует рассказывать и в слове о благочестивом волнении душевном : "В волнении душевном люди быстро обращают свои взоры на спасение" ]. Без комментариев

гость&: Основное положение Васубандху заключается в том, что способ нашего видения вещей определяется прежними впечатлениями, а поскольку эти впечатления интерсубъективны, то мы объединяемся в группы, воспринимающие вещи так же, как и мы сами (из-за подобия прежних впечатлений). Эту мысль Васубандху иллюстрирует остроумным примером. Адские чудовища-мучители — не реальные существа, а совместные измышления обитателей ада, которыми они мучают сами себя, поскольку неразумно полагать, будто можно родиться в аду, не "заслужив" этого своими прежними деяниями. Если это так, то человек не может оставаться невосприимчивым к адским мучениям; однако сами чудовища-мучители не страдают: они лишь распределяют страдание. В этом аргументе предполагается, что ад сам по себе является попросту чем-то вроде параноидального измышления. Видимость каузального воздействия присутствует и во снах, где мы например можем видеть нереальных персонажей. Кроме того, в эротическом сновидении, хотя эротический "объект" и не является внешне реальным, он тем не менее вызывает физическое следствие, заметное и в мире бодрствования, и в мире сновидений. Итак, осознаваемые нами "сны" могут оказывать каузальное воздействие.

Won Soeng: Разумеется, легко представить ад как параноидальное измышление. Правда ничто не мешает так же представить и этот мир, не так ли? Ад ровно столь же реален, сколько реален этот мир и все остальные уделы. Это довольно простая мысль и ее довольно просто удерживать в уме.

dead_head: Won Soeng, во всех мирах, а не только в аду, кроме нашего мира людей (и, в некоторой степени, - животных), существа не совершают поступков, формирующих новую карму. Их состояние подобно сну, обусловленному лишь предыдущими действиями.



полная версия страницы