Форум » Часто задаваемые вопросы » Позиция тела » Ответить

Позиция тела

шинтанг: О том, почему эта тема так важна. В инструкциях по махамудре есть наставления о том, как нарушение положения тела может вызвать гнев 8 классов и болезни. Я нашел 2 книги. Возможно, есть ещё. Очень похоже, что переводчики с тибетского на английский не совсем ориентировались в именовании различных классов существ. Karmapa Wangchug Dorje Mahamudra The Ocean of True Meaning 2009г. . Отклонение вправо - сначала ощущение ясности, затем гнев возникнет без причины и будет риск вреда королями-демонами (видимо так перевели "гьялпо"). влево - сначала ощущение удовольствия, а затем рост страсти, вред со стороны нагов и женского типа. наклонено вперед - сначала последует увеличение неконцептуальности, затем будет рост тупости и вред со стороны сабдаков. Нарушение энергии, поддерживающей жизнь. отклонено назад - сначала возникнет ощущение пустоты, а затем гордость, др. яды и сопутствующие демоны Ngawang Kunga Tenzin, Gerardo Abboud The Royal Seal of Mahamudra Volume One A Guidebook for the Realization of Coemergence вправо - рост объективных концепций, вред со стороны мужских духов. влево - рост субъективных концепций, вред со стороны женских духов. вперед - энергия уходит вверх тела, которое становится тяжелым и проявляется гнев. Здесь вредящим духом будет гьялпо. Если эти препятствия не устранить, последует безумие. отклонено назад - энергия не проникает внутрь, а остается между кожей и плотью вызывая болезни кожи. Потеря семени и болезни холода в нижней части тела.

Ответов - 9

шинтанг: Оказывается, здесь на форуме уже приводили цитату из Донца: Способ пребывания тела В связи с созерцанием этих объектов обычно рассматриваются два предмета: способ пребывания тела (lus gnas tshul) и способ пребывания (sems gnas tshul), или направленности (gtod tshul), ума. Заниматься сосредоточением рекомендуется, приняв так называемую семичленную позу Будды Вайрочаны. Поскольку в данной концепции трансовых состояний этот вопрос излагается очень кратко, то рассмотрим его в соответствии со специальным руководством по практике шаматхи и випашьяны [Вместерожденная, л. 53 А-56Б]. 1) Ноги скрещены в ваджрасане. Благодаря этому прана–энергия (rlung), называемая «двигающей вниз», входит в центральный канал — авадхути (dbu ша), утихомиривается клеша зависть, исчезают препятствия. 2) Руки сложены в дхьяна–мудру и расположены ниже пупка на четыре пальца, что вызывает вхождение праны воды в центральный канал и утихомиривает клешу ненависть. 3,4) Плечи расправлены и позвоночник выпрямлен. Благодаря этому прана земли входит в центральный канал и утихомиривается клеша неведение. 1) Голова слегка наклонена вперед, что вызывает вхождение праны огня в центральный канал и утихомиривание клеши страсть. 6,7) Глаза направлены на кончик носа или на точку, расположенную на расстоянии четырех пальцев от него, а язык касается нёба. Это вызывает вхождение праны воздуха в центральный канал, прояснение ума и утихомиривание клеши гордость. При отклонении туловища вправо теряется ясность, создается тенденция к проявлению клеши ненависть и препятствованию со стороны духов из разряда раджа–грахов. При отклонении туловища влево уходит блаженство, возникает тенденция к проявлению клеши страсть и препятствованию со стороны нага–грахов. Наклон вперед приводит к возникновению тупости, клеши неведения и вреда грахов — «хозяев местности» (sa bdag). При наклоне назад исчезает ощущение пустотности, возникает гордость, вред от верхних грахов и проч. К этим семи элементам добавляют правильное дыхание, и тогда все они называются восемью элементами Вайрочаны (mam snang gi chos brgyad). У тибетских йогов очень популярны пять элементов положения тела, установленные Учителем Шангом (zhang): 1) позвоночник прямой, как стрела, благодаря чему три канала распрямляются, узлы на них развязываются и прана сама собой входит в центральный канал; 2) согнутая как крючок шея вызывает прекращение активности праны и мыслей, возникает безмыслие; 3) вместо ваджрасаны просто скрещиваются лодыжки, что приводит к устранению помех; 4) колени охватываются специальной веревкой для созерцания, благодаря чему даже в глубоком трансе сохраняется вертикальное положение; 5) нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении двух пран в центральном канале. Основная идея здесь состоит в том, что мысль полагают теснейшим образом связанной с праной, которая движется по тонким каналам тела. Перемена позы тела приводит к изменению положения каналов, что влечет за собой иное движение пран и в итоге сказывается на степени активности и направленности мыслей. Высказывается даже мысль, что благодаря только одной практике указанного положения тела можно обрести мудрость. Так, известный тибетский йог Марпа Лхобраг (mar pa lho brag, 1012–1097) говорит: «Это наставление о пяти элементах положения своего тела является великим, так как заключает в себе все тибетские наставления. Почему же? Благодаря реапизации этих пяти элементов положения тела праны сами собой входят в авадхути. Благодаря этому сам собой разгорается у пупа [йогический огонь] чандали. Благодаря этому с макушки сами собой стекают капли «бодхичитты». Благодаря этому естественно рождается блаженство. Благодаря этому нет необходимости останавливать мысли, само собой возникает безмыслие. Благодаря этому возникает мудрость постижения» [Цит. по: Вместерожденная, л. 56Б]. Здесь описываются элементы, которые реализуются на Стадии Завершения (rdzogs rim) Ануттара–йога–тантры. Донец А.М. Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе Он взял это из Гелугпинских источников. Информация по вреду от гьялпо и нагов здесь приведена из текста: Вместерожденная. — than skyes rnal ‘byor gyi khrid yid zab mo (Глубокое руководство по йоге вместерожденности). — XL, 120 1. — Б/м. Б/г. Гьялпо - раджа граха. Раджа - царь на санскрите.

шинтанг: Пардон, текст "Глубокое руководство по йоге вместерожденности" из традиции Кагью: Комментарий к «Глубокому руководству по йоге вместерожденности» 1. Здесь приводится перевод с тибетского языка раздела «Шаматха» из изданной ксилографическим способом книги lhan skyes mai ‘byor gyi khrid yig zab mo (XI., 120 1. Б/м. Б/г.), представляющей собой подробную запись лекций, прочитанных на курсах по теории и практике реализации Махамудры в традиции Каржудпы. Изложенное здесь служит своеобразным дополнением к представленной выше концепции шаматхи, поскольку шаматха рассматривается уже не с точки зрения Парамитаяны, а в рамках тантрийской традиции реализации Махамудры. Следует отметить, что последователи Цзонхавы тоже по большей части связывают аналогичным образом занятия практикой шаматхи с реализацией Махамудры. Таким образом, похоже, что это от Марпы нам досталась такая глубокая практика шаматхи.

Pema: День добрый, Ваджерные братья! У меня такая беда, колени полетели совсем, сидеть в лотосе, полулотосе и т.д. не представляется возможным. Знаю две альтернативы: 1) Поза Риши, она упоминалась выше учителем Шангом, но там есть не совсем понятный пункт 5. - " нижнее отверстие (анус) обвязывается теплой тканью, вследствие чего легко возникает блаженное тепло при соединении двух пран в центральном канале." Обвязать анус это ,что-то запредельное Возможно ,речь идет о том, что нужно сесть промежностью на теплую ткань? -Встречал ли кто-нибудь упоминание этой позы в иных практиках по мимо туммо и тогал, можно ли ее использовать в практике созерцания? Относительно позы нирманакайи, сидя, с поднятыми коленями, в "Высшей Мудрости" (Ye shes bla ma) (соч.19. стр.343-23б,3) утверждается: "В позе нирманакайи, подобной Риши, благодаря поддерживанию коленей поднятыми (tsog_pu), каналы и праны вновь уравновешиваются. С размещением ступней ног на земле контролируется элемент Воды. Благодаря выпрямлению позвоночника функции тонкой праны и ума интегрируются с окончательной природой феноменов. При соединении коленей у груди элементы Огня и Воздуха блистают, как мудрость. Посредством небольшого сжатия живота и подтягивания его к спине поток мыслей прерывается. Благодаря перекрещиванию рук "в виде сети" и обхватыванию ими коленей, устраняются болезни, связанные с жаром; если, напротив, вы касаетесь ладонями подмышечных впадин, то устраняете болезни, связанные с холодом. И, наконец, положив локти на колени, а пальцы рук соединив так, чтобы они подпирали подбородок в виде ваджрных кулаков, вы вновь уравновесите как жар, так и холод. - относительно этого пассажа, есть ли у кого-либо представление как можно осуществить последний трюк, соединив пальцы рук так, чтобы на них положить подбородок ? 2) вариант два, это сидеть на скамейке подобно вирасане, но в этой позе нет ощущения стабильности, плюс смущает тот факт ,что ты сидишь на дереве, где-то читал ,что асана из дерева ничего хорошего не приносит. 3) есть правда еще упоминание позы из лонгде Панг Мипама Гонпо, но как ее осуществлять знаний не имею. Буду очень признателен за любой совет, для меня это большая головная боль Очень хочется комфортно медитировать.


Suraj: Да, сидите на стуле с прямой спиной. Есть даже сутра, где один из учеников Шакьямуни не мог медитировать сидя и он ему сказал делать это лёжа. Использование медитационного пояса, облегчает нагрузку на колени и нижнюю часть спины. Основная идея, что тело должно способствовать, а не препятствовать вхождению в самадхи...

Pema: Это понятно но тем не менее везде рекомендуется семичленная поза Вайрочаны. И судя из тонких аспектов есть определенный смысл в перекрытии каналов на ногах...

Чой: Pema пишет: И судя из тонких аспектов есть определенный смысл в перекрытии каналов на ногах... Нисходящую апана-ваю разворачивает, но это просто бонус к практике, если праны введены в центральный канал, то самадхи доступно и в движении.

Suraj: Тот же эффект достигаетсйс практикой кумбхак с бандхами. У тса лунга 3 уровня. Внешний: позы с кумбхамали и бандхами; внутренний: кумбхаки и бандхи. Тaйный: сосредоточение на визуализациях. В иcториях 84 махасидхов, описаны случаи, когда из-за проблем тела использовали только третий вид тса лунга...

Чой: Первый случай достижения архатства в "нестандартной" позе, был описан в трипитаке - Ананда обрёл достижения архатства когда ложился спать, он ещё не лёг, но уже и не стоял )

krapa: Лично мой опыт говорит, что на скамеечке вполне себе достигается стабильный парлунг, например.



полная версия страницы