Форум » Часто задаваемые вопросы » Можно ли совместить дзадзен и тибетский буддизм? » Ответить

Можно ли совместить дзадзен и тибетский буддизм?

Forest: Для себя решил что самая лучшая медитация, это дзадзен, никогда не любил аналитические медитации, а нравилось наблюдать и отпускать, нравится практиковать ни к чему не привязанное созерцание, где практикуется самоосвобождение без усилий. Какая есть школа с подобной практикой, с неконцептуальной медитацией? Естественно я понимаю что на вершинах всех тибетских школ практикуется махамудра, или дзогчен, где есть вот это ни к чему не привязанное созерцание, но а есть ли школы, где это предлагается сразу, как в практике дзадзен? Может подобная медитация, входит в какую-либо садхану? Так-же буду признателен за рекомендацию хороших ссылок на книги и видео по цигуну, которые были проверены личным опытом рекомендующего.

Ответов - 7

Чой: Если вы не получали вангов высших йидамов сарма, то и совмещать особо нечего. Если получали, то есть наставления, позволяющие интегрировать дза-дзэн с практикой гордости божества. Для ньигма этот вопрос решается ещё проще, так как "Сутра сердца праджняпарамиты" является коренным текстом для дзогчен сутры :) В любом случаи, вам надо будет разобраться со своим воззрением и послушать своего учителя.

noname: Если понимать Дзадзен более узко, как развитие Шаматхи, (с объектом, без объекта и проч), то такая практика используется во всех школах Тиб. Буддизма. Насколько я знаю, наиболее развернуто ее практикуют в Гелуг, потому как большой упор делается на сутрической подготовке. Например в Ламриме Цонкапы есть 2 главы посвященных практикам Шаматхи и Випашяны. Попробуйте почитать, может найдете там для себя что-то сходное с тем что вы практикуете и понимаете под Дзадзен. Также Шаматха+Випашяна является подготовкой к практикам Дзогчен, плод которого, судя по всему, такой же как и плод практики Дзен. Из своего скромного опыта скажу, что если совмещать Йогу Идама и Шаматху/Випашяну (пусть в вашем случае это будет в стиле Дзадзен) то эти практики будут помогать друг другу и взаимопроникать.

шинтанг: В начале 10 века нингмапинец Нубчен Сангье Еше (известный практик Ямантаки) написал Lamp for the Eyes of Contemplation. В этой работе "мгновенный подход" дзен принимается в качестве подлинного буддийского пути, но помещается на второе место снизу иерархии 4 путей достижения пробуждения: постепенный подход, мгновенный подход, тантрическая медитация махайоги и бесформенный подход атийоги. В частности Сангье Еше был обеспокоен (concerned), что тибетцы смешивали дзен и атийогу, и, как мы увидим дальше, есть свидетельства из манускриптов Дуньхуана, что так и было. Sam van Schaik - Tibetan Zen: discovering a lost tradition Вся книга здесь: http://promienie.net/images/dharma/books/van-schaik_tibetan-zen.pdf Shus переводил статьи Ван ван Шайка https://webshus.ru/20069#more-20069 , но выше целая книга.

шинтанг: На https://dharmawheel.net/viewtopic.php?t=19136 Написали про позицию Нубчена Сангье Еше - почему Чань выше постепенного пути. Нубчен перечисляет 10 причин, почему мгновенный путь[ston mun] (чань) выше, чем постепенный [tsen min] (мадхьямика), и воззрения нет среди этих причин. 10 причин - это отличия в методе, способе вхождения, поведении, самадхи, обращения к концептуальности, очищении омрачений, достижениях, накоплениях, постижении 2-х истин и принесении блага другим. Но в махайоге и ануйоге он тоже выделяет мгновенный и постепенный путь Есть ещё позиция Нубчена из 12 причин, почему мантра выше чань и мадхьямики, и среди них воззрение.

шинтанг: При продвижении дзен на запад его выдернули из контекста махаяны - мол от этики отказываемся, писания нам не указ. Например, приходится читать такое: Для учения свойственен отказ от общепринятых норм морали[6]. Д. Т. Судзуки отмечает: «Дзэн неизбежно оказывается сродни искусству, но не морали»[242] и указывает на возможность отсутствия этического элемента в дзэн, отмечая, например, что в традиции дзэн любой день считается «добрым днём», независимо от того, солнечный это день или дождливый, удачный или неудачный, без всякой моральной оценки[243]. Профессор философии С. С. Хоружий также указывал на то, что этическая часть в дзэн «урезана едва ли не полностью»[244]. статья из википедии Но, например, Доген написал ряд текстов предписаний (Shingi). Доген в Shuryo shingi предписывает изучать «Сутру о сетях Брахмы» и сутры sutra of the Three Thousand Departments, Jewel ornament sutra, также там сказано, что в зале для изучения необходимо читать сутры махаяны и слова предшественников. Стр 109, Dogen's Pure Standards for the Zen Community: A Translation of Eihei Shingi В японском буддизме путь бодхисаттвы опирается на Сутру о сетях Брахмы. На эту сутру опирается и тантрическая школа Тендай (см http://stonecreekzencenter.org/wp-content/uploads/2014/08/Precepts_Study.pdf) Только сингон эту сутру не использует. В следующие несколько месяцев Сайтё: в Тайчжоу слушал наставления Даосуя и других наставников, и при поддержке наместника занимался сбором и копированием текстов (писцов предоставил наместник). Список собранных книг насчитывал 120 сочинений общим объемом в 345 свитков. В их число входили и труды наставников школы Тяньтай, и «тайные» тексты, в том числе «Сусиддхикара-сутра», и книги по махаянским «заповедям бодхисаттвы». http://trubnikovann.narod.ru/Heian02.htm Теперь о совмещении тантры и дзен. Основатель школы Тендай Сайте получил передачу линии чань школы Ox head school. Из Дуньхуана нам достался один из текстов этой школы: https://terebess.hu/zen/jueguanlun.html ^ с комментарием Sōkō Morinaga Хотя, как я читал, были сомнения в подлинности этой линии, а сами последователи тендай предпочитали медитации огненные пуджи. Линии дзен сото и риндзай не относятся к этой линии. Оба основателя главных дзен школ были выходцами из школы тендай, поэтому можно не удивляться наличию мантр в линии передачи, но опять же как все это дело распространяется на запад - вопрос. Еще можно сказать, что во времена 8 века требования к монахам были очень строгие - требовалось знать ряд текстов наизусть, уметь толковать тексты и воспроизводить китайское звучание - http://trubnikovann.narod.ru/Nara06.htm

шинтанг: Хотя во времена Судзуки монахи в монастырях курили, поэтому можно не удивляться его прогонам про отсутствие этики в дзен: https://youtu.be/m6phWF9cwAQ?t=1m52s

шинтанг: Хань Шань (1546-1623) о мантрах Уже был переведен этот фрагмент на русский, но я снова перевел с английского, так как разница получилась существенная Те, для кого помехи слишком велики, у кого семена страсти слишком сильны и привычные мысли укоренились прочно в их Непроявленном Сознании, не знающие, как наблюдать за своим умом или как работать над коанами, должны, поклоняясь, простираться перед Буддой, декламировать святые Сутры и исповедоваться в проступках. Им следует также прибегать к мантрам (святым заклинаниям). Ведь посредством непроницаемых символов Будд можно преодолеть препятствия, потому что все святые мантры — это символы сердца Ваджра Будд. Держа их в руках, как удары молний, мы можем сокрушить все препятствия. Суть эзотерического поучения Будд и Патриархов в прошлом состояла из мантра-мов. Различие в том, что Будда учит нас .прямо, в то время, как Мастера Дзэн хранят учение в секрете и не говорят о нем. Это оттого, что Мастера Дзэн опасаются, что люди привяжутся или неправильно их поймут, а не от того, что они не применяют его сами. Однако, работа с мантрами должна быть регулярной. Через продолжительное время практикующий обнаружит, что они весьма помогают, но никогда не надо надеяться или ждать отклика от Будд. http://www.tamqui.com/buddhaworld/4._Лекция_Мастера_Хань_Шаня То же самое я перевел отсюда https://terebess.hu/zen/mesterek/HanshanDeqing.html Если твоя практика huatou не приносит результата, или ты не способен созерцать или освещать свой ум, или попросту не способен заставить себя заниматься этой практикой, тогда тебе следует делать простирания, читать сутры, раскаиваться в прегрешениях. Также ты можешь читать мантры для того, чтобы получить тайную печать Будд; это устранит твои препятствия. Это потому, что тайные мантры являются печатями ваджрного ума Будд. Когда ты используешь их, это подобно держанию неразрушимого алмазного громовержца, которые может разбить вдребезги все, что угодно. Чтобы ни подошло близко к нему будет уничтожено в пыль (см. гугл "Ученые создали броню, которая уничтожает пули в пыль" ). Сущность всех эзотерических учений всех Будд и учителей линии передачи содержится в мантрах. Таким образом, так было сказано: "Все татхагаты 10 сторон света достигли аннутара самьяк самбодхи с помощью этих мантр". И хотя Будды сказали это совершенно недвусмысленно, учителя линии передачи, опасавшиеся, что эти слова будут поняты неправильно, хранили это знание в тайне и не используют этот метод. Тем не менее, в целях извлечения силы из мантры, необходимо практиковать её регулярно продолжительное (и затратное) время. Все же, даже так, никогда не следует ожидать или искать чудотворного отклика от их использования. Essentials of Practice and Enlightenment for Beginners Основы практики и пробуждения для начинающих И фрагмент из ещё одного произведения - здесь с переводом фрагмента вопросов нет Чтение мантр или созерцание — Всего лишь ветошь для полировки зеркала Когда пыль стерта, Ветошь откладывается в сторону http://advaitaworld.com/blog/zen/1253.html Здесь он приравнял оба метода.



полная версия страницы