Форум » ПУБЛИКАЦИЯ И ПОИСК » Йога растворения (Лайя-йога) Самхита-цитатник. » Ответить

Йога растворения (Лайя-йога) Самхита-цитатник.

Максим А: Лайя-йога, практика наданусандханы Вот определение Лайя-йоги и её процессов, как оно даётся в текстах: «Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз – это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь – всегда размышляй об Атмане (о том, кто воспринимает). Таков смысл Лайя-йоги". ("Йога-Таттва-Упанишада", 23, 24) «Шива возвестил много истин – таких, как бессмертие растворения (Лайя-Амрита) и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко». ("Гхеранда Самхита", 7.22 , Гхеранда) «Когда прана достигает недвижности – это рассвет лайя-йоги. Посредством растворения (лайя) достигается счастье, высшее состояние блаженства собственной Сущности». ("Йога-биджа", 151, Горакшанатх) «Шри Адинатха объяснил один и четверть крора методов Лайи. Мы рассматриваем наданусандхану как наиболее эффективную из всех Лайа. Лайа-йога особенно превозносима. Но каковы характеристики Лайа? Лайа не возвращает в мир чувств, Лайа оставляет объекты опыта». ("Хатха-йога ратнавали", 12-13 Шриниваса). «Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них – путь Нада». ("Хатха-Йога-Прадипика", 4.65, Сватмарама) «Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньёй (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение – лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)». ("Хатха-Йога-Прадипика", 4.99, Сватмарама) «Благодаря недвижению ума достигается равновесие праны, благодаря этому, бинду становится неподвижным. Благодаря неподвижности бинду обретается вечная саттва и бессмертие тела (пинда-стхайрья). Над органами чувств ум – владыка, владыка ума – прана, владыка праны – лайя, эта лая заключена в наде. По устранении вдоха и выдоха, уничтожении стремления [ума] к объектам, йогин достигает растворения (лайя), свободного от движения и изменения. В спонтанно обретаемом состоянии лайи устраняются все санкальпы, порождающие всевозможную деятельность ума. Это состояние неописуемо». ("Горакша-вачана-санграха", 132-135, Горакшанатх) Методы Лайя-йоги Считается, что Бог Шива Адинатха передал множество тысяч практик Лайя-йоги, основная из них – это наданусандхана, куда входят методы концентрации на звуке (нада), слышимом в анахата-чакре. Нада – это Шива-Шакти-самарасья. Обычно в текстах упоминаются 4 стадии практики: арамбха (начало) – развязывается узел «брахма-грантхи» и прана входит в сушумну, в сердце раскрывается ананда и слышны звуки анахата-нады. Далее следует «гхата-авастха» (сосуд), она соответствует развязыванию узла «вишну-грантхи», опыту ати-шуньи. «Паричайя-авастха» (нарастание), опыт «Махашуньи» и «Нишпати-авастха» – завершающая стадия, в которой происходит развязывание узла «рудра-грантхи», когда сжигаются все семена кармы. В этой стадии Лайя-йоги йогин обретает совершенное тело – дивья-деха или сиддха-деха. Существует много синонимов и определений этого достижения: кайя-сиддхи, пинда-самвит, дживан-мукта и т.д. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакшанатхом сказано: «Йогин постигает состояние самарасья в своём теле, он познал микро- и макрокосм (Вьяшти-пинда и Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём» Лайя-йога, как правило, включает в себя подготовительные практики, в которых используются пранава «Ом» или же бхрамари-пранаяма, т.е. грубая форма звука, от которой можно "оттолкнуться" и перейти к внутренним практикам. В них нада поглощается в свой источник проявления,т.е. бинду. Так же существует множество других методов Лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа или аджапа-гайятри, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях, все они являются составной частью практики Лайя-йоги. Значение "Нада" «Нада» – это майтхуна (союз, соитие) Шивы и Шакти, соприкосновение пустоты и формы, при этом образуется «мудра» (отражение трансцендентного света в каком-либо объекте), в мудре образуется «нада». При нарастании силы «нада» образуется «бинду», из бинду – «камакала» (тройное бинду). Понятие того, где именно проявляется «нада», часто очень рознится: ряд источников говорит, что в анахата-чакре, другие тексты натхов утверждают, что в области черепа «брахма-гуфа». Но «нада» сама по себе не ограничена рамками локализации в физическом мире, «нада» – это поток или движение Шакти. Шакти пульсирует в «нади» (каналах) как тонкого, так и грубого тела, когда мы закрываем уши, мы слышим пульсацию нады, все движения в этом мире – это Шакти. Без Шакти не может произойти ничего, никакого изменения, в том числе и духовного, поэтому все практики натхов, так или иначе, пробуждают Кундалини-шакти, или же подготавливают к этому тело, ум и дух человека. В общем, существует две реальности – пассивная и активная, которые не являются чем-то отдельным, а, следовательно, через Шакти мы познаем Шиву, и наоборот. Сознание и энергия – нераздельны. Нада – это потоки праны в каналах, и нада также является Кундалини-шакти, она – Высшая трансцендентная реальность, «незатронутая», отображаемая во всех звуках и явлениях мира. Все явления растворяются в этой реальности, если в микрокосме мы испытываем этот процесс, то наши прана и сознание переходят на более высокий запредельный уровень, и мы достигаем самадхи. Этот процесс достигается посредством лайя-йоги, где и практикуется нада-йога. Можно по-разному называть этот процесс: поднятие Кундалини, Нивритти и т.д. Все практики, так или иначе, ведут к расширению ограниченного сознания и слиянию его со сверхсознанием «Парасамвит» или Сознанием Шивы. Практика наданусандханы В Натха-сампрадайе практика распознавания внутреннего звука анахата-нады, считается одной из самых основных, «анахата» на санскрите означает «незатронутая» реальность. Звук анахата-нада переводится как «непораженный» или тот, который не происходит посредством соприкосновения двух объектов. Звук – это проявление мысли, как сознание имеет свою градацию, так же ее имеет и звук. Сама практика называется «Наданусандхана», «анну» означает «сверх», «сандхана» – соединение, т.е. предельное погружение ума в Наду и растворение в ней. Это погружение в более тонкую звуковую вибрацию отражается на сознании: восприятие переходит в пустоту, в неизведанное, запредельное и само становится им, мысль растворяется в своем источнике – Читте. Наданусандхана является йогической техникой, где звук является методом погружения сознания в сердце своей сущности, которая пребывает в Атмане. В этой практике вы познаете Бога внутри своего существа. Нада-анусандхану еще называют Надопасаной (почитание нады), так как Нада – это Шива и Шакти. Надопасана – это почитание (но весьма непосредственное) того, что не все способны выявить, что становится возможным благодаря хорошей шоддхане. Еще, безусловно, плоды такой внутренней практики, сказываются, в целом, на психофизическом состоянии практикующего, поэтому внутренняя практика отражается и на теле. Тело становится подобным пространству, в нем появляется легкость и много других признаков того, что практика высших разделов йоги идет в правильном ключе. В общем-то, тело – это не только инструмент, как многие практикующие йогу считают, это также и среда, в которой окончательно реализуется цель йоги.

Ответов - 1

Virati: Здорово подобрано.



полная версия страницы