Форум » ПУБЛИКАЦИЯ И ПОИСК » 10 книг, которые стоит прочитать » Ответить

10 книг, которые стоит прочитать

Manikarnika: ... начинающему буддийсклму тантристу. (с) Уважаемые, давайте создадим такой список, который можно будет смело рекомендовать начинающему адепту Ваджраяны.

Ответов - 118, стр: 1 2 3 All

Suraj: Та, что тут думать. Взять автора любой из традиций и читать серию его книг. Хорошие серии книг: 1. Ну совсем для начинающих с нуля, - книги Чогьям Трунгпа Для тех у кого есть хоть какой-то фундамент: 2.Келсанг Гьятсо 3.кечен Трангу Р. (наставник 17-ого Кармапы)

Чой: Присоединяюсь. Для последователей Гелуг - Ламрим\Агрим Цонкапы и "Основы буддийской тантры" Кедруба Дже. Можно ещё посоветовать Янгчен Гавэ Лодой "Арья Нагарджуна о путях и ступенях Гухьясамаджи". Для последователей Кагью - "Светоч уверенности. [Введение в тибетские тантры. Методы школы Карма-кагью]" Конгтрула римпоче и труды Гампопы. Книги Оле Нидала, для его учеников. Для Ньингма - "Слова моего всеблагого учителя" Патрула римпоче, "Система буддийской тантры" Конгтрула рмпоче. Наставления по практике стадии зарождения в йоге божества" Джигме Лингпы. Книги Намкай Норбу римпоче. Для Сакья - "Taking the result as the path", "Тройная тантра" и цикл литературы по Лам-дрэ. Для Джонанг - "Горная Лхармы" Долполы, её за глаза хватит, а если не хватит, можно ещё Таранатху почитать :) Для всех - "Пятьдесят строф преданности Гуру" Ашвагоши и "Подготовка к посвящению" Келсанга Гьяцо. Для последователей восточного направления тантры нужно читать трактаты Сингон и сутры\тантры "Сусиддхикара сутра", "Сутра великой радости алмазного сокровения истинной действительности самая", "Ваджрашекхара-тантра", "Махавайрочана-абхисамбодхи тантра" (этот текст вообще желательно всем изучить) и др.

Юджин: А я пока никаких посвящений не принимал, но думаю об этом. Вантус как-то огорчил, написал что ламы дзогриму как правило не учат западных людей, что в той-же Чакрасамвара-тантре есть какие-то янтры, которым не обучают, он писал что мало кто заинтересован в том, чтобы с кем-то возиться, показывать как совершать йогические упражнения. Хотелось бы знать, может кто из местных знает, какие посвящения передают в полной мере, с объяснениями дзогрима, показом йогических упражнений? Или может быть есть что попроще, но что передают как правило в полной мере, может быть на терма какие стоит обратить внимание? Я ещё Вантуса спрашивал, а что если не брать во внимание ануттара-йога-тантры, а например обратить внимание на крия, чарья, он мне ответил что с этим ещё сложнее, что они не популярны и вроде бы по этой причине сложно найти подробные комментарии к ним, или как, я уже плохо помню что он об этом писал.


Suraj: 2Юджин Давайте по порядку. Участник Вантус конечно редкий специалист, который смог поставить каким-то образом практику ануттараиогатантры на основу воззрения диалектического материлаизма марксизма-ленинзма, но... мне страшнo пoдумать о плодах такого синтеза... Скажу так: чтобы не практиковать должным образом, можно найти множество опавданий. А когда нет условий, то работают над заложением причин ведущих к появлению этих условий. Большинство текстов говорят о начале прохождения пути с самых базовых практик. Это значит нужно читать, осмысливать и интегрировать в жизнь эти учения (сутры тхеравадиснкого канона). После этого можно начать практику согласно сатипатхана сутра, а уж потом начать изучать сутры эзотерической Махаяны. Удастся зародить бодхичиту и устремление на приложение усилий в 1000 раз большие, чем необходимо для только личного освобождения, то можно начинать изучать практиковать парамитаяну. А Ваджраяна вне контекста махаянского воззрения, - сплошная охота за силой и всякая экстрасенсорика с колдовством. Если практика Ваджраяны процно стоит на фудаменте Махаяны, то проблем не буедт, а иначе практика "завалится" рано или поздно. Я наблюдал очень многих людей за последние 15 лет... А ещё я видел, что если человек интенсивно и искренне практикует какой-то цикл практик или ишта-дэвата, то у него появляются возможности получить учения на более глубокие аспекты этих циклов. Проверено!

Чой: Юджин пишет: Вантус как-то огорчил, написал что ламы дзогриму как правило не учат западных людей Это очень обобщённо. Если бы они не учили, то откуда бы взялись лама Сонам Дордже (Олег Поздняков), лама Кадак Дордже (Николай Ахмерова), лама Пема Дудул (Сергей Дудко)? Я ещё Вантуса спрашивал, а что если не брать во внимание ануттара-йога-тантры, а например обратить внимание на крия, чарья, он мне ответил что с этим ещё сложнее, что они не популярны и вроде бы по этой причине сложно найти подробные комментарии к ним, или как, я уже плохо помню что он об этом писал. Вы наверно не так поняли. Практики крия тантр очень популярны, масса разнообразных практик поклонения Таре, Авалокитешваре, Манджушри, Джамбале, Шиве и т.д. Кто ищет, тот найдёт. Suraj пишет: А ещё я видел, что если человек интенсивно и искренне практикует какой-то цикл практик или ишта-дэвата, то у него появляются возможности получить учения на более глубокие аспекты этих циклов. Проверено! Да, так и есть.

Нандзед Дордже: Для Юджина: Ищущий ваджраяну должен искать не методы, а Учителя. В ваджраяне Гуру - это всё, и основа, и путь, и плод. Вне его нет никаких достижений. Кроме приключений на собственную задницу - они могут увлекательны, но к реализации отношения не имеют. Начинающим нужно начинать с Учителя, продолжать с Учителем и обретать плод в полном слияния ума с Его умом. Кто не понимает этого, не понимает вообще ничего, даже прочитав массу книг. Потому что ваджраяна это не слова книг, это живая передача и работа с ней. И поменьше слушать всякую ленивую сволочь, которая жалуется, что учителя не живут рядом и не цацкаются с этой ленивой сволочью каждый божий день. Настоящий ученик, найдя Учителя и приняв передачу, готов работать с ней ежедневно, даже если он больше не встретит Учителя никогда. В конечном итоге, настоящая передача происходит вне времени и пространства. Учитель всегда вне ограничений. Всегда найдётся масса тех, кто скажет, что "легко впасть в фантазии" и прочую муру. Но чистый ученик, следуя полученным наставлениям по работе с собственным умом, никогда не разочаруется. И не будет обсуждать свою практику с людьми чужими, даже если формально они твои ваджрные братья. Они не проживут твою жизнь за тебя и не умрут звместо тебя. Всё это придётся сделать тебе. Так что и довериться в этом можно лишь настоящему учителю. А о качествах настоящего ученика и настоящего учителя можно прочесть едва ли не во всех вышеуказанных книгах.

Manikarnika: Нандзед Дордже пишет: Ищущий ваджраяну должен искать не методы, а Учителя. Наропа прошел долгий путь, прежде чем был понужден пойти и найти Тилопу.

Manikarnika: Suraj пишет: 1. Ну совсем для начинающих с нуля, - книги Чогьям Трунгпа Для тех у кого есть хоть какой-то фундамент: 2.Келсанг Гьятсо 3.кечен Трангу Р. (наставник 17-ого Кармапы) 4. Картар Р., комментарии на "Горную Дхарму" 5. Целе Нацок Ранрол ?

top9: Чой пишет: Если бы они не учили, то откуда бы взялись лама Сонам Дордже (Олег Поздняков), лама Кадак Дордже (Николай Ахмерова), лама Пема Дудул (Сергей Дудко)? Все эти "ламы" уже выучили тибетский язык и санскрит? Если нет, то как они работают с сакральными текстами и декламациями? Переводы здесь не годятся. Поэтому белых крайне сложно научить дзогченам и дзогримам. Утром деньги, а вечером стулья.

Manikarnika: Есть какие то претензии к тибетскому Коли Ахмерова? Знал ли санскрит Миларепа или Речунгпа? P.S. Как это смешно не звучит, но самые знающие тибетский - это некоторые из учпутов Алмазного Пути Оле Нидала (например, Слава Ермолин).

top9: Падмасамбхава точно знал санскрит. В традиционных дацанах заставляют учить эти языки, годами, перед серьезными практиками.

Manikarnika: top9 пишет: Падмасамбхава точно знал санскрит. В традиционных дацанах заставляют учить эти языки, годами, перед серьезными практиками. Это как то умаляет уровень практики Миларепы и Речунгпы, которые не знали санскрита? Или их практики были не серъезны, потому что они не заканчивали дацанов?

top9: Так вы не святой Миларепа. Он хотя бы был ассимилирован в эту всю культуру и традиции.

Suraj: 2 2top9 Слушайте, е далайте модератору нервы, а то начнёт банить. Исходный вопрос темы был рекоммендовать книги начинающим. А ваши притензии к немонгоидным ламам, - это ваши личные проблемы. Требование к ламе знать и тибетский и санскрит и китайкий и пали... и быть он должен и сиддхой и пандитой... шли бы вы делать простирания и подношения!, чтобы заслужить такого гуру , чем причитать и жаловаться на отсутствие чего-либо или кого-либо. [b]Kаждый получает по заслугам (накопленному балансу добродетели и омрачений), - так что все претензии к себе, - это основа Будда-дхармы. И не делайте мне нервы, с толерантностьу на этом форуме покончено давно и надолго...

den: Как-то был такой запрос, копирую свой ответ, естественно, мое имхо: Проще всего будет начать с этой книги, она буквально на пальцах объясняет азы: http://annutara.info/tashi_tsering_foundation_of_buddhist_thought_tantra.html На основе этого станет понятна более техническая литература: http://annutara.info/Nara/kedrub.htm http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/lamrim/nagrim/ После чего можно будет углубиться в кьерим: http://abhidharma.ru/A/Dzogchen/Content/0001.htm https://yadi.sk/d/qfqkiuem3dOof И дзогрим: http://abhidharma.ru/A/Tantra/Content/Guhyasamaja/0001.doc http://abhidharma.ru/A/Tantra/Content/Guhyasamaja/0001.htm http://annutara.info/jamgon_kongtrul_key_elements.html http://annutara.info/jamgon_kongtrul_luminous_clarity_and_union.html http://annutara.info/kangyur_rinpoche_perfection_stage.html P.S.: это если брать из русскоязычного.

top9: У меня претензий к русским ламам вообще нет. Это лишь ответ - почему белых обычно не посвящают в дзогримы и пр. вкусности. Вантус никого не обманул. Белые не смогут правильно работать с текстами, даже простые сакральные слоги правильно произносить не смогут... Хотя конечно такие инициации можно заполучить, уговорами, пожертвованиями и пр., но толку от них будет нуль. Странно то, что вы так болезненно среагировали

Manikarnika: top9 пишет: Так вы не святой Миларепа. Он хотя бы был ассимилирован в эту всю культуру и традиции. Вопрос не в святости наставника, а в той системе практики, которой он следовал. И в ней не была места санскриту от слова "вообще"!

Manikarnika: top9 пишет: Это лишь ответ - почему белых обычно не посвящают в дзогримы и пр. вкусности. Вантус никого не обманул. Белые не смогут правильно работать с текстами, даже простые сакральные слоги правильно произносить не смогут... Хотя конечно такие инициации можно заполучить, уговорами, пожертвованиями и пр., но толку от них будет нуль. Персанажи, которые могли правильно произность санскритские слоги, веками считали Дордже Шугдена чистым проявлением Манджушри (вот и вся цена знанию санскрита). Посему могут они со своей ученостью идти на [censored].

Suraj: Manikarnika пишет: Посему могут они со своей ученостью идти на [censored]. Дима, вот не нужно "наезжат'" на целую традицию практики, по крайней мере, на этом форуме писать в таком стиле. В следующий раз воспользуюсь правом модератора... А дхармапаы тема вообще очень скользкая и каждой традиции хватет поклонний всякой нечисти. А нингма... ой... так вообще. Так что давай будем прербрасоваться каккашками исключительно по поводу "партийной пренадлежности".

Manikarnika: Тут вопрос не в поклонении нечести, а в том, кто и кого рекламирует в качестве читых видений Бодхисаттвы десятого бхуми. Если граждане так лажают в основополагающих вопросах, то куда они ведут своих учеников? Прямой дорогой в ваджрные ады? В Нигмапе адепт хоть может выбрать и принять решение сам (есть мирские циклы, никто ничего не скрывает). А тут какой то подлог и профанация Ваджраяны в чистом виде. Считается, что Дхарма исчезнет не фактическим исчезновением Дхармы, а заменой чистой Дхармы фейком. Тк вот это и есть тот самый фэйк. А они полагают, что скажут "амсорри" и продолжат далее в том же стиле, как было до? Но со знанием санскрита (с)

Suraj: Дима, кто и когда продвигал поклонение Шудену, как ОСНОВНОЮ практику Ваджраяны?! Было ли его поклонение ПОВСЕМЕСТНЫМ в гелукпинских монастырях или нет? А как насчёт Шакбара и других сиддхов линии? Кстати, неварцы (со знанием санскрита) дхармапал вообще не практикуют и самой категории практик дхармапал у них нет. Хотя вполне себе могут сделать пуджу ганеше, Шиве или Махакале... Не в санскрите и ни в Тибетском залог успеха практики...

Чой: top9 пишет: Все эти "ламы" уже выучили тибетский язык и санскрит? Если нет, то как они работают с сакральными текстами и декламациями? Переводы здесь не годятся. Поэтому белых крайне сложно научить дзогченам и дзогримам. Эти ламы (без кавычек, так как все они получили официальное признание и уполномочены своими учителями передавать линию своим ученикам) превосходно владеют тибетским, а лучшего переводчика с тибетского, чем Коля Ахмеров, я вообще не встречал. Сергей Дудко ко всему прочему, ещё и прекрасный танкописец. Что касается санскрита, сдаётся мне, что во всём Тибете будет сложно найти ламу, который бы знал санскрит лучше этих русскоговорящих арийцев :) top9, не стоит развивать эту тему, топик не про то и я в этом разговоре больше участвовать не намерен.

top9: Manikarnika пишет: Вопрос не в святости наставника, а в той системе практики, которой он следовал. И в ней не была места санскриту от слова "вообще"! Вы себя зачем с Миларепой сравниваете? Это кране смешно выглядит, он к просветлению шел множество жизней.

top9: Manikarnika пишет: Персанажи, которые могли правильно произность санскритские слоги, веками считали Дордже Шугдена чистым проявлением Манджушри (вот и вся цена знанию санскрита). Посему могут они со своей ученостью идти на Так вы и тибетского не знаете, а тексты есть на тибетском.

top9: Чой пишет: Эти ламы превосходно владеют тибетским, а лучшего переводчика с тибетского, чем Коля Ахмеров, я вообще не встречал. Сергей Дудко ко всему прочему, ещё и прекрасный танкописец. Ну хорошо ежели оно действительно так, я только рад. Что касается санскрита, сдаётся мне, что во всём Тибете будет сложно найти ламу, который бы знал санскрит лучше этих русскоговорящих арийцев :) Вот не надо ля-ля, молодых тибетских лам специально в индийские универы отправляют, учить санскрит. Российских кстати тоже, иногда, теперь.

top9: Suraj пишет: Не в санскрите и ни в Тибетском залог успеха практики... Так как европеец или американец собирается практиковать серьезные вещи? Обложившись переводами что-ли?

Сухой лист: Suraj пишет: А Ваджраяна вне контекста махаянского воззрения, - сплошная охота за силой и всякая экстрасенсорика с колдовством. Если практика Ваджраяны процно стоит на фудаменте Махаяны, то проблем не буедт, а иначе практика "завалится" рано или поздно. Я наблюдал очень многих людей за последние 15 лет... Вы уже не верите в существование тантры без "розовых бодхичитных соплей" ?

Aniezka: Чой пишет: Сергей Дудко ко всему прочему, ещё и прекрасный танкописец. Не путайте двух разных Дудко - Николая и Сергея. Танкописец - Николай, а лама Пема Дудул из Донецка - Сергей.

Suraj: Сухой лист пишет: Вы уже не верите в существование тантры без "розовых бодхичитных соплей" ? дело в том, что без бодхичиты ни парамита-яна с её практикой 3 неисчеслимые кальпы, ни тантра, как ускоренный курс пармитаяны, - нафиг не нужны! Согласно тхеравадинскому канону все гораздо проще и гораздо короче по времени для осуществления личного освобождения и достеижения плодов архатства. Поговаривайкут даже о периоде от 7 лет до 7 жизней. Идишций этим путём лишь устраняет клеши и нет нужды устрнять джнеяаварана и развивать парамиты. Я поэтому и говорю, что нужно очень прочная основа знания: что и зачем делается!

Suraj: top9 пишет: Так как европеец или американец собирается практиковать серьезные вещи? Обложившись переводами что-ли? Какое вам дело до других практиков , тем более в дугих странах о ситуации с Дхармой в которой вы всё равно мало что знаете? "Серьёзные" вещи, - это осознанием своих проблем и работа с ними. А все "эзотерические игры" без понимаю что и зачем делается, без глубокого цоверия наставнику итрадиции, - пустая трата времени. Мне запомнилось вусказывание лопона Намдака: Если вы хотите практиковать Дзогчен, чтобы получть интересные видения, то включите лучше телевизор, там кораздо более увлекательные картинки. Вот зачем человек собирается практиковать загрим? А когда он поймёт это, то приоритетом будет создание прочного фундамента для этого. И, кстати, для справки. Все современные садханы ануттраиогатантра класса содержат зогрим. Стадия расстворения девата выполняемя дожным образом и с пониамнием делаемого, - это "иога ясного света", система загрима самодостаточная> Линия Лиупы цикла Чакрасамвары только её и содержит. А у махасиддха Хумкары, - это вообще была основая практика блягодаря которой он и обрёл сиддхи. Это просто иллюстрация того, что люди сами не знают что они ищут, а ознакомились бы с хорошим комментарием, то и вопросов небыло бы. Кстати далай Лама 14-ый говорит западным ученикам изучать книги, особенно переводы Цонкапы, ибо ситуация на Западе такова, что люди большуу часть времени живут в удалении от гуру. Поэтому чтение книги, - это эквивалент длй запада процессу слушания дхармы, что не отменяет необходимости руководства ламой при возможности (еговизита с циклом наставлений).

Suraj: Тантра без бодхичиты конечно сущствует,только это практика уже чистая охота за сиддхами и способностями личного контроля над всеми и вся. Колдовство одно... судя по рассказам живших и бывавших в Индии, сейчас полно таких тантриков-прикладников, которые профессионально занимаются "разруливанием проблем" оккультными методами. Можн и на это потратить жизнь... Можно пытаться практиковать кьерим/згрим, что форму "алхиммии бессмертия" в даоском духе... тут каждый может эксперементировать до посиненния. Кстати всё это не отрицает "обще-тантрического поля практик", из которого разлицные системы черпали для себя метода и подстраивали под своё целепологание. Посему стоит прежде всего определиться с целями, а уж потом выберать подходясцие пути... Тут без глубоkoго анализа мотиваций врядли можно обойтись.. Интерестная деталь по чистую землю Акчобьи. Там после каждой егопроповеди большое колличество слушателей получают плоды архатства, вхожденя в птоки т.п.. но ни один бодхисатва не достигает плда буддовости. Почему? 2 будды не могут быть в одно время и в одном месте. Посему Боддхисатвы не только формируют себе тела особого типа, но и рзивают способности формирования Будда-кшетра, земель где они станут буддами и и будут проповедовать Дхарму. Такой гембель! столько уцилий и труда и без непоколебимой бодхичиты, - невозможен. Кстати некоторые сворачивают с пути боддхисатв обратно на путь шраваков. В частности знаменитый Шарипутра таков, согласно одной из сутр (забыл название)...

top9: Suraj пишет: Какое вам дело до других практиков Вообще никакого. Просто мне очевидно, что обычный человек не сможет правильно все делать. Гуруджи не даст ему устных исчерпывающих руководств, придется самому работать с шастрами. Если белый лама хорошенько подготовлен, обучался годами, то вопросов нет, но во всех других случаях получится ерунда, а не практика. ИМХО

top9: Какая вообще может быть практика для простого большинства? Декламируй постоянно сердечную махамантру, - куча ваджрных писаний утверждает, что этого вполне достаточно для спасения. Кстати, у большинства тибетцев буддизм к этому и сводится, а все остальное время они заняты хлебом насущным.

Suraj: top9 пишет: Какая вообще может быть практика для простого большинства? Для большинства есть эзотерическая Махаяна, которая тибетцами частично относится к криятантрам. Переводов на английский: полторы книжные полки (без сутр тхеравадинского канона, который сам по себе огромен и включёв в тибетский). Я вот интересовался, давно что и как практикуют тибетцы. Так миряне поучают совсем не много 1-5 практик. Всемеpно практикуемы; хвала 21 Таре на тибетском: молитве (падмасамбаве, Цонкапе имдругие). Практики Авалокитешвары, Тары. Много-кратное повторение нондро. И всё это внешние практики. гланая, - введение в природу ума, котрое делает гуру/лама на основе Махамудры или Дзогчен,\ а остальное это культивация полученного опыта сопровождаемое неустаннуым накоплением пуня/заслуг посредством внешних простых практик, поломничеств, почитаний наделённых силой и чудесных по свойствам статуй, ступ, мест ретритов известных сиддхов. Всё очень просто и ничего лишнего... Есть много биографий известных тибедских сиддхов и тертонов различных временныцх периодов. Осопбенно пучительна жизнь Шакбара, дотигшего растворения физического тела в свете. Там много описаний встречавшихся ему практиков. например от одного ламы он получал наставления по зогриму Гухьясамдже. С эти м ламой они были в соседних пещерах на пустынном острове посреди озера. так вот, этот лама, передавая супер дупер навороченные загримы, сам делал 3-летний ретрит Ньюнгнэ (крия тантра с суровой тапасьей). Так, что не стоит гонятся за экзотикой, а изучать имеющееся и пытаться интергировать это в СВОЮ жизнь и поменьше смотреть на коллекционеров "тайных практик". Все эти тайны бесполезны, без итгерации. Я вам это говорю, йкак человек получивший несколько сотен инициаций и передач различной степени "тайности", объездив почти все основные мопнастыри и центры восточного побережья и частично западного в США. парикрамов я совершил предостаточно и насмотрелся много...

top9: Ну, за махаяной таки в Китай нужно обращаться, у китайцев кстати и мантры совсем другие в почете. Их канон является махаянским в полном смысле этого слова, а из ганджура многие сутры-сутты просто выкинуты или заменены новоиспеченными.

Suraj: top9 пишет: Ну, за махаяной таки в Китай нужно обращаться, Ой, блин... Китай... Прочтите хоть десяток книг для начала... У меня был один занковый, который говорил, цто изучать карате имеет смысл только на Окинаве... на которую так и не поехал потому, что по бабам ходить интерестнее... А хотел бы по настоящему то смог бы заработать живя в штатах... Помогать вам в поиске оправданий ничего не делать, - увольте, - это не ко мне, как и за утешениями. "Дорогу осилит идущий" (ц)

top9: Хорошо, я прочитаю десяток книг, а вы прочитайте один буддийский канон, - в его китайском и тибетском вариантах, сравните. Кстати, вы выше ошиблись, палийский канон почти весь включен в китайский, а вот в тибетском его очень мало, можете сравнить на suttacentral.net

Suraj: top9 пишет: вы прочитайте один буддийский канон, - в его китайском и тибетском вариантах Вы хоть размер канонов знаете? и я читаю только по Английски, - текстов уже больше, чем я успею прочесть до конца жизни...

Сухой лист: Suraj пишет: Кстати всё это не отрицает "обще-тантрического поля практик", из которого разлицные системы черпали для себя метода и подстраивали под своё целепологание. Сурадж, а у Вас сложилось ли какое-нибудь представление о том, что из себя представляло это общетантрическое поле, какие в нём были методы и целеполагания, и как всё это превратилось, например, в нынешнюю Ваджраяну с кьедримом, дзогримом и различными Радужными, Иллюзорными и т.д. телами ? С чего начался, например, культ Варахи и что в него было добавлено, убрано, в каком направлении менялись акценты ? (или любое другое божество). Откуда взялся дзогрим - и был ли он сразу охарактеризован как достижение определённой ступени Пробуждения, или уже задним числом буддийские пандиты связали данный метод и его результаты с определёнными вехами пути к Пробуждению. Или на нынешний момент это всё покрыто мраком истории и мы можем только гадать и сочинять версии ?

Suraj: 2 Сухой лист на нынешний момент это всё покрыто мраком истории



полная версия страницы