Форум » ПУБЛИКАЦИЯ И ПОИСК » МЕТТА БХАВАНА: ПОДРОБНО О ШЕСТИ ЭТАПАХ часть 2 » Ответить

МЕТТА БХАВАНА: ПОДРОБНО О ШЕСТИ ЭТАПАХ часть 2

Лигостаева Наташа: МЕТТА БХАВАНА: ПОДРОБНО О ШЕСТИ ЭТАПАХ Подготовка Примите удобную для практики позу. Еще один важный момент: нужно сидеть как можно более неподвижно – это поможет вам настроиться на то, что вы чувствуете. Такая «настройка» — важный предварительный этап зарождения дружественности. Ее можно выполнять в любое время, даже в обычной ситуации. Настройтесь на то, что чувствуете в данный момент. Какими бы ни были ваши переживания — приятными, неприятными или нейтральными — ничего не меняйте. Если появятся какие-то болезненные ощущения, не притворяйтесь, что их не существует, а напротив, постарайтесь не сердиться и не впадать в уныние. Просто наблюдайте отстраненно за тем, какие чувства придут. Так же поступайте с приятными ощущениями: распознайте их, порадуйтесь им, но не слишком ими увлекайтесь (например, пуская в ход фантазию). Подобная «настройка» на мир своих переживаний называется осознанностью. Если вы будете практиковать с осознанностью, то сможете сохранять настроенность на собственный внутренний мир достаточно долго. Хотя бы небольшая способность настраиваться таким образом – необходимая основа практики дружественности. Когда некоторое основание уже есть, на нем можно строить дальше, используя все богатство эмоций более творчески и сознательно. Если вы ничего не чувствуете. Если вы совсем ничего не чувствуете, следует восстановить утраченную связь со своим внутренним миром. Сидите очень спокойно и просто внимательно «вслушивайтесь» в свои ощущения, хотя может показаться, что их вовсе нет. Сосредоточьте внимание на своем теле, в основном проверяя правильность позы. Прочувствуйте, какие мышцы напряжены, какие – расслаблены, ощутите весь поток физической энергии в теле. Не оставляйте без внимания и дыхание. Когда вы таким образом направляете внимание на тело, контакт эмоциональной сферой постепенно восстанавливается, и это становится основой для восприятия эмоций – приятных или болезненных. Не беспокойтесь, если ваши переживания недостаточно сильны. Часто эмоции бывают едва уловимыми, но для работы с ними вовсе не требуется, чтобы они достигали всепоглощающей силы. Можно успешно совершенствовать дружественность и в том случае, когда переживания «приглушенны» и в то же время устойчивы. Развитие дружественности — этапы сосредоточения Продолжайте совершенствовать осознанное восприятие собственных чувств, оставаясь к ним более восприимчивыми, и привнесите в практику новый, более «активный» элемент. Используя силу воображения, вызовите чувства доброты и дружественности, для начала направляя их на самих себя. (1) Вы сами Наш чувственный опыт – не сплошная радость и не сплошная боль — скорее, он горько-сладкий. Когда, настраиваясь на мир своих переживаний, вы улавливаете приятные и радостные ощущения, можно довольно легко зародить чувство дружественности и участия. Когда же в вашем состоянии преобладают болезненные или нейтральные тона, следует по возможности избегать таких эмоциональных откликов, как равнодушие, недоброжелательство, неудовлетворенность или жалость к себе, потому что они могут препятствовать пребыванию в дружественности. Пусть добрые чувства текут рекой Вместо того чтобы поощрять в себе такие нежелательные эмоции, просто продолжайте ощущать и терпеливо старайтесь понять, как именно вы себя чувствуете в данный момент. Продолжайте практику осознанного восприятия собственных эмоций, отдавая отчет в том, что ваши чувства не постоянны и могут меняться. Боль, которую порождают наши реакции на какое-то событие, может быть гораздо сильнее первичных болезненных ощущений. Осознанность – это способность творчески реагировать на эмоции, которая может придать работе сознания новое направление. И, в конце концов, оно может перерасти в удовольствие. Здесь терпение может быть промежуточным этапом к более явному отклику, исполненному дружественного участие ко всему живому. Сначала этот отклик может быть очень слабым, однако после того как начало положено, есть способы, помогающие его усилить. Например, полезно говорить самому себе: «Пусть я буду счастлив и здоров» или другую фразу, которая вызовет у вас дружественный отклик. Не произносите эти слова автоматически, вникните в их смысл, дайте себе возможность отреагировать на них. Еще один метод, который поможет получить необходимый эмоциональный отклик, – вспомнить один из моментов вашей жизни, когда вы были очень счастливы, и, призвав на помощь воображение, заново пережить то состояние. Это может положить начало потоку добрых чувств. Или можно думать о своих скрытых возможностях, которые при большем чувстве самоуважения и уверенности в своих силах обязательно найдут воплощение в жизни. Поэкспериментируйте и используйте любой подходящий метод для зарождения дружественности. Сосредоточение на дружественности Принцип пребывания в дружественности состоит в следующем: чем больше мы сосредоточиваемся на мыслях и чувствах, тем сильнее они становятся. Как только вы обнаружите присутствие чувства дружественности, вызванного с помощью описанных выше методов, следует сосредоточиться на нем. При этом дружественность будет постепенно углубляться и становиться более устойчивой. Не дайте себе увлечься фантазиями или отвлечься на что-то постороннее — сначала используйте мысль и воображение, чтобы обнаружить в себе дружественность, а затем со всей искренностью пребывайте в этом состоянии. Пребывание в этом состоянии, сосредоточение на нем, и есть основная часть данной практики; именно она составляет суть, а все остальное – лишь подготовка к ней. Использование образов Если в вашем случае это окажется полезным, можно придать сосредоточению «направленность», используя образное мышление. Например, один учитель, знакомя с этой практикой, прибегает к образу раскрывающегося цветка. Наверное, можно было бы представить солнечный летний день или, что ваше тело наполняется прекрасным светом, освежающе прохладной жидкостью. Эти образы олицетворяют любовь и доброту, которые вы зарождаете в душе. Образ нередко может вызвать переживание дружественности в тех случаях, когда одни слова и мысли бессильны. К концу этого первого этапа вы, скорее всего, почувствуете, что стали более счастливы и довольны собой. Однако наши настроения преходящи – если вам кажется, что ничего особенного не произошло, не впадайте в уныние. В любом случае, через четыре-пять минут переходите ко второму этапу практики, не задерживая на первом этапе в ожидании, что «вот-вот нечто случится». Имейте в виду, что вы лишь начали заниматься практикой. Одного этого достаточно, чтобы первый этап не был столь насыщен переживаниями, как другие, — и вам все еще необходимо «разогреться». (2) Добрый друг Теперь зародите дружественность по отношению к доброму другу, к тому, кого вы уже любите, к кому испытываете дружеские чувства. Определите, кто это будет, как можно быстрее, чтобы в промежутке между этапами практики не утратить сосредоточение. (Кстати, эта рекомендация полезна и для всех других этапов практики.) Сосредоточьтесь на своем друге. В вашем сознании могут возникнуть зрительные образы, мысли или какие-то другие впечатления о нем, но, каким бы образом вы его себе ни представили, постарайтесь удержать эти образы как можно дольше, возвращая к ним внимание каждый раз, когда замечаете, что ум начинает блуждать. Зарождая дружественность-метту по отношению к другу, можете использовать те же приемы, что и на первом этапе. Как и ранее, можете сказать: «Пусть он (она) будет счастлив(а) и здоров(а)». Воспользуйтесь любыми другими методами, которые помогут сделать пожелание счастья, адресованное другу, еще более глубоким и чистым. Только будьте искренни – пусть это один из ваших друзей, вы можете не всегда испытывать к нему то, что «полагается» испытывать к другу. Для того, чтобы зародить метту, необходимо настроиться на те эмоции, которые он вызывает у вас сейчас, в течение данного занятия медитацией. Если, к вашему удивлению, окажется, что вам трудно зародить метту по отношению к избранному вами человеку, этот опыт будет не менее, а, может быть даже более ценным: ведь вам придется приспосабливаться к обстоятельствам и создавать нечто новое. Вполне можно ожидать, что благодаря таким открытиям вы узнаете много нового о себе и о своих дружеских отношениях. «Нейтральный» человек Теперь, на третьем этапе, зарождайте метту по отношению к «нейтральному» человеку. Это тот, к кому вы в настоящее время не испытываете никаких особых чувств — ни симпатии ни антипатии. Можно выбрать человека, которого вы едва знаете, может быть, того, с кем вы часто видитесь, но не разговариваете, и, тем не менее, имеете о нем какое-то представление. Например, это может быть почтальон. Другая возможность – выбрать человека, которого вы прекрасно знаете, но к которому по какой-то причине никогда не испытывали ни малейшего интереса. Как и на предыдущем этапе, зарождайте метту в ответ на отклик, который вызывает у вас этот человек в данный момент. Конечно, наибольшая трудность этого этапа практики, скорее всего, будет заключаться в том, что ваши чувства по отношению к такому «нейтральному» человеку слишком слабы. Хороший способ обнаружить более сильные эмоции – сосредоточиваться на нем как можно дольше. Этот прием действует так же, как и «настройка» на мир собственных эмоций, о которой говорилось выше. В конце концов вам откроются более тонкие оттенки удовольствия и боли, эмоционально реагировать на которые будет легче. Этот этап практики предназначен для того, чтобы испытать вашу эмоциональную восприимчивость. Поскольку мы ничего не испытываем к «нейтральному» человеку — даже неприязни, — казалось бы, нет и почвы, на которую может опираться наша эмоциональная реакция на него. Мы чувствуем, что нужно создать с этим человеком какую-то душевную связь, и это побуждает нас расширить, или усилить, способность чувствовать и прибегать к помощи воображения. Эта практика должна очень хорошо сказаться на наших отношениях с другими людьми. Ведь, если задуматься, мир в основном состоит из таких «нейтральных» людей. (4) «Трудный» человек Это расширение нашей эмоциональной восприимчивости продолжается и на четвертом этапе медитации. На роль «трудного» человека подойдет любой из тех, кто не нравится вам или кому не нравитесь вы. Или можно выбрать того, с кем вы сейчас не ладите, с кем возникло недоразумение или есть привычные трудности в общении. Если вы чувствуете, что вам это по силам, можете избрать для практики настоящего врага, человека, которого вы и впрямь ненавидите. Если враждебные чувства к этому человеку очень сильны, вы может полностью отвлечься от практики, и ваши взаимоотношения могут даже ухудшиться. Помните, что основной смысл этой практики – зарождение дружественного участия и любви. Поэтому для каждого этапа выбирайте человека, который соответствовал бы осуществлению именно этой цели, а не разрешению ваших с ним конфликтов. Как и на предшествующих этапах, продолжайте осознавать свои истинные чувства по отношению к избранному вами человеку. Если ум отвлечется, настойчиво возвращайте его к исходным образам или мыслям. Подумайте: хотя в настоящее время вам трудно ладить с этим человеком, все может измениться. Помните, что он воспринимает свою жизнь совсем иначе, чем воспринимаете ее вы. Размышляя таким образом, пожелайте, чтобы он был счастлив и здоров. Можно попытаться думать так: будь он действительно счастлив, он был бы совсем другим, вероятно, более приятным человеком! (5а) Все четыре человека На пятом этапе одновременно вообразите всех четырех людей, которые присутствуют в вашей практике: себя, своего доброго друга, нейтрального человека и трудного в общении человека. Поддерживая чувство дружественности, над зарождением которого вы трудились, постарайтесь распространить его в равной степени на всех четырех. Для этого нужно очень ясно осознавать свои подлинные чувства к каждому из них и ко всем одновременно, так что придется немало потрудиться. Поэтому полезно время от времени уделять побольше времени «настройке» на этот этап практики, сравнивая эмоции, которые вызывает у вас каждый человек. Более простой подход к этому этапу медитации — позволить чувству дружественности свободно изливаться на каждого человека, ничего не анализируя и не сравнивая. Просто представьте, что метта распространяется в равной степени на всех. Этот подход хорош, когда вы только начинаете осваивать практику пребывания в дружественности или когда у вас мало времени. (5б) Все существа во вселенной Когда дружественность-метта в равной степени изливается на всех, она достигает наибольшей силы. На последнем этапе медитации мы посылаем ее всему миру, распространяя гораздо шире, чем на предыдущих этапах медитации. Есть разные способы достичь этого, и вы можете свободно использовать силу воображения, но есть и общепринятый метод. Таблица: этапы сосредоточения «пребывание в дружественности» (метта бхавана) Подготовительный этап Сядьте удобно и спокойно Настройтесь на свои переживания Первый этап Зародите дружественность по отношению к себе Второй этап Зародите дружественность к доброму другу Третий этап Зародите дружественность к нейтральному человеку Четвертый этап Зародите дружественность к «трудному» человеку Пятый Этап (а) Зародите дружественность в равной степени к каждому из четырех Пятый этап (б) Распространите дружественность на всех существ в мире Сначала распространите чувство дружественного участия и любви на себя и всех тех, кто находится с вами в одной комнате. Затем постарайтесь охватить этим чувством всех, кто находится в квартире, во всем доме, в любом месте, где бы вы ни находились. Затем распространите это чувство на весь близлежащий район, город, страну, пусть ваша дружественность охватит все континенты, пока ваше пожелание счастья, благополучия и свободы от страданий не распространится на всех живых существ в мире без исключения. Представьте себе разнообразных существ нашего мира – людей, животных и других – и пожелайте им счастья. Более того, не останавливайтесь на нашем мире, поскольку во вселенной, возможно, есть и другие виды жизни, — так учит буддийская традиция. Поэтому пожелайте блага и им. Наконец, распространите дружественное участие не только на всех живущих во вселенной сейчас, но и на тех живых существ, которые появятся в будущем. Итак, используя силу воображения, расширяйте чувство дружественности до беспредельности. МЕДИТАЦИЯ И ДРУГИЕ ЛЮДИ Как претворить метту в жизнь Внутренняя позиция человека естественно проявляется в его действиях. То, насколько глубоко в нас чувство дружественного участия, проявляется в нашей способности ценить точку зрения других людей, в заботе об их благе и, прежде всего, в дружественных действиях. В буддизме дружба считается одним из видов духовной практики. Будда дал дружбе высочайшую оценку, сказав, что для его учеников это и есть вся духовная жизнь. Дружба дает нам множество возможностей для преодоления отрицательных эмоций и развития положительных. Многие думают, что духовная жизнь — это всего лишь способ очищения, возможность избавиться от грехов и недостатков. Конечно, занимаясь буддийскими практиками, мы становимся все более и более свободными от подобных препятствий. Но гораздо полезнее рассматривать духовное развитие с точки зрения формирования положительных качеств. Если вы будете стараться развивать положительные качества, дурные постепенно исчезнут сами собой, но если вы всегда настроены только на то, чтобы «разрушать негативные стереотипы поведения», то такая позиция может спровоцировать еще больше негативных стереотипов! Как подружиться с другими Практика «пребывания в дружественности» дает нам уникальный метод для развития положительных эмоций. Только в медитации у нас есть возможность глубоко прочувствовать эмоциональную реакцию на какого-то человека, причем без осложнений, возможных в том случае, если он действительно находится перед нами. Нередко при общении с людьми, нам недостает времени, чтобы разобраться в своих чувствах. Иногда мы реагируем на людей прежде, чем успели понять, что же мы в действительности чувствуем. Но во время практики у нас есть духовное пространство для размышления, обдумывания, работы с реакциями. Это необычайно действенный метод, позволяющий глубже узнать себя. Но дружественность не может существовать в вакууме — ее нужно проявлять. Дружба вовсе не означает, что мы всегда соглашаемся с друзьями или притворяемся, что в наших с ними отношениях не бывает никаких трудностей. Взаимоотношения с истинными друзьями никогда не бывают поверхностными: мы готовы оставаться самими собой, быть правдивыми – не только не искажать факты, но и быть искренними. В общении с другом мы обычно стремимся лучше осознавать чувства, которые испытываем и выражаем. Нас увлекают за собой эмоции Эмоции увлекают нас за собою. Посмотрите на всех ваших знакомых и попытайтесь дать оценку тому, насколько ими руководят настроения и чувства. Часто вы увидите, что ясные и обоснованные объяснения, которые люди дают своим действиям, — только часть правды. Эмоции — чрезвычайно могучая сила, нередко они бывают запутанными, и работать с ними трудно. Совершенно очевидно, что мы не особенно умеем ими управлять. Иногда мы в прекрасном душевном состоянии, иногда – нет, и чаще всего живем, как бог на душу положит. Реакции на других людей Это несколько пассивное положение можно изменить, но для этого требуется готовность осознать, что мы больше всего вкладываем в эмоции. Например, заметьте, насколько часто мы эмоционально реагируем на других людей. Наша жизнь теснейшим образом связана с жизнью других людей: мы работаем с ними, читаем о них, что-то о них узнаем. Неудивительно, что люди постоянно присутствуют в наших мыслях и снах. Возможно, вам не очень хочется признавать, насколько сильно влияет на вас то, как вы реагируете на других людей. Но сам факт, что некоторые люди «заставляют» нас чувствовать вдохновение, свободу (или ревность, раздражение и т. п.) часто имеет для нас большое значение. Такие реакции могут возникать почти на уровне привычки. В каждом из нас живут склонности к беспокойству, скуке, страху, которые легко пробуждаются под действием внешних обстоятельств. Замечайте перемены погоды Эмоциональные состояния постоянно возникают и вновь исчезают. Иногда они изменчивы как погода. Настроения влияют на содержание наших мыслей, на то, насколько мы энергичны и способны к творчеству. Если мы решили совершенствоваться и достичь большей духовной зрелости, следует быть внимательнее к этой эмоциональной «погоде». И все-таки эта погода бывает такой изменчивой и непредсказуемой, а порой и бурной, что у нас может пропасть всякое желание рисковать. Кроме того, у нас может возникать чувство отчужденности, оторванности от эмоций. Наше общество такое сложное, и у нас так много переживаний, сильных и разнообразных, что люди подчас теряют связь со своими эмоциональными откликами на мир. Возможно, мы думаем, что не способны испытывать сильные чувства, поскольку не очень осознаем свои переживания, и, тем не менее, они присутствуют. Честность по отношению к собственным эмоциям Путь к более полному осознаванию эмоций начинается с того, что вы признаете присутствие удовольствия или боли — самых элементарных чувств. Эти мощные, простые сигналы часто игнорируют или торопливо маскируют. Важно признать, что они существуют. Они — исходный момент возникновения всех эмоций, поэтому необходимо осознавать их присутствие именно тогда, когда мы их испытываем. В качестве регулярной практики задавайте себе вопрос, приятно для вас то или иное переживание или неприятно, чувствуете вы что-то или нет. А если какое-то чувство возникло, спросите себя, приятное оно или болезненное. Такая честность по отношению к собственным эмоциям, – или осознанность (если использовать в этом контексте слово, которое мы употребляли ранее) – очень хорошая привычка. Искренне признавая свои чувства, вы обретете большую ясность ума и уверенность в своих силах: вы уже не будете притворяться, что испытываете радость, если это не так, или убеждать себя, что то или иное переживание будет неприятным, если знаете, что оно доставит вам удовольствие. Если вы не притворяетесь, то даете себе большую свободу выбора. Осознанность придает вам силу для действия, приподнимает вас над привычными реакциями. Предоставим отрицательным эмоциям право на существование Сделав привычным искреннее отношение к собственным эмоциям, вы начнете понимать, что просто так люди никогда не сердятся, не ревнуют, не бывают жадными, скрытными или сварливыми и ненадежными. Все эти эмоции не возникают без причин, они появляются в ответ на определенную ситуацию. Это мы в какой-то момент даем волю чувствам. Отрицательные эмоции – это привычки, которые каким-то образом у нас сформировались (может быть, совсем недавно, а может быть, очень давно, еще в детстве). Это привычные реакции, которые проявляются, когда срабатывает некий «спусковой механизм». Самые мощные из всех спусковых механизмов — это удовольствие и боль, вот почему важно осознавать их присутствие. По самой своей природе мы стремимся к удовольствию и не хотим боли – это то главное, что обусловливает поведение человека. Но если мы не осознаем, каковы наши эмоциональные реакции, то способны поступать как угодно с кем угодно, лишь бы получить желаемое удовольствие или избежать нежеланной боли. Так отсутствие осознанности заставляет нас эксплуатировать друг друга самыми разными способами. Воплощение идеала дружественности в жизнь Ум, преисполненный дружественности, не способен осознанно эксплуатировать других. Метта — не только положительная эмоция, но еще и нравственное качество, основанное на желании не навязывать свою волю другим. Это именно желание, свойство нашей души, а не просто представление о любви или недостижимый, слишком идеалистический принцип «любви ко всем на свете». Мы действительно переживаем метту, это очень явственное чувство, которое способно полностью изменить наше отношение к жизни. В сущности, метта рождается из понимания того, что все люди просто хотят счастья, независимо от того, чем они занимаются и насколько хорошими или дурными могут казаться. Все существа стремятся к счастью, хотя нередко ищут его не там, где следовало бы. Метта – это сильное желание, чтобы люди обрели подлинное счастье, в котором нет места ненависти, страсти и неприятия нового. Конечно же, это желание должно быть искренним. Оно должно основываться на честном отношении к собственным эмоциям. Бесполезно просто ходить с постоянной улыбкой на лице (хотя в этом нет ничего предосудительного, может быть, кому-то от этого легче!). Метта, которая исходит из глубины нашего существа, — вот что нужно нам, вот что нужно от нас другим. Люди могут с подозрением относится к тем, кого считают наивными или одержимыми идеей облагодетельствовать всех на свете. Возможно, когда-то их оскорбили или обманули те, кому доверяли. Возможно, и мы иногда готовы усомниться в ценности своих попыток совершенствовать метту. Возможно, намеренное стремление себя изменить может показаться чем-то неестественным, словно это значок, который мы прикрепили, чтобы хоть чем-то отличаться от других. Реальные, глубокие перемены требуют много времени, так что поначалу ваши усилия вполне могут показаться поверхностными. Они и будут поверхностными, но пусть это не заставит вас усомниться в собственных силах. Процесс духовных перемен происходит на подсознательном уровне. Он напоминает разрушение скалы, которую постепенно точат капли воды, — регулярно практикуя «пребывание в дружественности», мы постепенно открываемся для нового понимания мира. На каком-то этапе мы начинаем сомневаться в правильности тех отношений к другим людям, которые стали для нас привычными, и именно здесь начинаются по-настоящему глубокие и значительные перемены. Например, у вас может быть свое понимание – возможно, и не очень отчетливое – того, что такое счастье. Но вы не можете утверждать, будто знаете, что нужно для счастья другому человеку. Если бы вы действительно желали кому-то счастья, то, каким быть этому счастью, зависело бы не от вас, а от этого человека. Однако, вы можете обнаружить, что у вас есть и свой скрытый интерес в том, чтобы этот человек был счастлив, хотя, разумеется, в идеале вы должны просто желать ему счастья. Такие исследования собственных эмоций выявят внутренние конфликты, но если вы будете и дальше решать эти вопросы, ваш внутренний мир в конце концов преобразится. Поэтому продолжайте практиковать!

Ответов - 2

ale: а если кому то ваша дружественнность ну скажем неприятна ? Стоит ее навязывать или не стоит (даже если это чисто витуальная процедура) ? И сострадание тоже вобщем то

Suraj: Наташа, что это? Может в раздел публикации перенести? То есть текст я вижу, но не ясно что вынесено на обсуждение.



полная версия страницы