Форум » ЯСНЫЙ СВЕТ (incarnation 2) » Священнство звука "А" » Ответить

Священнство звука "А"

Virati: Недавно обнаружила интересную вещь, перечитывая один из трудов Марка Дичковски, где он описывает уччарану (пение звука ОМ), звук восходит из сердца через грантхи вверх, переходя в двадашанту (тонкие чакры, сукшма-чакры, вверху головы и над ней) через три грантхи, три слога пранавы А-У-М, распределяется по грантхам. Но меня заинтересовало другое. Он далее говорит, что первый звук - "А", из него, как бы, все раскрывается, на него надо медитировать в сердце, он также священен и в Ваджраяне. И вот я думаю, не появилась ли такая идеализация звука "А" в буддизме из индийской тантры, в частности из практики уччараны "ОМ"? А как буддийские системы объясняют священность звука "А", его происхождение?

Ответов - 94, стр: 1 2 3 All

Suraj: Вы, занете, объясение звука А, как высшего предшествует даже Ваджраяне (тантрической Махаяне). Я подозреваю, что впервые эта доктрина была озвучена в текстах сутр Праджнапарамиты. Есть очень короткая праджнапарамита сутра под названием "Сутра победоносной запредельной мудрости, матери всех татхагат, в одну букву". Перевод этой сутры был ключён в сборник статей ЭПсихологические аспекты буддизма", изданную в 1991 году (!) в Новосибирске. Вот эта статья из сборника: http://psylib.org.ua/books/paspb01/txt07.htm

Максим А: Любая сакрализация не имеет собственной природы)) Это для человека А, потому что так устроен наш голосовой аппарат, и наших ближайших млекопитающих родственников, а вот Будда-утка проповедовал бы о священном Кря))) Вообще сакрализация А описана также у Абхинавагупты, в его "Основе теории мантр", там этот звук он называет ануттара, "непревзойденным".

Чой: Максим, здесь речь идёт скорее о "чистом знаке "А"" - символе изначальной природы. Из Махавайрочана-сутры (Глава 7. Вопросы, заданные Ваджрапани о Трёх пада). В бхуми сознания равной сарва-праджня все будды и бодхтсаттвы образуют картину-алтарь четырёх видов Дхармадхату в восьми пределах Второй Колесницы. Печати тела, речи и мысли каждого из этих основных почитаемых являют отдельную колесницу особого рода. Кроме того, есть люди, стремящиеся на путь пяти чудесных мудростей, поэтому из Сокровищницы Чрева великого сострадания возникает веда-брахмачарин – санскритский Внешний Путь Вед, и по этой причине Готама-риши (имеется в виду один из пяти святых-прислужников божества Агни во внешнем алмазном пределе Гарбхадхату-мандалы в южной стороне, из семейства огненных небожителей. Считается одним из предков клана Шакья) и другие святые излагали учение мантрических практик. Вскоре движительный дух практик обращался телом этих святых, затем, восприняв упаю, становился телом Вайрочаны. Таким образом, учения всевозможных колесниц излагало либо проявленное тело Будды, либо другое, не-человеческое тело. Все последующие разновидности обликов и изречений отмечены тайной печатью мантр. Далеко ли, близко ли, – не скажешь, что ядовитый барабан не проявил своих причин и связей (это аллюзия на Нирвана-сутру). Поэтому в сутре все имеют единый вкус, именуемый вкусом разрешения и отбрасывания Татхагаты. Соответственно, истинно-сущее обликов сердец всех рождённых существ происходит от исходной действительности (бхута-коти), всегда являясь Телом Равной Мудрости Вайрочаны. Дело не в том, что, когда обретается бодхи, все дхармы воспринимаются пустыми, не образующими Дхармадхату. Будда раскрывает великую мандалу Сокровищницы Безграничной Величественности из собственного сердца равенства (Сознание равенства между Буддой и рождёнными существами, т.е. просветлённое сознание чистого знака "А"), открывая этим же великую мандалу Сокровищницы Безграничной Величественности сердца равенства с рождёнными существами. Тонкие чувства и тонкие соответствия между ними все исходят из Врат знака "А"; следует знать, что и причины, и связи чувств и соответствий, а также рождённые упая также исходят из Врат знака "А". Уподобим это тому, как бушующие волны в великом море бурно вздымаются и смешиваются, а их вкус совершенно одинаково солёный. Также смотрите VIII раздел сутры "О практиковании мандалы круга знаков при повороте знака А".


пема: как ни странно ,но в ваджраянских текстах Ом так не уваживают как А) интересно , откуда вышли Семдзины с А?,кроме НАмкай Норбу Ринпоче мало кто его дает..

пема: как ни странно ,но в ваджраянских текстах Ом так не уваживают как А) интересно , откуда вышли Семдзины с А?,кроме НАмкай Норбу Ринпоче мало кто его дает..

Чой: Собственно сам слог "Ом" раскладывается на три составляющих его звука, "А", "У" и "М".

Нур: интересно , откуда вышли Семдзины с А Да ну? А мне показалось, что это классика.

Нандзед Дорже: И вот я думаю, не появилась ли такая идеализация звука "А" в буддизме из индийской тантры, в частности из практики уччараны "ОМ"? Нет, в Дзогчен, например, практики семдзинов взяты, если я не ошибаюсь, из тантры раздела Упадеша "Даталгьюр", а она как источник явно древнее нашей кальпы передачи Учения. А как буддийские системы объясняют священность звука "А", его происхождение? Буддийские системы не оперируют такими понятиями объяснения значения как "священный", потому что это, в сущности, ничего не объясняет. Речь идет об изначальном, не искаженном никакими глоссолалиями звуке. Для Дзогчен это вообще нормально как основа - поскольку все проявленное возникает сначала как мандала звуков, потом лучей, а потом цветовых форм. А поскольку первый, базовый звук - А, то он и лежит в основе. Здесь очевидность природы, а не понятия "священного", которому можно вполне противопоставить свое понятие о "священном", иное. То есть А - это объективно существующий базовый звук бытия, внеположный в этом смысле любой системе занния и верования, а также форме существования и измерения (например, уткам или людям, то есть А и для уток - базовый звук). Тайные звуки вообще проявляются не потому, что их озвучивают - а значит есть зависимость от "строения горла" и структуры неведения рассуждающего о звуке субъекта. Тайные звуки проявляются самопроизвольно - при правильной практике йоги каналов и бинду. Их нельзя произнести, их можно только услышать.

Лигостаева Наташа: звук "А" явно основополагающий сравнительно с остальными... лучшего символа для естественного состояния вряд ли найти можно.

Нандзед Дорже: Да, его никто "не назначал". Слава Богу, в этом мире есть что-то общее для всего бытия:)))))))))

Максим А: Чой пишет: Собственно сам слог "Ом" раскладывается на три составляющих его звука, "А", "У" и "М". А-О-М вообще-то. Или где по-вашему здесь У?

Virati: Нандзед Дорже пишет: Нет, в Дзогчен, например, практики семдзинов взяты, если я не ошибаюсь, из тантры раздела Упадеша "Даталгьюр", а она как источник явно древнее нашей кальпы передачи Учения. Нандзед Дорже, ведь дело в том, что и по версии индусов, из Пранамы "ОМ" проявились все три мира , со всеми Кальпами и Югами в них.

nigredo: В кашмирском шиваизме существует тончайшая проработка всех тонкостей возникновния проявления, опираясь на теорию звука. К сожалению, я не встречал аналога в дзогчене. То значение, которое придавалось фонеме "А" в обоих индийских традициях восходит к основам "анатомии" сознания. А она одинакова у всех живых существ. Кстати, в западной традиции фонема "А" также признавалась глубинной. Я встречался с передачей, возводимой к временам расцвета гностических учений. (Не берусь судить об аутенточности этой традиции). Я видел гравюру 16 века, на которой образ Абраксаса был вписан в латинское А. И эта традиция работала (и работает с этой фонемой и графическим образом, связанным с Абраксасом. Это не новодел. Эта практика определённо доходит до 16 века. А тогда о роли "А" в дзогчене или трике никто в европе не знал. Понятие "священный" существует во всех традициях, и в буддизме тоже. Всякая подлинная традиция опирается на реальность, запредельную уму и феноменальному миру. Буддизм тут никакое не исключение. И ничем не противопоставлен по сути тому же индуизму. Разумеется это понятно тому, кто знает в чём состоит эта "суть". Вот хороший текст по данному вопросу на русском. Возможно он и знаком большинству из присутствующих. На всякий случай напоминаю о нём. http://www.rc-svatan.ru/hinduism/public/Vac.pdf

Нандзед Дорже: Запредельность в буддизме рассматривается как таковая, а "священное" - достаточно необязательный термин. Не нужно тянуть за уши... А за ссылку спасибо. Вирати, я не понял, в чем суть вашего возражения? В воззрениях древних персов? Они могут быть совершенно параллельны в своем историческом существовании. Или приведите их датировку. Сравним с датировками царства Шанг-Шунг и Учения дзогчен в его истории. Вы хотели выяснить, откуда "А" как основа мира в буддизме? Я вам ответил. И Сурадж (про "Совершенно краткую сутру Праджняпарамиты"). А вот на основании чего вы сделали предположение о заимствовании буддизмом этого из учений индуизма, вы как-то скромно не упомянули.

miha: ОМ или АУМ это изначальный звук который естественно проявляется во время медитации. А - это символ изначального.

Virati: Нандзед Дорже пишет: Вирати, я не понял, в чем суть вашего возражения? В воззрениях древних персов? Они могут быть совершенно параллельны в своем историческом существовании. Или приведите их датировку. Сравним с датировками царства Шанг-Шунг и Учения дзогчен в его истории. Вы хотели выяснить, откуда "А" как основа мира в буддизме? Я вам ответил. И Сурадж (про "Совершенно краткую сутру Праджняпарамиты"). Датировка может быть несколько тысячелетий до нашей эры, раньше вряд ли, тогда, когда были написаны ведические самхиты, так как там упоминается Пранава Ом. Гаятри также - развернутый слог "ОМ". Но это, если не брать во внимание то, во что вообще в Индии могут верить. А верить они могут в то, что Веды существовали во всех югах, и что они - знание, находящееся в вечном Брахмане. Поэтому, если на основе системы веры сравнивать датировки, то вряд ли найдешь того, кто древнее. О царстве Шанг Шунг есть ли какие-то свидетельства, археологические, текстовые и т.д., есть ли датировки? Датировки написания Ригведы и других ведических самхит есть. А вот на основании чего вы сделали предположение о заимствовании буддизмом этого из учений индуизма, вы как-то скромно не упомянули. Скромно или не скромно, я как-то не задумывалась на эту тему. Вы мне приписываете что-то такое, что существует в вашем субъективном восприятии, но не в моем. Вроде бы привела информацию, где я это прочитала, в самом первом посте данной темы сказано. Если точно, то это я нашла в комментариях Марка Дичковски на "Мантхана-бхайрава тантру", текст традиции Кубджика, которая сохранила в себе многое из Традиции Трика.

Virati: nigredo пишет: В кашмирском шиваизме существует тончайшая проработка всех тонкостей возникновния проявления, опираясь на теорию звука. В Шривидье тоже. Например, в Кашмирском Шиваизме, упоминается четыре категории звука: вайкхари, мадхьяма, пашьянти, пара, а Падмападачарья в Прапанчасара-тантре упоминает еще три после пара: сукшма, самвит и шунья. В Шривидье есть детально разработанная теория относительно девяти звуков анахата-нады. Практика Омкары в ней играет одну из основных ролей.

пема: а кто нибудь имеет представление как А выглядит на языке дакинь или уддияны?,есть ли варианты по мимо тибетского и санскрита?

Нандзед Дорже: Вы мне приписываете что-то такое, что существует в вашем субъективном восприятии, но не в моем. Вирати, это ведь вы высказали предположение о том, что буддизм заимствовал у индуизма тему "А" как символа изначальности. Не я это сказал. Логично, что я попросил рассказать, какие основания сподвигли вас на это. ОДнако в ответ вы говорите, будто я вам что-то приписываю. Просто объяснитесь, почему вам кажется, что буддизм заимствовал тему первозвука "А". Второе. Относительно царства Шанг-Шунг. Поскольку есть письменные упоминания, есть и датировки. В то время Тибет являлся территорией т. н. "внешнего Шанг-Шунга", и в сущности, вся культура последующего Тибетского царства - это производная от культуры Шанг-Шунга. Это достаточно убедительно доказал в своих книгах о хрониках Шанг-Шунга и в книге "Друнг, дэу и Бон" Намкай Норбу Ринпоче. Точное название книги: "Драгоценное зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета" Из "превью" книжного магазина: В книге известного ученого, исследователя, профессора и знаменитого учителя Дзогчена раскрывается одна из самых загадочных страниц истории человечества. Речь идет об истории древнего государства Шанг-Шунг, находившегося в районе священной горы Кайлаш, чья культура и цивилизация во многом повлияли на культуру и систему ценностей народов как самого Тибета, так и сопредельных с ним стран.

Virati: Нандзен Дордже, я хотела бы услышать от вас информацию о датировках относительно Шанг Шунг. Про веды я говорила, дословно цитирую: "Датировка может быть несколько тысячелетий до нашей эры," если точно, то где-то 4500 лет до н.э. Вот тут можете почитать http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D0%B0 Просто ответ о том, что Шанг- Шунг был древнее нашей кальпы, недостаточный. Вот когда Вы приведете более конкретные ссылки относительно дат, мы поговорим о том, что из чего МОГЛО произойти. А пока что, с моей стороны было написано все без тех крайностей, которые вы почему-то позволили себе узреть. Там было предположение, но не окончательное утверждение, потому я и написала это, чтобы мы могли на основе дат разобраться может такое быть или нет.

miha: Индия, Тибет, Шанг Шунг, это все здорово. Насколько знаю из личных практических наблюдений, звук Ом возникает естественно в уме в течении недельной практики тратаки минут по 30 в день, даже тогда когда человек не слышал о его существовании. И самое интересное что нельзя сказать что это ОМ, можно сказать что это скорее всего ОМ, АУМ и вполне можно интерпритировать как ХУМ в зависимости от "угла" рассмотрения. Так что изначальной первой, точной буквы этого звука определить нельзя. То есть нет изначального звука, есть сначала движение праны которое в сознании создает ощущение этого звука в уме. Отсюда очевидно и несколько разные интерпретации. Ну я тут под эту тему сегодня молодость вспоминал, медитации. Так что личное наблюдение.

Лигостаева Наташа: собственно, любые буквы - условность, поскольку они - всего лишь - символ.

miha: Да собственно и звуки. Когда звуком получается создавать вибрацию в нужной точки тела, то любой звук мантра. А когда вибрацию в нужной точки тела можно создать сознанием тогда и любая мысль мантра.

Suraj: Лигостаева Наташа пишет: собственно, любые буквы - условность, поскольку они - всего лишь - символ. Символу в умах... Биджы работают с энергетикой на прямую.

Virati: Лигостаева Наташа пишет: собственно, любые буквы - условность, поскольку они - всего лишь - символ. Кажется в Шива-сутрах говорится, что матрика - это ограничение. Но вот что касается омкары, там есть бинду (точечка вверху, называемая "анусвара") она - символ единства пустоты и формы, она - звук, а не буква. Кстати, по практике Омкары есть много рекомендаций, но чаще произносят "А" от сердца или от набхи (пупка) и звук на выдохе с праной идет вверх, там растворяется в бинду, а потом эта шунья, как нектар, "вдыхается в тело". Я видела очень похожие практики с тем, что рекомендуют в туммо (предупреждаю, это не одно и тоже ), они похожи тем, что в туммо рекомендуют внизу визуализировать звук "А". Архетипически очень схоже, правда, в индийских практиках вариаций много и в буддийских, вероятно, тоже. Собственно индийский алфавит начинается с "А" и заканчивается на "Ха", т.е. между ними весь алфавит, матрика (разные аспекты Кундалини-шакти).

Virati: Конечно, мне лично, не хотелось бы впадать в поспешное неграмотное смешение, как и в соревнование длиннОй историй (Традиций), тем более, если "история", базируется, в основном, на вере внутри того или иного культа. Любая сторона скажет, что она древнее всех . Мой же интерес к данным вещам больше исследовательский, а не проповеднический, т.е. я не адвокат какой-то определенной стороны.

Virati: Suraj пишет: Биджы работают с энергетикой на прямую. Да, биджи - сильная вещь, они- потенциал. Собственно, в индийской тантре, биджи - это одна из главных характеристик именно тантрических мантр.

miha: Virati пишет: Но вот что касается омкары, там есть бинду (точечка вверху, называемая "анусвара") она - символ единства пустоты и формы, она - звук, а не буква. Ну да, точечка с крючечком, типа запятая. Вообще то оттуда капля стекает как раз в момент когда нет звука, если хотите сорвать её принудительно то на вдохе, с несуществующим глотком в уме, перед этим сплюнуть или проглотить слюну нужно. Там действительно много наставлений, у меня она взрывалась в тело достигнув муладхары. Очень интересно подержать капельку в разных чакрах по ходу движения, но тогда дойдя вниз она уже так не взрывается. Можете стоя набрав чашку теплой воды делая маленький глоток удерживать его по ходу в каждой чакре распространяя тепло этой капли по телу. Я после практики с каплей сам почему то стал так чай и кофе пить. В принципе из любой чакры можно эту каплю в теле растворить. А из анахаты поднятая прана к бинду, не дает той интенсивности энергетики в теле как капля. По крайней мере у меня. В туммо не обязательно А, можно и кусок угля, а можно просто биджа мантрами и визуализациями "расширить", активировать" центральный канал между муладхарой и свадхистаной тепло начнет разогреваться само. Ну в туммо там и центральный канал немножко смещен вперед относительно сушумны в кундалини. Балдеж конечно мягкий и сногсшибательный, но я его чего то отсекаю в пользу осознанности, а то охренеть можно.

crac333: miha пишет: Ну в туммо там и центральный канал немножко смещен вперед относительно сушумны в кундалини. Кстати говоря, в одной темке на натховском форуме один участник, когда встал вопрос о соответствии/несоответствии авадхути и сушумны, ссылаясь на ответ Тензина Вангьяла Ринпоче писал, что это один и тот же канал, просто в туммо его представляют, как всем уже наверное известно, в "пустом теле божества" и соответственно там ориентир на позвоночник и прочие внутренние органы излишен и только мешает, а в йоге/хинду тантре привязка к "реальному" физическому телу... Поскольку я больше читатель форумов, а не писатель))), и там пока не зарегистрирован я не стал выяснять подробнее этот вопрос... Может тут кто знает???

miha: Ну не знаю, я никогда его не визуализировал специально, он сам проявляется, если сушумна в кундалини, практически позвоночник, то в туммо чуть впереди позвоночника и слегка наклонен к центру головы. Возможно потому что в кундалини низ привязан к муладхаре, а в туммо основа огня между муладхарой и свадхистаной? Не знаю.

Нандзед Дорже: *PRIVAT*

Нандзед Дорже: Да собственно и звуки. Когда звуком получается создавать вибрацию в нужной точки тела, то любой звук мантра. А когда вибрацию в нужной точки тела можно создать сознанием тогда и любая мысль мантра. Миха, настоящие, не символические ваджрные звуки никто не произносит, они - самопроизвольно звучат - как качество бытия. Так что нет смысла вторить о свободе произвола символов. На то и точность передачи, что не всякий звук надобен для определенной цели, то есть не всякое созвучно вашей цели, если она у вас есть:)))). Ну, конечно, кроме чего-нить тупо абсолютного:)))))))))))

Нандзед Дорже: они похожи тем, что в туммо рекомендуют внизу визуализировать звук "А". Архетипически очень схоже Ни в малейшей степени не схоже, поскольку в туммо используют так называемое а-шед, его смысл там и функции совершенно далеки от того, о чем вы говорите. Это краткое "а" имеет, скорее, прикладной, "технический" смысл в туммо и вообще может быть заменено чем-нибцудь другим, тоже подходящим. А-шед удобно совпадением краткости звука и стрелоподобной геометрии, полностью повторяющих действие йогина по отношению к пранам в этом месте практики. Что же касается изначальности, то растворить сознание, согласно садханам буддийской тантры можно, растворяя ЛЮБУЮ сердечную биджу. И здесь ни ОМ, ни А не важны.

Virati: Нандзед Дорже пишет: Ни в малейшей степени не схоже, поскольку в туммо используют так называемое а-шед, его смысл там и функции совершенно далеки от того, о чем вы говорите. А можно немного по конкретней, какие функции и смысл у а-шед? Нандзед Дорже пишет: Это краткое "а" имеет, скорее, прикладной, "технический" смысл в туммо и вообще может быть заменено чем-нибцудь другим, тоже подходящим. Ну, так а почему Вы решили, что в индийских вариациях практики тоже нет того, что технически заменяет "Ом", могут заменять, например, на "саух", на "сохам", на мантры панчадаши в Шривидье. Нандзед Дорже пишет: Что же касается изначальности, то растворить сознание, согласно садханам буддийской тантры можно, растворяя ЛЮБУЮ сердечную биджу. И здесь ни ОМ, ни А не важны. Согласно индийских так же, растворение праны и сознания происходит посредством девяти звуков "анахаты," в разных тантрах Сваччханда, Дикшоттара, Хатха-йога прадипика и др. описаны очень разные как по количеству, так и по характеристикам.

miha: Нандзед Дорже пишет: настоящие, не символические ваджрные звуки никто не произносит, они - самопроизвольно звучат - как качество бытия. Я собственно об этом же писал изначально. Насчет каждая мысль мантра, это прикладной случай.

Нандзед Дорже: Оно так в чистом вИдении. Но его еще надо реализовать. Чистое вИдение не является сконструированным, подобно созерцанию в кьериме сарма. Но есть нужно действительно окончательно трансформировать свое кармическое вИдение, включая растворение кармических ветров в центральном канале. Но это имеется в виду полные ступени пути. Я не говорю о случаях, когда вполне зрелое существо реализует в этой жизни только кьерим и обретает, благодаря всем прежним накоплениям, состояние Будды сразу на уровне кьерима:)...

Virati: crac333 пишет: Кстати говоря, в одной темке на натховском форуме один участник, когда встал вопрос о соответствии/несоответствии авадхути и сушумны, ссылаясь на ответ Тензина Вангьяла Ринпоче писал, что это один и тот же канал, просто в туммо его представляют, как всем уже наверное известно, в "пустом теле божества" и соответственно там ориентир на позвоночник и прочие внутренние органы излишен и только мешает, а в йоге/хинду тантре привязка к "реальному" физическому телу... Я читала в разных научных книгах на английском и на хинди, что это один канал. На счет "реального" физического тела, я полагаю, вы кавычки поставили очень кстати. Дело в том, что большинство древних трактатов по йоге, не особо ориентировались на то, что мы подразумеваем под физиологией на данный момент. Грубо говоря, труды Горакшанатха, Манджунатха, Гхеранды и др., разные тантры, где говорится о йоге, сильно отличаются, от книг, типа работ Колтера, посвященных физиологии йоги. Последние опираются на современные знания, а те - на средневековые, метафизические, вместо физических. "Тонкая анатомия" и физическая, не всегда могут во всем друг другу соответствовать. crac333 пишет: Поскольку я больше читатель форумов, а не писатель))), и там пока не зарегистрирован я не стал выяснять подробнее этот вопрос... Ну так можно зарегистрироваться и спросить. В прочем, в плане буддизма, думаю, здесь вы больше узнаете, в плане индуизма - там.

Нандзед Дорже: А можно немного по конкретней, какие функции и смысл у а-шед? Стреловидная форма А-шед, или форма занозы, вместе с краткостью произнесения самого звука призвана осуществлять "прокалывание", "мгновенное проникновение" и "выстреливание огня" вверх в центральный канал из места вхождения боковых каналов в него в нирмана-чакре - во время кхумбаки.

Virati: Нандзед Дорже пишет: Стреловидная форма А-шед, или форма занозы, вместе с краткостью произнесения самого звука призвана осуществлять "прокалывание", "мгновенное проникновение" и "выстреливание огня" вверх в центральный канал из места вхождения боковых каналов в него в нирмана-чакре - во время кхумбаки. Напомнило трезубец Божеств Трики, правда, это совсем другое. А вообще, если вернуться к Ому, если я правильно понимаю, в буддийском "А" три линии - это три канала, в АУМ - тоже три линии, только другой структуры и направлены горизонтально. Они означают три состояния сознания, и бинду - четвертое (турья). Они связаны с тремя каналами (идой, пингалой и сушумной) и 3-4 проявлениями Кундалини (Вама, Джьоштха, Раудри и четвертая Амбика), также - солнце, луна и огонь. Эти три канала и три аспекта Шакти связаны с тремя грантхами, которые также в практиках побуждения Кундалини (Кундалини-джагаран) пронзаются. Это, конечно, совсем не одно и тоже что вы написали, но почему-то, кажется, что-то общее есть. По разным текстам и системам, канда находится в разных точках, по одним - в муладхаре, по другим- в свадхиштхане или набхи. Я так понимаю, набхи (пупок) - это уровень нирмана-чакры и есть. Еще вот что интересно, я слышала про вариант звука "А" в нирмана-чакре, в практиках Туммо, а в практиках Дзогчена - на уровне сердца. Я так понимаю, это разные уровни и циклы практик, в них обоих цель - выстреливание огня в авадхути, или в практиках со знаками и без знаков, совсем разные задачи?

Virati: miha пишет: Ну да, точечка с крючечком, типа запятая. Запятая снизу окаймляющая точку (бинду) называется ардхачандра (половинчатая луна, или луна, направленная на восхождение). Луна - символ сознания, которое восходит или раскрывается, на предыдущей картинке, над межбровьем, где полу-луна с бинду, есть еще уровни раскрытия Кундалини как формы сознания чит-рипА, такие как нибодхика, нада, наданта, шакти, вьяпика, самана и унмана, иногда упоминается махабинду (источник сотворения макрокосма). Т.е. это уровни в Кубджика-тантрах, которые соотносятся с восхождением луны (сознания) и нисхождением обратно (арохан-аварохан или анулома-вилома). Точки и запятые там имеют смысл. Если сказать проще, это уровень связи Атмы и Параматмы, состояний Турья и Турьятита.

Нандзед Дорже: Еще вот что интересно, я слышала про вариант звука "А" в нирмана-чакре, в практиках Туммо, а в практиках Дзогчена - на уровне сердца. Я так понимаю, это разные уровни и циклы практик, в них обоих цель - выстреливание огня в авадхути, или в практиках со знаками и без знаков, совсем разные задачи? В практиках Дзогчен "А" это как раз обычное А и оно - символ изначальности, опора ума и вовсе не имеет отношения к практикам с нади и бинду, а скорее - к гуру-йоге, именно как просто последняя опора ума. Там не предполагается никаких манипуляций - это просто символ передачи Учения Дзогчен. В дзогчен такие пррактики как туммо имеют совершенно вспомогательную цель и в этом смысле там равноположны - и туммо, и другие манипуляции с каналами бинду.

Virati: Нандзед Дорже пишет: Там не предполагается никаких манипуляций - это просто символ передачи Учения Дзогчен. В дзогчен такие пррактики как туммо имеют совершенно вспомогательную цель и в этом смысле там равноположны - и туммо, и другие манипуляции с каналами бинду. А в Махамудре "А" используется как вспомогательный элемент? Если Дзогчен может быть самостоятельным от 6-и йог, то Махамудра, насколько мне известно, нет. Я так понимаю, там более прочная связь 6-и йог дзогрима без знаков и со знаками. Если в этом отношении рассматривать натховскую йогу, там тоже на стыке хатха- и раджа-йоги весьма минимально используется символика в виде бидж, типа Ом и др. Хотя некоторые любители индийской тантры, в частности КШ, и склонны относить йогу к методам анава-упаи. Эта тема весьма спорная. Например в Кашмирском Шиваизме и методы шамбхава-упаи подразумевают использование санскритского алфавита, практики весьма разношерстные. Проще сказать, разные системы. А вот с буддизмом мне лично сложно сравнивать, так как в нем много направлений и трактовок, но то, что символика на высших уровнях весьма "ювелирная"(в смысле по минимуму, но значимо), мне кажется, подход во многом близок натховскому.

Чой: Virati пишет: По разным текстам и системам, канда находится в разных точках, по одним - в муладхаре, по другим- в свадхиштхане или набхи. Я так понимаю, набхи (пупок) - это уровень нирмана-чакры и есть. Даже в пределах одной традиции в этом вопросе наблюдаются разночтения. Согласно традиции Цонкапы при йоге чандали нужно созерцать, что краткий `а (а-тунг) расположен в точке вхождения ветра из боковых каналов в центральный. Эта точка находится на четыре пальца ниже пупка. Цонкапа особенно подчёркивает, что центральный канал расположен рядом с позвоночником, проходя почти вплотную к нему, но не касаясь его. При этом боковые каналы располагаются очень близко к центральному. Снаружи авадхути синий, а внутри красный. Цонкапа особенно подчёркивает, что а-тунг необходимо визуализировать ближе к позвоночнику, именно такое расположение позволяет эффективней управлять нарастанием внутреннего жара и предотвращает появление жара "мирского". В общем краткая или полная "А" всегда была при деле :)

Virati: Чой пишет: При этом боковые каналы располагаются очень близко к центральному. Снаружи авадхути синий, а внутри красный. Т.е. внутри авадути есть еще каналы? Как есть в внутри сушумны еще ваджра, читрини и брахма-нади? А на счет разночтений это точно, у меня такое впечатление, что этносы и традиции, что-то типа одежды, как тело - одежда для души, так и традиции с их метафизическими представлениями для тонкого тела. Однако значимы они все по своему, жаль, что не многие Гуру это все хотят детально обсуждать. Иногда еще политика школ заставляет ее представителей становиться в позу, так, что серьезно не обсудишь полноценно с ними внутренние практики, связывающие одно направление с другим.

Нандзед Дорже: *PRIVAT*

Чой: Virati провокационно спрашивает :) Т.е. внутри авадути есть еще каналы? Как есть в внутри сушумны еще ваджра, читрини и брахма-нади? Э... :) Анатомия каналов далеко выходит за рамки этой темы :) Авадхути представляется переливающейся подобно радуге, синей трубкой. Внутри авадхути очень тонкий ярко-красный (раскалённый до красна) а-тунг. Вершину а-тунг венчает полумесяц, бинду и тонкий острый завиток нада. Сам а-тунг стоит на... :) солнечном или лунном диске (в зависимости от традиции, Цонкапа рекомендует созерцать на лунном) Там много чего... Боюсь ещё слово и набегут "ревнители чистоты учения", что по 20 лет топчутся на месте, и как начнут флудить :)))

Нур: Чой, Ваша информация имеет ценность только тем кто пытается практиковать. Кто уже практикует - тому это не имеет ценнности, это смешно - разбирать лунный там диск или солнечный. А попробуйте это написать на БФ - Дондуб & Тараненко изрядно постебаются.

Чой: Нур, эта информация не для практики, она имеет ценность только для общего образования :) для сравнения разных подходов, методологий - энто же "близкий к академическому" форум :) Жаль только что многим даже это не понятно... какое уж там "разбирать лунный там диск или солнечный" :)))) Я опасаюсь не гневных окриков "псевдопатриотов от дхармы", а то, что они начнут флудить на этом форуме мешая другим спокойно обмениваться информацией. Посмотрите на раздел Хеваджра тантры :)

Чой: Собственно по сабжу. В коренном тексте Калачакра-тантры сказано: В пустоте, явления – И не что-то придуманное, но и не материальные вещи. Когда их видим, это как увидеть юное девичье лицо В волшебном зеркале. Так, все явления равны, И они покоятся неизменными в абсолютном. Они возникают из неизменной первичной мудрости. Они и не имеют конца, но и не постоянно реальны. Звуки, что составляют имя, Неявно присутствуют в звуке А и из него возникают. Но когда достигнуто состояние великой неизменности, Там нет ни имён, ни вещей, наделённых именами. В нерождённой сущности Свободной от всего составного, Нет Будды, нет просветления, Нет живого существа и нет жизни. Природа ума лежит за пределами всего. Это – первичная мудрость, чистая, без пятен, Выраженная в качествах яркости, Пронизанная дхармадхату.

Virati: Чой, огромнейшее спасибо!!! Если и провокационный вопрос [img src=/gif/smk/sm54.gif] , то представьте, что это форма каруны для таких как я [img src=/gif/smk/sm54.gif]. Те, кому не интересно, все равно не поймут, а для "флуда сакральной ревности" есть мудрый модератор. Ну да ладно. Собственно о самой теме, коли уж она перешла в визуальное состояние также, мне вот что сразу вспомнилось, символика двадашанты: Здесь статья о ней самой http://www.nathi.ru/read/practice/dvadashant.php . Если вы на картинке успели заметить, там есть та самая полу-луна, над ней - бинду, а выше такая вот завитушка - это символ распространяющейся нады (потока звука). На этом можно было бы остановиться, но раз тема продвигается, скажу еще пару слов [img src=/gif/smk/sm12.gif] . В индийской тантре, чакры и соответствующие им практики делятся на сакала (с формой), сакала-нишкала (проявленно-непроявленные) и нишкала (непроявленные), им соответствуют: первой - уровни чакр от муладхары до аджны, второй - от бинду над аджней, переходящей в тонкие (сукшма) чакры до унмани (слияния индивидуального сознания со сверх-сознанием) и третьей - махабинду. Так вот, тройственный принцип способен качества более высоких переносить в "низкие" (сакала). И вот девять форм: ардхачандра, бинду, ниродхика.....унмана и махабинду (их 9-10 всего), могут проявляться в теле человека внутри чакр, и могут иметь связь также с девятью формами "анахата-над", есть и десятая, высшая. Поэтому эти символы двадашанты еще вполне и "чакральные" внутри тела. Но наверное Нур прав, что понять это дано будет не всем, каждому по своим причинам. А если честно, развитие темы мне уже начинает нравится.

Нур: Чой! Ом мани падме хум!

Чой: А "Вновь и вновь пойте самовозникший звук А. Посылайте из лобной чакры сияющий белый свет. Тайные кармические омрачения растворяются в источнике, Ясном и открытом, как безоблачное чистое небо. Пребывайте, ничего не изменяя и не усложняя. Преодолены все страхи И обретена неизменная уверенность. Да восприму я мудрость пустоты! О звуке А говорят, что это самовозникший, чистый звук. Согласно учениям дзогчен, использование практики звука связано не столько с его качеством, сколько с его сущностью. Когда мы произносим звук, в этом звуке пребывает некий уровень осознанности. Поэтому, когда мы вновь и вновь поем А, мы вслушиваемся в звук. Это похоже на дыхательную практику. Мы сосредоточиваемся на дыхании: дыхание и есть мы сами, дыхание — это наша жизнь, жизненная сила, дыхание — наша душа. Звук невозможно произнести, если не дышать. Дыхание и звук очень тесно связаны между собой. Поэтому, произнося звук, мы обращаемся к дыханию и вибрации самого звука. Произносящий и есть слушатель, а слушатель — тот, кто произносит. Так мы можем ощущать звук как самовозникающий. Когда вы произносите звук А, этот звук имеет аспект ума и аспект дыхания, или тела. Если, дыша, вы направляете внимание на это дыхание, то ум и дыхание объединяются. В тибетской традиции мы говорим, что ум подобен всаднику, а дыхание — коню. Путём, по которому конь движется в этой практике, будет череда чакр тела, а доспехами всадника — семенные слоги-войны. Эти доспехи защищают всадника — бдительный ум — от впадения в надежду и страх и от рабского следования рассудочному мышлению, которое пытается управлять нашим переживанием. Когда вы вновь и вновь поёте А, ум в этом звуке, благодаря силе, защите и вибрации А, плывет верхом на пране, а физические, внутренние и тонкие препятствия, мешающие узнать свою неизменную сущность, устраняются. Это значит, что в результате практики звука А вы раскрываетесь глубоко внутри. Тот миг, когда вы ощущаете свою открытость, — великий успех. Вы обнаружили основу, которую называют всеобщей основой, кунжи, — она и есть открытость. Когда вы поёте А, направляйте внимание на лобную чакру и произносите этот звук очень отчётливо. Первый уровень объединения касается физического звука. Затем ощутите объединение с энергией, или вибрацией, этого звука. Представляйте, как из вашей лобной чакры исходит белый свет, поддерживающий самоё тонкое измерение бытия. А — символ пространства, вечного тела, неизменного тела. В тот миг, когда мы поём А, мы хотим почувствовать, соприкоснуться с открытостью и простором. Благодаря вибрации А мы начинаем осознавать, что нам мешает, и освобождаться от этого, а вследствие растворения помех мы постепенно открываемся. Глубокие омрачения уходят. Когда это происходит, начинает обнаруживаться некое чувство внутреннего пространства. Воздействие А растёт по мере продолжения практики. А помогает узнать неизменное состояние осознанности и бытия. Его аналогией служит ясное, чистое безоблачное небо. Что бы вас ни одолевало — уныние или возбуждение, или навязчивые мысли — всё это похоже на облака. Благодаря звуку, вибрации и осознанности эти облака постепенно рассеиваются и обнаруживается открытое небо. Каждый раз, когда начинается освобождение от эмоции, препятствия или омрачения, это открывает пространство. Происходит просто переживание открытости. Что делает А? Оно проясняет. Проясняет. Оно открывает пространство. Вновь и вновь пойте А, а потом оставайтесь в открытой осознанности. Или же вы можете знать о наличии какого-то нарушения или помехи, а потому, когда вы поёте, почувствуйте вибрацию звука А и ощутите, как звук рассеивает помеху, которую вы довели до своего сознания. Вибрация А подобна оружию, которое отсекает двойственность, отсекает блуждания вашего рассудочного ума, отсекает ваши сомнения, колебания и недостаток ясности. Всё, чем заслоняется открытость, начинает расшатываться и растворяться в пространстве, и, по мере того как оно растворяется, ваша ясность все больше возрастает. Вы соединяетесь с чистым пространством, потому что эмоция, которую вы довели до сознания, преобразилась. Когда помеха растворяется, вы ощущаете некое пространство. Вы хотите узнать это пространство и покоиться в нём, ничего не изменяя. Таково введение в открытость, в безграничное пространство бытия. Благодаря тому, что вы объединяете свою неудовлетворённость непосредственно с практикой и вновь и вновь произносите звук А, энергия этой неудовлетворённости может растворять и благодаря этому растворению ввести вас в ясное и открытое пространство вашего существа. Вновь и вновь пойте А. Пусть действуют вибрации этого священного звука. Этим звуком вы проясняете, проясняете, проясняете. Происходит некоторое освобождение. Даже если облегчение совсем небольшое, это прекрасно. Когда вы поёте А и проясняете, открывается окошко, пространство. Посреди массы облаков появляется маленький просвет. Возможно, раньше вам никогда не доводилось видеть такой просвет. Через него вы видите проблеск чистого неба. Пусть этот кусочек очень мал, но это чистое небо. Наше обычное переживание А будет проблеском открытости, прояснением. Бесконечное и безграничное небо пребывает за пределами облаков, и вы видите его проблеск. Это ваши врата. Когда вы делаете практику с А, когда вы ощущаете миг открытости, это ваши врата. Бы можете изменить своё привычное положение посреди клубов облаков, потому что вы можете видеть эти тёмные облака и видите, как появляется маленький просвет. В тот миг, когда вы видите это пространство, направьте на него внимание. Это значит, что вы меняете своё местоположение. Тот миг, когда вы видите проблеск пространства — это начало вашего более тесного знакомства с этим пространством. Вы не намерены отвлекаться, вы намереваетесь просто оставаться в переживании пространства. Чем больше вы остаётесь, ничего не изменяя, тем больше открывается пространство; чем больше вы остаётесь, тем больше оно открывается. Особое переживание А — это пребывание в пустоте. Благодаря узнаванию в самом себе этого священного пространства вы получаете посвящение дхармакаи, тела мудрости всех будд, измерения истины. Это высший плод, который приносит практика. Звуком А мы убираем препятствия, чтобы обнаружить неизменность основы своего существа. А помогает нам узнать своё неизменное существо и пребывать в нём. А — символ неизменного тела всех будд. Возможно, вы подумаете: "Понял: А подразумевает неизменность". Но если вы обратитесь к своему опыту, то можете заметить, что всё непрестанно изменяется. Ваш личный опыт полностью противоречит такому определению А! Ваше тело постоянно изменяется, а мысли изменяются ещё быстрее, чем тело. Однако если мы сумеем заглянуть непосредственно в своё существо, то увидим, что в центре всех перемен находится неизменное измерение. Благодаря данной практике мы стараемся соединиться с этим неизменным измерением. Прекратите говорить сами с собой. Прекратите следовать за своими мыслями. Будьте! Покойтесь! Обнаруживайте больше пространства в самих себе. Цель, к которой вы направляетесь, — обнаружить больше пространства в самом себе. Вы не стремитесь всё больше активизировать свое мышление. Создайте благоприятное окружение, чтобы сосредоточиться на обнаружении чувства неизменного бытия. Найдите удобную позу и потом применяйте метод А. Уверенность, которую вы обретаёте благодаря успешной практике А, называется "неизменная уверенность". Само ваше восприятие собственного существа может быть затронуто этой практикой до такой степени, что, даже когда происходит перемена, вы не меняетесь. Вы обнаружили устойчивость открытой осознанности, уверенность неизменного тела. Лучший способ развить уверенность — устранить всё, что мешает вам получить прямое переживание открытого и чистого неба бытия или заслоняет его от вас. То, что может начаться как общее представление, а затем стать кратковременным проблеском переживания, постепенно созревает по мере более глубокого ознакомления. Неизменная уверенность приходит с определённой степенью зрелости переживания открытости. Открытость становится достоверной. Развитие уверенности заключается не столько в том, чтобы что-то делать, но, по мере того как вы продолжаете соединяться с открытостью в своей практике и пребываете в этой открытости всё больше и больше, неизменная уверенность станет естественным результатом. Мы обращаемся к высшему уровню Дхармы с трудностями самого незначительного уровня. Мы начинаем с очень конкретного осознания жизненных обстоятельств, которые хотим преобразить, прямого и глубоко личного ощущения своего смятения, и, применяя метод пения А, непосредственного переживания в этот момент, мы преображаем это состояние в путь. Благодаря силе священного звука мы получаем проблеск открытости и, осознавая, что эта открытость есть чистая и коренная природа нашего существа, мы пребываем в ней, ничего не изменяя — открыто, ясно, чутко, уверенно". По книге Тензина Вангьяла Ринпоче "Тибетское исцеление звуком".

Чой: пема спрашивает: а кто нибудь имеет представление как А выглядит на языке дакинь или уддияны?,есть ли варианты по мимо тибетского и санскрита? Конечно же есть варианты по мимо тибетского и санскрита, вот например: Это символические письмена дакини: заглавие посвящённого Ямантаке текста, который открыл Тердаг Лингпа в 1667 году. Перевод этой фразы на тибетский язык гласит: 'Phags Pa 'Jam dPal Nyid Khro Bo'i sKur bZhengs Pa gShin rje'i gShed Kyi sGrub Thabs Kyi rTsa Ba'i gZhungs Lags So (Коренная садхана Ямантаки — проявления самого благородного Манджушри в гневной форме). Знак "А" отлично видно :) P/S. Я встречал разъяснения "знатоков", что "коренных садхан не бывает, бывают только коренные тантры". Похоже Гуру Ринпоче этого не знал... :)

пема: это 6-й символ ,котрорый?

Чой: Одно из самай заключается в том, что символическому языку учений нельзя обучать никого, кроме тертона

пема: я уже взял ручку и тетрадь,можно начинать

Максим А: Чой пишет: Одно из самай заключается в том, что символическому языку учений нельзя обучать никого, кроме тертона Ох и напустил же туману Чой)) Хотя Чой тут вобщемто не причем. Эти вот "письмена дакини" просто стилизованные, или измененные тибетские буквы (чтобы никто не догадался), либо автор в некоторых символах пытался подражать деванагари. А шестой символ никакая не А, и не ОМ, а обычная цифра 4, и в том куске написано ta 134. В принципе, тибетские ламы помешаны на конспирации и тайнах, поэтому неудивительно что последовательности специально перепутаны. Сама строка гласит полную околесицу: <shed> rba wa ta 134 <shed> tho ldza kha nyu tha<??> ta 13 cha tha Что можно "перевести" как угодно. Ну и Гуру Римпоче тоже любил пошутить))

Максим А: пема пишет: я уже взял ручку и тетрадь,можно начинать Пожалуйста. Тибетские цифры Тибетский алфавит Деванагари (али-кали)

Чой: Третий Додрубчен описал в тексте "Океан Чудес: объяснение традиции кладов Дхармы". 9. Символические письмена – основные средства пробуждения передачи-наказа. Символические письмена служат основным инструментом для пробуждения передачи-наказа сокрытых учений-терма. Символические письмена – это буквы символической тайнописи, которые ясно пробуждают ум тертона для восприятия учений, сокрытых в древние времена Падмасамбхавой в видении безграничного пространства ясного света этого ученика. [...] 1. Письмена дакини. Дакам и дакиням ваджрных земель известны различные виды письмён терма, в том числе танг-йиг, пунг-йиг, шур-йиг, дем-йиг, бэ-йиг, карцег, тиглей йиге, кьилчен и кьилчунг. Даже в пределах каждой из земель дакини существуют разные виды письмён. Поэтому считать, будто письмена, открытые тем или иным тертоном, – единственные из существующих письмён дакини, – всё равно что утверждать, будто больше нет воды, кроме как в реках четырёх горных хребтов Центрального Тибета. 2. Другие виды письма. Помимо письмён дакини есть много обычных и необычных видов письма, в том числе ланча и варту для санскрита, дзаб, шур, и т.д. для тибетского языка. Даже у тибетского письма есть разные виды, например цегме, пурме, и гъенме, или догме. [...] III. Классификация на основе структуры символического текста. 1. Только видимый. Просто символическое указание, без краткого содержания, объяснения или обзора текста. Может состоять из одного слога или двух, причём это не обязательно существительное или даже целое слово. 2. Просто указание. а) Собственно указание. Единственное указание, выполненное символическим письмом и содержащее фрагмент истории, название или краткое содержание текста, но без подробностей. б) Пробуждение воспоминания. Бывает двух категорий. Первый – символический текст, в котором нет ничего, кроме фразы, которая не связана с темой текста, но указывает на какой-то эпизод, относящийся к событиям тех древних времён, когда Гуру Ринпоче давал эти учения. Благодаря такому указанию в уме тертона возникают воспоминания об учении, месте, времени, Гуру Ринпоче и его учениках и он обретает способность записать учения. [...] Как упоминалось выше, в каком бы виде ни существовали открытые учения – в виде указаний или полного текста, нельзя быть уверенным, каким письмом выполнен символический текст. Символические тексты, которые содержат существительные и другие слова, могут быть на разных языках, в том числе на санскрите, тибетском языке и символическом языке дакинь. Одно из самайй, связывающих тех, кто принадлежит к этой традиции, состоит в том, что символическому языку учений нельзя обучать никого, кроме тертона. Есть два вида письмён дакини: иллюзорные чудесные тексты и неиллюзорные чудесные тексты. По этой причине в Дочанг говорится о четырёх степенях понимания символических текстов: тертон может прочесть символический текст, но не пережить пробуждения передачи-наказа, или он может не прочесть символической надписи, но обрести пробуждение передачи-наказа и т.д. может прочесть символический текст и обрести пробуждение передачи-наказа или может не прочесть символического текста и не обрести пробуждения передачи-наказа. Длина текста, само письмо и т.д. ничуть не отличаются от того, что написал первоначально Гуру Ринпоче. 11. Запись обнаруженных учений исходя из символического текста. Тертон сосредоточивается на символическом тексте и снова и снова размышляет о словах и смысле учений, которые передал ему как наказ Гуру Ринпоче – будда трёх времён, вследствие чего воспоминание об учениях пробуждается из пространства его осознанности изначальной мудрости. Сосредотачиваясь таким образом, тертон может открывать учения по желанию. [...] Сосредоточившись на символическом тексте, тертон в своём состоянии осознанности видит, что письмена постоянно меняются, чудесным образом принимая разный вид. Также, благодаря силе символических письмён, возрастает энергия осознанности тертона, и, соответственно, слова и смысл терма, сохраняя свою природу, постоянно меняют облик, так что подлинный текст и его смысл остаётся неясным. Есть три вида изменений: иногда меняется письмо, но не слова и смысл. Иногда меняются слова и смысл, но не письмо. Иногда меняется и то и другое. [...] Обретя совершенную способность расшифровывать символический текст, тертон должен распознать истинный текст, его единственно правильные слова и смысл. Этого достигают в силу благоприятных условий, таких как встреча с держателем учения этих терма, пребывание в подходящем месте или присутствие при важном событии и, самое важное, – встреча с чудесным искусством ваджрадуты (супруги), которая очистила ум с помощью посвящений и обетов, практиковала путь двух стадий, получила благословение самого Гуру Ринпоче: родиться подходящей священной опорой супругой тертона в будущем, дабы открыть терма из пространства изначальной мудрости с помощью крюка спонтанно возникшего блаженства, и сама в прошлом выразила соответствующие пожелания. Благодаря этим условиям тертон обретает уверенность в подлинных словах и смысле текста, а все прочие видимости исчезают. Дело зам малым - встреча с искусной ваджрной супругой, которая очистила свой ум и имеет благословение самого Гуру Ринпоче, после чего перестанет казаться, что "строка гласит полную околесицу" :)

Максим А: Угу. Но мой ответ будет проще:

пема: Ох уж эти Видьядхары ,дхармой не корми дай "достоинством" померятся

пема: Кто знает подскажите,пожалуйста, 1)какие существуют вам известные методы медитации посредством звука? 2) есть ли еще аналоги Песни Ваджры,может в других традициях? 3) использую ли как то музыкальные инструменты в медитации? 4) Существуют ли аутентичные методы гармонического(,обертонного ) пения в восточных традиция для достижения определенного уровня "пустоты"?

Максим А: Большинство рушенов используют звук. Плюс вся тантрическая ритуалистика это пение и игра на муз.инструментах)) В других традициях это нада-йога, аманска-йога, и некоторые садханы кундалини-йоги (в частности где есть медитация на чакрах, биджах и бинду). Но на самом деле речь и звук используются вообще везде, в совершенно любой духовной традиции))

Чой: пема, а чем вас не устраивает метод Тензина Вангьяла Ринпоче изложенный в его книге "Тибетское исцеление звуком", фрагмент из которой я привёл выше?

пема: Чой,Метод просто восхитителен без комментариев ! Я просто звук люблю уж очень во Всех его проявлениях) а ограничений в этом как мне думается нет, вот и хочу узнать какие вариации на тему еще есть...

Нандзед Дорже: в Бон есть метод прямого введения в природу ума посредством звука ХУМ - специально для больных ослабленных людей, которым нельзя или невозможно напрягать ум в визуализации.

пема: очень интересно! А более подробная информация возможна?

Нур: 2 пема. Введение в природу ума возможно через звук колокольчика. Опять же мне это известно на примере передачи в Бон.

Максим А: Ну и в том же боне есть введение через звук А. Вообще введение в природу ума возможно через что угодно, главное сообщить, что вы получаете именно введение

пема: не у кого в цифре нет искомого труда -Абхинавагупта - Основы теории мантр?

пема: Virati"Недавно обнаружила интересную вещь, перечитывая один из трудов Марка Дичковски, где он описывает уччарану" Virati, не подскажете что за труд?

Virati: пема пишет: Virati"Недавно обнаружила интересную вещь, перечитывая один из трудов Марка Дичковски, где он описывает уччарану" Virati, не подскажете что за труд? Вот тут ссылка на этот недешевый труд:http://clearlight.borda.ru/?1-0-0-00000119-000-120-0-1300462411 . Это комменты Дичковского на Мантханабхайрава-тантру Кубджиковской традиции. Конечно, если очень надо, могу поискать где я там это читала, клянусь, там такое встречала. Просто 14 томов, найти будет это кусок текста непросто.

Virati: Кстати, Максим А, а я еще встречала соотношение тибетских букв с 16 санскритскими гласными.

crac333: Вот, кстати, что написано у Рамачандры Рао(для полноты картины): В тантрических текстах эта стадия самой ранней, но уже активной стадии пробуждения кундалини называется "мгновенным осознанием" (cit-kala), это момент энергетического и звукового толчка изнутри, который переходит в блаженное переживание активности (технически называемое "блаженством", ananda). Звуковая символика кундалини имеет продолжение. Так, считается, что кундалини содержит в себе весь видимый (varna) и весь слышимый спектр вибраций. В момент первого проблеска знания рождается изначальная звуковая вибрация "а", которая затем дает начало всем остальным буквам алфавита. Этот "звук-осознание", берущий начало в муладхаре, называется "трансцендентной речью" (para-vac), которое, по сути дела, является просто намерением или стремлением (kama) — не имеющим объекта, но фундаментальным. Оно не является конкретным — желанием "чего-то" или волей к "тому-то", — но это мерцание побуждающей мотивации, которое кроется за любым жизненным проявлением. В действительности, согласно тантрическим представлениям, все разнообразие жизненных процессов базируется только на этом стремлении, или воле. Жизнь (prana) является феноменальной копией и проявлением трансцендентального "мгновенного осознавания". Если жизнь выражается через звук "а" — начальную букву алфавита, то трансцендентное "мгновенное осознавание" как заключительный момент выражается через звук "ха" - последнюю букву санскритского алфавита. Первое и второе вместе символизирует лебедь (hamsa). Таким образом, звук "а-ха" обозначает единство становления и завершения, трансцендентного и феноменального, знания и активности; Парамахамса (paramahamsa) является словом, обозначающим "цельного человека", того, в ком все составные элементы приведены в гармоничное соответствие. Шаивите-Тантра представляет звук "а" как Шиву (чистое знание или просветление, prakasa) — абсолютное бытие; а звук "ха" — как Шакти (энергетический аспект бытия, или врожденную экспрессивность, vimarsa) — феноменальную проявленность . Эти две ипостаси соответствуют Брахману и Майе в системе Адвайта-веданта. Совмещение воедино двух категорий (единство символизируется звуком "м" на конце) выражается санскритским "а-хам" ("я" или эго), которое также охватывает весь алфавит.

Максим А: Жизнь (prana) является феноменальной копией и проявлением трансцендентального "мгновенного осознавания". Если жизнь выражается через звук "а" — начальную букву алфавита, то трансцендентное "мгновенное осознавание" Серьезно.. надо сказать.

Virati: crac333, спасибо за цитату Рао, к сожалению нет сейчас времени перекапывать все комменты Марка Дичковски на Мантхана-байрава тантру, там толмуд 14 томов. Но то что там он букву санскритского алфавита "А" соотносит с буддийской – это 100 %. Ясное дело, что это разные вещи, но некоторые архетипические параллели, как-то сами в глаза бросаются.

Чой: Махасиддха Калапа говорил (приведу две цитаты из разных собраний): Корнями своими тревога уходит В иллюзорную веру, будто каждый из нас - Сам по себе, как остров, Отделенный от всех остальных. Если бы вы освободились от этого страдания И увидели все, производимое умом, Как одну единственную мысль, Как божественное собрание, Исчезающее в звуке "А", - Подобно тому, как растворяется в небесах радуга. Рождение, жизнь и смерть не властны более Над этим безумцем. Его свободные действия- Чистое наслаждение; Постижение безграничной ясности - Чистое наслаждение; Медитация на свободные чувственные сферы - Чистое наслаждение; Цель, достигнутая без усилий, - Чистое наслаждение... и Что-то здесь кажется "я", а что-то - другим, и, возможно, все в своём праве, Но, будучи сверены без оговорок, эти выкрутасы вокруг буквы А исчезают, как радуга в нагом небе. Появление, пребывание где-то, конец - я не об этом, я спятил. Моя энергия рождает прямоту, моя установка даёт непоколебимость, Я непрерывно медитирую на шесть собраний и не успеваю заметить того, что заработал.

Максим А: Офтоп на тему безопасности. При открытие этой страницы в Google Chrome видим следующую картину: Опасность: обнаружено вредоносное ПО! Google Chrome заблокировал доступ к этой странице на сайте clearlight.borda.ru. На эту веб-страницу было вставлено содержание с www.triadna.ru, известного распространителя вредоносного ПО. Ее посещение может привести к заражению вашего компьютера вредоносным ПО. Отправлено с Firefox.

Сухой лист: На мой взгляд, значение звука и буквы А связано с одной, стороны с его значением - " не-", "отсутствие". Что проходит центральной темой через весь буддизм - от анатмана и аниттьи через А Праджняпарамиты (самая её суть - сплошное отсутствие) и А тантры, к А Дзогчена. В индуизме А в этом значении - в Адвайте различного толка. А связано это, на мой взгляд, с тем что у людей это действительно, один из базовых естественных звуков, которому не надо учить и который всегда непроизвольно, т.е. несозданно усилиями сознания. воли сопровождает нас во множестве естественных реаций - детский плач, испуг, внезапная боль, сильное горе, резкий ожог, оргазм. Для Viraty, - русский алфавит тоже начинается на А, а заканчивается на ЙА (Я) - чем не учение о отсутствии Я личности и несуществовании всех дхарм (букв между А и Я). Всех благ Кукаю.

Нандзед Дорже: «Чистая алая–виджняна Махавайрочаны как активно проявляемого тела Будды, когда она становится Великим Совершенным Зерцалом Мудрости посредством полного изменения (вритти), обретает идентичность по природе с твердой, как алмаз, и незапятнанной природой Дхармы, а именно — чистым сердцем просветленности знака А, и, одновременно с этим, полностью устраняет тонкие страсти на уровне начального невежества».

crac333: К руководствам по созерцанию относятся «Стихи о созерцании знака А» 阿字観頌, «Адзикан-дзю», «Стихи о созерцании лунного круга» 月輪観頌, «Гатиринкан-дзю», а также прозаическое «Значение созерцания знака А» 阿字観義, «Адзикан-ги». Созерцание знака «А» в них описано так. Вначале подвижнику нужно начертить круг — «луну» — поперечником в его собственный локоть. Важно, чтобы изображение по размерам соответствовало телу данного человека. В круге надо нарисовать белый лотос с восемью лепестками, а на нем — золотую санскритскую букву А. Этот рисунок вешают на стену в молельне, чтобы можно было сесть на расстоянии в четыре сяку от него и чтобы знак А был на уровне глаз сидящего подвижника. Приступая к созерцанию, нужно трижды поклониться всем буддам, а затем сесть в позе сосредоточения, прочесть мантры, совершить мудры и сосредоточиться на образах защитников обряда (Фудо: и других). Далее следуют мантры, мудры и сосредоточения, связанные с «просветленным сердцем», с пятью заповедями саммая, пятью великими обетами, и наконец — с пятью великими первоначалами (их мантра читается сто раз подряд). Далее следует собственно созерцание. Нужно сидеть прямо, чтобы нос и пупок были на одной линии, перпендикулярной полу, смотреть на кончик носа и держать язык возле нёба — при такой позе правильное дыхание получается само собой. Какубан дает простое объяснение того, почему при обучении созерцанию необходим наставник: сам ученик не сможет проверить, правильно ли он сел, для этого нужно наблюдение опытного человека. Можно сидеть неподвижно или покачиваться взад-вперед и вправо-влево. Подвижник то смотрит на рисунок, то закрывает глаза и мысленно представляет себе знак А. При этом он сосредоточивает мысль на том, что собственное его сердце — это «лунный круг», на котором тоже написан знак изначальной нерожденности — «А». В сознании подвижника не должно остаться никаких других мыслей, кроме мысли о знаке А. Этот же знак начертан на самом будде в теле Дхармы, на всех живых существах, на земле, воде, камнях, деревьях и всём, что есть в мире. Сознание того, кто созерцает, и созерцаемый знак изначально едины. Когда подвижник при выдохе произносит «а», знак А исходит вовне, к живым существам, а при вдохе возвращается обратно. Важно понять, пишет Какубан, что так было и до начала созерцания, всегда, с безначальных времен. «А» — таков был твой первый крик, когда ты родился; когда ты радуешься, ты смеешься: «А!», а когда сердишься, кричишь: «А!», «А» — основа всех слов человеческой речи, голосов всех зверей и птиц, шума листвы, воды, камней и всего остального. Все звуки в мире — естественные дхарани знака «А». Каждый раз, как человек видит знак А или слышит звук «А», облака благих свойств собираются вокруг него. Свет знака А, самая малая вера в него, переносят человека в «Чистую землю» уже при этой жизни. Завершая созерцание, подвижник снова сосредоточивается на знаке А, этот знак уменьшается, возвращаясь к тому размеру, как на рисунке, а после становится и еще меньше — чтобы можно было вместить его в «сердце». Подвижник памятует о своем «почитаемом», передает благие последствия обряда всем живым существам. Какубан пишет, что после освоения такого созерцания можно сосредотачиваться на знаке А уже не только в молельне, но и на ходу, стоя, лежа, столько времени, сколько захочешь. Таким путем можно достичь «Великой Дхармы» в нынешней жизни. Круг луны служит образом «просветленного сердца». Оно чисто, то есть не затронуто алчностью, холодно, то есть чуждо гнева, и ясно, то есть не подвержено неведению, а значит, свободно от «трех ядов». При созерцании этот круг разрастается до четырех сяку, потом до десяти сяку, до размеров молельного зала, всего здания, целого города — и дальше, заполняя собой весь «трехтысячный мир Дхармы». Тот «фон», на котором созерцают луну, может и сам быть предметом сосредоточения как «пустота». Об этом Какубан пишет в «Стихах о созерцании отсутствия облика» 無相観頌, «Мусо:кан-дзю». Свой опыт сосредоточения на мандалах Какубан описывает в сочинениях «Коротко о созерцании Чистой земли Тайного Величия» 密厳浄土略観, «Мицугон Дзё:до-ряккан» и «Коротко о созерцании Великого Солнца» 大日略観, «Дайнити-ряккан». В этих текстах весь мир с его горами, реками, растениями, животными, людьми, богами и другими существами предстает как держава будды, все звуки — как «Истинные слова», мантры, все мысли — как мудрость будды. «Чистая земля Тайного Величия» у Какубан — это не просто страна, а государство, где пять будд — ближайшие сановники Махавайрочаны, бодхисаттвы — его дружина, и все существа так или иначе служат ему и получают его покровительство, потому это этот господин един со своим народом. trubnikovann.narod.ru/Heian21.htm

пема: Здорово

Нандзед Дордже: О значении звука А Звук «А» - это первозвук, основной «голос» каждого существа. От этого «голоса» происходит «знак» - когда звук и буква «А» становятся именами для «нерожденного» (санскр. «анутпада»), для Дхармакайи Будды. И далее, «А» присутствует во всех других именах, так как содержится во всех гласных, а без гласных не бывает слогов и слов, а значит, «А» выражает «истинный облик» мира то, что в каждой части этого мира присутствует Будда.

Максим А: Нандзед Дордже пишет: И далее, «А» присутствует во всех других именах, так как содержится во всех гласных Безличностно всё же хочу отметить, что всё с точностью до наоборот. Если посмотреть на спектрограмму звука А и других гласных, то именно они будут содержаться в нём, как сужение его спектра. В противном случае нужно объяснить, что именно понимается под "содержится во всех гласных". Какой физический или психический процесс имеется в виду.

miha: Макс, любой звук мантра. В индуизме главный ом, у кого то аум. Только с определенного момента наступает умение работать не с самим звуком а непосредственно с энергией благодаря которой звук существует и тогда по барабану какой там хрип изо рта вырывается. О! Насчет хрипа, в народном мистицизме широко применяются звуки типа ветра и надо сказать такие штуки работают на ура. Как по мне так звук А просто самый удобный, очевидно это связано с конструкцией горла человека..

Максим А: Ну да. У коров это будет звук муа, а у уток кря. Звуки стихий это особая тема, референт которой мы можем найти в дзогченовских практиках Зернга.

crac333: Да, кстати, для полноты картины, у Турмана встретил мысль, не знаю уж его или он почерпнул ее где то, о том что "а" это нетолько первозвук и тд, а еще и частица отрицания...в тч отрицание неведения, самобытия и тд...

crac333: : ) akṣarāṇāmakāro'smi dvandvaḥ sāmāsikasya ca | ahamevākṣayaḥ kālo dhātā'haṃ viśvatomukhaḥ || Среди звуков Я – "а", звук краткий, средь составленных слов Я – "двандва", Я поистине вечное время, Устроитель всего всюдузрящий. Бхагавад-Гита 10:33

crac333: Далее: Кстати, магические249 и прочие мантры – истинно возникшие из ĀLI KĀLI. Их сущность – три слога, возникшие от несокрушимой. Такова сущность мантр. В этом же [тексте] сказано, что несокрушимая – это «вместерожденная» буква, и объяснено: Поскольку в тантре «Украшение ваджрной Мандалы» ясно указана [буква] А: «В центре сердца – несокрушимая: ясная, подобная пламени светильника, неизменная, очень тонкая А – священная главная [буква].» Чже Цонкапа Нагрим Ченмо 3 том, раздел о йоге ветров и ваджрном начитывании

гость1: "Да, кстати, для полноты картины, у Турмана встретил мысль, не знаю уж его или он почерпнул ее где то, о том что "а" это нетолько первозвук и тд, а еще и частица отрицания...в тч отрицание неведения, самобытия и тд..." В «Сутре о Великом Солнце» пять главных черт будды выражены мантрой А-ВА-РА-ХА-КХА-ХУМ. Природа будды: 1) изначальна, не рождена (санскр. «анутпада», отсюда А);.............http://trubnikovann.narod.ru/Heian06.htm

crac333: примеры классического японского Адзикана (подробности, если кто забыл: http://clearlight.borda.ru/?1-0-0-00000552-000-80-0#056 ) http://img05.ti-da.net/usr/gokokuji/%E7%84%A1%E9%A1%8C.jpg

Чой: Максим А пишет: А-О-М вообще-то. Или где по-вашему здесь У? Deshantapalapati-dharanisutra (Taisho, 19, 565c) О сын благой семьи. Ом, - это мать всех дхарани. Почему так? Ом содержит 3 буквы: А, У, М Дхармакая представлена А, самбхогакая - У, Нирманакая - М. Будды трёх времён достигают посредством медитации на ОМ. Так ОМ становится материю всех дхарани. Из той же сутры: ОМ является сущностью тела Вайрочана Будды. Ом, мать всех дхарани. Из ОМ каждый Татхагата рождён. Из татхагаты рождены все бодхисаттвы. Из бодхисатв рождены все чувствующие существа. [...] Нет ни одного будды, из числа равному числу песчинок на берегу Ганги в 10 направлениях, который бы достиг буддовости где бы то ни было без того, чтобы медитировать на звук ОМ. А мне вот тоже интересно, куда по вашему тибетцы засунули знак У? :)

crac333: А мне вот тоже интересно, куда по вашему тибетцы засунули знак У? :) В деванагари "у" в общем то тоже вроде не прописан....но подразумевается))) А тибетский на то и калька))) Имхо.

crac333: Из книжки ННР на которую сегодня дал ссылку благородный Маникарника: Рангриг ньяг чиг лонг ду А Наша истинная природа - это состояние ригпа. Не существует ни разных разных ригпа, ни разных природ.Есть лишь одно-единственное ригпа и единственное состояние. Это состояние - "А". Теперь вы можете понять, что "А" означает непрерывное пребывание в этом состоянии. Тот же самый принцип применяется, когда мы произносим "А" в гуру-йоге. Это отличается от "А", которое поют австралийские аборигены. У меня есть друг, абориген, который ездит повсюду, проводя ретриты по сновидению. Иногда он приходит на наши ретриты в Австралии. Он был там однажды, когда мы произносили "А", остались в этом состоянии и затем спели Песню Ваджры. Он наблюдал за всем с огромным интересом, а позже рассказал мне, что провел несколько ретритов в разных местах с сотнями людей и что они несколько раз пели "А". Он сказал, что это было прекрасно - вся долина наполнилась звуком "А". Но мы поем "А" по-другому. Мы знаем, что "А" - символ нашей истинной потенциальности. Буква "А" связана с живой передачей. Здесь говорится, что с "А" мы пребываем в своей истинной потенциальности, в едином состоянии. Намкхай Норбу Ринпоче "Комментарий к Даки Мантри"



полная версия страницы