Форум » ЯСНЫЙ СВЕТ (incarnation 2) » Чод: механизм просветления » Ответить

Чод: механизм просветления

LaGuardia: В чем разница между тантрой и чодом? Насколько известно, в чоде кьерим и зогрим объединены, поправьте если что. Основной метод - в экстремальных условиях, контакт с то ли реально существующими духами то ли с нереально существующими духами. И на основе этого - отказ (отсечение) от собственного Я (цепляния за Я). Это праджняпарамита. Ну и также данапарамита - отдача тела.

Ответов - 46, стр: 1 2 All

Suraj: Чод, - это модифицированное учешие Шидшэ. Это часть тантры. Скорее всего, тот Чёд, что мы знаем, - это производняя от одной из второстепенных практик иогини-тантр, - кусали-тсог, которая была развита до самостоятельной системы практики Махамудры. Oсновной метод, - отсечение превязанности. Первый общеизвестный уровень, - отсечение привязанности к телу; затем к уму, концепции "Я"... Я хоть и был инициирован и получал пару раз инструкции по различным линиям, но системы этой не знаю и не практиковал... Обычно мирянам дают Луджинг-чёд, - короткая ежедневная практика...

Manikarnika: http://oldtradition.org/file_download/2 Мачиг Лабдон. “Отсекая надежду и страх” (мануал) Там во введениях (если точно помню) подробно было расписано о Чод в контексте сутры, тантры и дзогчен. З.Ы. Баир там же вкратце Путь Чод описал. Он связан все же с практикой Идама или Дакини в полном объёме (например, цикл Трома Нагмо в стиле Ану-Йоги).

Legba: Основной метод - в экстремальных условиях, контакт с то ли реально существующими духами то ли с нереально существующими духами. Все немного хитрее. Там идет контакт с т.н. Четырьмя Демонами. Которые объясняются двумя разными способами, при помощи двух разных классификаций: В действительности, то, что нам нужно уничтожить, — это четыре демона. Согласно Философской колеснице причины, четыре демона таковы: демон скандх — того, что умирает; демон клеш — того, из-за чего оно умирает; демон Владыки Смерти — то есть сама смерть; демон сыновей божеств — тот, что мешает нам достичь состояния бессмертного покоя. и В Мантраяне четырех демонов определяют так: Демон осязаемый, демон неосязаемый, Демон ликования и демон самомнения — Всех их можно свести к демону самомнения. Оные Четыре Демона всегда с нами, вне зависимости от экстремальности условий.)) А реально/нереально существующие духи - только подкатегория внутри одного из "Демонов": Демон осязаемый представляет собой внешние опасности: пожары, наводнения, пропасти, молнии, дикари, враги, грабители и воры, ядовитые змеи и хищные звери, духи-людоеды и всяческие прочие устрашающие вещи, которые могут причинить вред нашему телу и уму. Все цитируется по: Кхенпо Нгаванг Пелсанг, "Руководство к Словам моего всеблагого Учителя"


ale: хотел бы спрсить - практика визуализации себя деватом не противоречит ли практике избавления себя от демона самомнения ?

Чой: ale пишет: хотел бы спрсить - практика визуализации себя деватом не противоречит ли практике избавления себя от демона самомнения ? Нет. Механизм данной практики был разъяснён ещё в Агриме Ламой Цонкапой. Практика гордости йидама способна полностью устранить неведение со всеми сопутствующими клешами, собственно для этого эта практика и предназначена :)

Чой: LaGuardia пишет: В чем разница между тантрой и чодом? В названиях :) Чод, это просто ещё одна система мантраяны. Suraj пишет: Чод, - это модифицированное учешие Шидшэ. Это часть тантры. Учение Дугнэл Шидже "Учение, облегчающее страдания" также опирается на Праджняпарамиту, но это всёже другая система и подходы в них различны. Система Чод могла многое вобрать от шидже, как в прочем и от других методик тантры и дзогчен, но это не делает шидже прародителем системы чод. Как учение, чод передавал ещё Гуру Падмасамбхава за долго до появления Дампа Сангье и Мачиг Лабдрон.

Legba: А вот интересно... У хинду есть аналоги Чода? Кто-нибудь сталкивался?

crac333: Если верить Бхайравананде(а источник это не самый имхо надежный) то: 4) многие медитации класса Агхора почти один к одному соответствуют медитациям Чод; http://abyssland.org/trikasamarasya-kaula.html Впрочем Бхайравананда не раз был критикуем натхами......помоему....но в данном случае насколько я понимаю доля истины в его словах есть.........

Suraj: crac333 пишет: Если верить Бхайравананде(а источник это не самый имхо надежный) то: Ой, только не надо давать ссылки на этого морального урода, который на этом форуме проявил себя во всей красе года 4 назад... А он, как источник информации... так вообще...

Legba: Да, пожалуй достоверность сведений Бхайравананды под большим вопросом))) Ну, может Virati заглянет, осветит вопрос.

crac333: Ой, только не надо давать ссылки на этого морального урода, который на этом форуме проявил себя во всей красе года 4 назад... Не знал)))))))

Suraj: Шайвитская "Нетра тантра" девятого века описывает высшую иогу, как поедание тела садхака иогинями. Иогини такимм образом освобосждают человека от грехов накопленных в теле и адепт получает возможность освобождения и слияния с Шивой. Вполне себе сойдёт за аналог чод-а Деталей пока не знаю, ибо взято из статьи Гордона Уайтам спеца по культу иогинь.

Legba: Ага! Вот это интересно. А там написано - это созерцательная садхана, или такое просто случается - один раз)))

Virati: Legba пишет: Ну, может Virati заглянет, осветит вопрос. Легба, я полностью согласна с Сураджем, могла бы и больше даже сказать относительно его правоты, но честно говоря нет времени и желания такое обсуждать, на счет всей этой компании уже столько было сказано, что, думаю, для трезвого человека это даже много. Знаете, ни я, ни мои единомышленники никогда просто так не станем о ком-то говорить негативное, и если сказали, то поверьте без серьезных оснований этого никогда не стали бы делать.

crac333: Ув. Вирати вопрос Легбы, на который он надеется получить у Вас ответ это вопрос о индуистских аналогах чода...С Бхайраванандой тут всем итак все ясно и в справедливости его критики никто не сомневается(по крайней мере ни я ни легба ни сурадж-джи)...

Legba: Присоединяюсь к краку)) Про аналоги чода - интересно, про Б. - не интересно. Я в 90х пересекался с ним на буддийских ритритах и мнение составил))

ale: Чой пишет: Нет. Механизм данной практики был разъяснён ещё в Агриме Ламой Цонкапой. Практика гордости йидама способно полностью устранить неведение со всеми сопутствующими клешами, собственно для этого эта практика и предназначена :) дошел до фразы Созерцание самого себя в божественном теле напоминает детскую игру; это нечто вроде сказки, развивающей воображение ребёнка пожалуй этой великой мудрости мне хватило : Весьма признателен за доставленное удовольствие Замечу, что в тексте речь идет о преодолении не гордости а "заурядной гордости" методом культивирования незаурядной

Чой: Рад за вас :) Вот видите, как всё оказывается просто - просто надо читать больше классиков

Virati: Legba пишет: Про аналоги чода - интересно Сама я в Чод не получала передач, но судя по описаниям http://religious-life.ru/2011/04/ritual-gcod/ , очень все сходится с садханами агхоры. В книгах на хинди, которые мы приобрели в библиотеках Горакхпура и Непала, дается определение гхоры как сансары, а агхоры как отсечения всего сансарного. Ну, и соотвественно, гневные Деваты, такие как Махакала, Шмашана-Кали, шава-садханы, разные виды тапасьи или разные для простого человека дикости, типа саптамакар с использованием нечистых субстанций даже не для индийского брахмана, но и европейца, все это, как я понимаю, схоже с Чодом. Есть ли там сочетание ритуала и внутренней йоги? В агхорских садханах такое есть, конечно, они там не выпрыгивают виньясы Паттабхи Джойса, но йога как внутренняя созерцательная практика, произрастающая из внешней, с практиками пробуждения Кундалини, это все у них есть.

Legba: Virati, спасибо. Что касается соотношения внешнего и внутреннего, внутреннее все же ставится во главу угла. Ср.: То, что мы называем демоном, — не некое существо с разверстой пастью и горящими глазами. Это то, что создает все тяготы сансары и мешает нам достичь освобождения, состояния нирваны. Короче говоря, это нечто такое, что вредит телу и уму (или угнетает их). Упражнение ума таким способом и уничтожение демона самовлюбленности — это и есть то, что мы называем практикой чод. От вас не требуется стучать в дамару, звонить в колокольчик, дуть в гьялинг — трубу из бедренной кости, отпускать длинные космы и держать в руках чашу из черепа. С помощью драгоценности-бодхичитты вы можете изгнать и устранить это внутреннее самомнение, эту веру в «я», ничего при этом не делая. Того, кто способен делать это, называют «лежачей коровой» — лучшей разновидностью практиков чод. Полной противоположностью является такая разновидность практиков, которые не имеют никакого представления о своем внутреннем демоне самомнения, которого требуется устранить: во всем, что происходит, они видят духов и существ гялгонг и мнят то, что им предстоит уничтожить, чем-то внешним по отношению к себе. С криками «Пхэт!» и свирепыми взорами они оглушительно дуют в свои гьялинги и отчаянно стучат в дамару, отчего пугаются люди и прячутся собаки. Они вызывают духов на бой, будто те — их злейшие противники. Таких чодпа называют «тявкающими собаками», и это худшая разновидность практиков чод. Именно их имела в виду Мачиг Лабдрон, когда предсказывала появление «извращенного чод — учения демонов». Это те самые «мастера» практики чод со спутанными космами, которых мы видим в наши дни. Они похваляются, что видят богов, хотя на самом деле это не так, что они видят демонов, хотя не видели ни одного, и что они обладают сиддхи, хотя ничего подобного они не достигли. Так что внешние "дикости" - не ключевой момент. Тем более, что тибетцев куда сложнее "пронять", чем индусов (тем паче - брахманов). Мне кажется, принципиальный момент Чода - использование страха как пути: Там они используют внешних духов (тех, что они могут по-настоящему видеть или присутствие которых могут чувствовать) чтобы пугать самих себя. Когда это случается, они бывают настолько ошеломлены, что у них просто отключается разум. В этом пустом состоянии, когда все мысли прекратились, остается естественное состояние ума и возникает обнаженная запредельная мудрость, лишенная покровов-мыслей. Именно ее нужно узнать. Если практикующие еще этого не сделали, для их собственного блага жизненно важно, чтобы у них родилось это постижение, а если они это сделали, им нужно его углублять. Затем, действуя на благо другим, они думают обо всех богах и демонах с любовью, состраданием и бодхичиттой, относясь как к своим матерям. Чтобы воздать им за их доброту, они подносят им как пищу собственное тело. Собственно, интересно наличие именно этого аспекта - в тех же практиках агхоры. (Все цитаты из Кхенпо Нгаванг Пелсанга)

Чой: Legba пишет: А вот интересно... У хинду есть аналоги Чода? [...] Мне кажется, принципиальный момент Чода - использование страха как пути Принципиальный момент в практики Чод, это действия на основании бодхичитты, если бы в хинду было так, то это было бы учением Будды Кхенпо Нгаванг Пелсанг: От вас не требуется стучать в дамару, звонить в колокольчик, дуть в ганглинг, отпускать длинные космы и держать в руках капалу. С помощью драгоценности-бодхичитты вы можете изгнать и устранить это внутреннее самомнение, эту веру в "я", ничего при этом не делая. Legba: Так что внешние "дикости" - не ключевой момент. Мне кажется, принципиальный момент Чода - использование страха как пути Кхенпо Нгаванг Пелсанг: В этом пустом состоянии, когда все мысли прекратились, остается естественное состояние ума и возникает обнаженная запредельная мудрость, лишённая покровов-мыслей. Именно её нужно узнать. Если практикующие ещё этого не сделали, для их собственного блага жизненно важно, чтобы у них родилось это постижение, а если они это сделали, им нужно его углублять. Затем, действуя на благо другим, они думают обо всех богах и демонах с любовью, состраданием и бодхичиттой, относясь как к своим матерям. Чтобы воздать им за их доброту, они подносят им как пищу собственное тело. Внешние "дикости" - не ключевой момент, полностью с вами согласен :) Принципиальным в практике Чод является бодхичитта :)

crac333: С другой стороны бодхичитта должна лежать в основе любой практики Ваджраяны, но все таки методы то разные......бодхичитта это то, что их объединяет на самом так сказать сущностном уровне но на более внешних уровнях существуют очеведные различия или по другому сказать особенности и вполне возможно, что такой особенностью является именно использование страха.......хотя возможно подношение тела и отсечение всех привязанностей шире чем просто работа со страхом....но страх конечно в чоде один из ключевых моментов....имхо....разве не так брат Чой?)))

Чой: Какие то методы могут совпадать, какие то нет - даже с православной традицией :))) Что имел в виду Легпа когда вопрошал: У хинду есть аналоги Чода? Как целостной системы - нет. Похожие или даже идентичные практики, если очень постараться, то наверняка найдутся, причём они могут быть просто заимствованными друг у друга, а чего, копирайта же ни кто не ставил :) Брат, ну ты же сам пишешь: С другой стороны бодхичитта должна лежать в основе любой практики Ваджраяны, но все таки методы то разные... Можно перефразировать мою первую строку так: "если бы хинду была практикой ваджраяны, то это было бы учением Будды". Суть в воззрении, а методы, методы могут и совпадать. Возьми для примера братьев наших меньших, тхеравадин - методы, какими они пользуются, один в один совпадают с таковыми в тантре, но! Но их воззрение, это воззрение хинаяны, с последователями которой приличному бодхисаттве жить под одной крышей больше 7 дней нельзя

Legba: Вот я согласен с crac333 Бодхичитта должна быть в любой практике Махаяны. Тем не менее, Нюнге и Чод - не одно и тоже)). Что же касается отсутствия у хинду бодхичитты - это достаточно формальный взгляд на вещи.)) Но даже если его придерживаться - давайте считать, что вопрос о вторичных аспектах метода (ср. "страх"), а не о первичных (Прибежище, Бодхичитта и понимание пустоты).

Чой: Legba пишет: Что же касается отсутствия у хинду бодхичитты - это достаточно формальный взгляд на вещи. В чём формальность? В хинду ставится цель достичь бодхи для освобождения всех существ? Legba пишет: Но даже если его придерживаться - давайте считать, что вопрос о вторичных аспектах метода (ср. "страх"), а не о первичных (Прибежище, Бодхичитта и понимание пустоты). Вторичные аспекты метода могут совпадать в большей или меньшей степени, вплоть до полного заимствования, особенно в линии Мо Чод. Legba пишет: Вот я согласен с crac333. Бодхичитта должна быть в любой практике Махаяны. Вы считаете хинду "практикой Махаяны"

Legba: Вы считаете хинду "практикой Махаяны" В чём формальность? В хинду ставится цель достичь бодхи для освобождения всех существ? "Не знаю" на оба вопроса)) 1. Хинду - не монолитное явление. Я не могу исключать, что у каких-то их них есть аналог устремления бодхичитты - возможно, называемый по-другому. Для того, чтобы это тотально исключить, надо быть не то, что Дичковским - а даже не знаю, кем. 2. Бодхисаттвы являют себя, в частности, "как боги тиртиков". (см. Шикшасамуччаю). Соответственно, нельзя исключить, что некий бодхисаттва, в образе, например, Шивы привнес идею бодхичитты в какую-нибудь сампрадайю. Далее - см. пункт 1. 3. Вторичные аспекты метода могут совпадать в большей или меньшей степени, вплоть до полного заимствования, особенно в линии Мо Чод. Вот про это я и спрашивал))

Нур: "Воля личности, достигшей реализации, становится неотличимой от воли Шивы, и следование этой воле составляет суть служения Махешваре. Раскрывая содержание, направленность такого рода мотивации, Абхинавагупта пишет: «Его тождество с Шивой запрещает ему исходить из какого-либо другого мотива, кроме как благо других». Здесь явно можно увидеть аналогию с буддийской концепцией бодхичитты, которая на относительном уровне выражается в стремлении бодхисаттвы достичь просветления ради блага всех существ." Утпаладева "Ишвара-пратьябхиджня-карика" (Узнавание Ишвары)

Чой: Legba пишет: 2. Бодхисаттвы являют себя, в частности, "как боги тиртиков". (см. Шикшасамуччаю). Соответственно, нельзя исключить, что некий бодхисаттва, в образе, например, Шивы привнес идею бодхичитты в какую-нибудь сампрадайю. "Некий бодхисаттва" Авалокитешвара несомненно приносит много блага в образе Шивы, но я не слышал, чтобы он проповедовал Путь Парамит прямо (а те случаи, что мне известны, приравниваются к страшному сектантству, о котором в приличном обществе не говорят ) Возможно Вирати знает, но молчит - кому хоца носить ярлык сектанта

Legba: я не слышал, чтобы он проповедовал Путь Парамит прямо Достаточно, всего лишь, чтобы была иная терминология - и уже концов не найти. Как говорил один широко известный персонаж: "Ченрезиг все видит, Ченрезиг ничего не прощает!"

Чой: Нур пишет: "Воля личности, достигшей реализации, становится неотличимой от воли Шивы, и следование этой воле составляет суть служения Махешваре. Раскрывая содержание, направленность такого рода мотивации, Абхинавагупта пишет: «Его тождество с Шивой запрещает ему исходить из какого-либо другого мотива, кроме как благо других». Здесь явно можно увидеть аналогию с буддийской концепцией бодхичитты, которая на относительном уровне выражается в стремлении бодхисаттвы достичь просветления ради блага всех существ." Утпаладева "Ишвара-пратьябхиджня-карика" (Узнавание Ишвары) Бодхичитта, если кратко, это симбиоз шуньяты и сострадания. Никто, никому ничего не запрещает, ибо некому и нечего запрещать :) P.S. Похоже, что Нур - страшный сектант

Нур: Чой пишет: Нур пишет: цитата: "Воля личности, достигшей реализации, становится неотличимой от воли Шивы, и следование этой воле составляет суть служения Махешваре. Раскрывая содержание, направленность такого рода мотивации, Абхинавагупта пишет: «Его тождество с Шивой запрещает ему исходить из какого-либо другого мотива, кроме как благо других». Здесь явно можно увидеть аналогию с буддийской концепцией бодхичитты, которая на относительном уровне выражается в стремлении бодхисаттвы достичь просветления ради блага всех существ." Утпаладева "Ишвара-пратьябхиджня-карика" (Узнавание Ишвары) Бодхичитта, если кратко, это симбиоз шуньяты и сострадания. Никто, никому ничего не запрещает, ибо некому и нечего запрещать :) Вы что, прикалываетесь? Смысл сказанного, вернее написанного, что тождество, или можно сказать единство с Шивой, не дает (то есть отсутствует такая возможность, такая данность) другой мотивации, кроме как благо других. А я подумал было, что "сектант" - это как раз Вы :), если отказываете другим Учениям в возможности наличия благой мотивации. Читал как-то одну тхеравадинскую книжку - там тхеравадинский учитель очень аргументированно критикует махаянцев за "битье себя в грудь - дескать одни мы, бодхисаттвы, думаем о всех живых существах". А в Тхераваде нет сострадания, нет каруны? Бодхичитта, если кратко, это симбиоз шуньяты и сострадания Прям как по учебнику ). Стоит ли так загонять себя в рамки и шаблоны?

Legba: Нур пишет: Стоит ли так загонять себя в рамки и шаблоны? Себя, ИМХО - стоит. Вот других - точно нет))

Нур: Legba пишет: Себя, ИМХО - стоит. Вот других - точно нет)) Можно выразиться и так. Ибо "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Но только не надо для этого специально топить других, которые сами неплохо плавают )). Я хотел сказать в смысле, что не стоит другим приписывать что-то - например отсутствие благих устремлений, и судить о чем-либо поверхностно, тем более если не в теме. Мне вообще непонятно - как можно разнообразные индийские традиции гребсти под одну гребенку под названием "хинду" и делать о них какие-то скороспелые выводы. ИМХО.

Suraj: Ребята... в любом "индуиском" падхати есть раздел самкальпа. Там провозглашается мотивация выполняемой практики: я такой- такойто, в там-то месте и в такое-то время выполняю практку для того-то. Встав;ьте туда махаянскую мотивирующую бодхичиту и всё "кашерно". Что я делаю сам и рекомендую тем, кто ломает голову как делать какие-то "обще-индийские" практики с минимиальнюм нарушением буддийских обетов...

Suraj: Нур пишет: цитата: Бодхичитта, если кратко, это симбиоз шуньяты и сострадания Прям как по учебнику ). Стоит ли так загонять себя в рамки и шаблоны? Это сутрическое определение. Ваджраянская мадхьямика даёт определение союза блаженства и пустоты. НО после муссироцвания "не противоречия учений сутры и тантры" комментарии часто делают компот из определений тантричеких и сутрических... и очень легко запутаться... Кстaти, определенийе высшей реальности, как блаженства-пустоты не чуждо и сахаджийским направлениям Bайшнавизма и тантрическим направлениям Шайвизма. Можно упомянуть "Бхога-карика": http://www.amazon.com/Karika-Sadyojyoti-Commentary-Buddhist-Tradition/dp/8120829352/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1355162313&sr=1-1&keywords=bhoga+karika

Чой: Чой пишет: Бодхичитта, если кратко, это симбиоз шуньяты и сострадания. Suraj пишет: Это сутрическое определение. Ваджраянская мадхьямика даёт определение союза блаженства и пустоты. Вы привели ануттара-йога-тантрическую трактовку, а я цитату из тантры дзогчен - ну и кто из них "сутрическая традиция"?

Suraj: Ну Дзогчен - это вообще... над-конфесиональное воззрение А я привёл тезиз Джамгон Конгтрула... Всё пытаюсь осилить его творениние. не могу смириться с признанием своей тупости Даже, если способен прочесть и перевaрить только страницу в день...

Чой: Legba пишет: Достаточно, всего лишь, чтобы была иная терминология - и уже концов не найти. Сие есть тайна великая, концы для того и попрятаны, чтобы правоверные не впадали в ересь и крайности. Не благодарна работа мужа, кто сии тайны начнёт прилюдно оглашать и тем вводить неокрепшие юные умы в заблуждения :) Я же усматриваю Путь и в Исламе и в Христианстве, а некоторые трактаты Суфийских философов ставлю в один ряд с Лонгченпой и Долполой, но это я, мне можно - я известный сектант-рецидивист

Suraj: А может быть вы тайный Раджнешист, как я? Псы... тихо... пароль знаете?

Чой: Suraj пишет: А я привёл тезиз Джамгон Конгтрула... Всё пытаюсь осилить его творениние. не могу смириться с признанием своей тупости Всё любопытственней и любопытственней :) Я сейчас тоже взялся за Джамгон Конгтрула и вот тоже, больше думаю над только что прочитанным, чем читаю далее... Джамгон Конгтрул: Условно у [двух истин] одна природа, но различные реверсы. Абсолютно же они невыразимы как тождественные или различные. Что касается тождественности или различия двух истин, то хотя среди философских систем и нет общего мнения, однако великий Рангджунг Дордже (Третий Кармапа) сказал: Таким образом, две истины, описываемые как дхарма и дхарматата, свободны от того, чтобы быть тем или другим, и поэтому они не могут быть выражены как одинаковые или различные. Соответственно, без детального анализа и как всего лишь условность, считается, что две истин одинаковы по своей природе, но имеют различные реверсы. С абсолютной же точки зрения нельзя выразить, является ли их сущность одинаковой или различной. Вобчем это чтиво, чтобы мозг не засох :)



полная версия страницы