Форум » ЯСНЫЙ СВЕТ (incarnation 2) » Стадия завершения в цикле Трома Нагмо ? » Ответить

Стадия завершения в цикле Трома Нагмо ?

anahata2: Знает ли кто-нибудь, есть ли в цикле Тромы стадия завершения, завязанная на работу с каналами, ветрами, и тигле ? Или в виду уникальности данного терма, стадии завершения в данном цикле нету, в контексте ану-йоги, а есть только в контексте Дзогчен, в виде практик трекчо(развитие) и тогал(завершение) ?

Ответов - 19

Suraj: В Дуджё Терсар есть очень короткое описание туме. На практике используют тумо из цикла Ваджракилаи Дуджём терсара. Есть там отдельный раздел упадеши Дзогчена с Трекчё и Тогал. Помимо этого отдельное нондро, чёд, руководство по ретриту. Есть и другие терма этой формы Ваджраварахи в "Ричен Тердзо", но на английском открытом доступе для продажи ничего не было...

anahata2: Suraj пишет: В Дуджё Терсар есть очень короткое описание туме. На практике используют тумо из цикла Ваджракилаи Дуджём терсара. Есть там отдельный раздел упадеши Дзогчена с Трекчё и Тогал. Помимо этого отдельное нондро, чёд, руководство по ретриту. Есть и другие терма этой формы Ваджраварахи в "Ричен Тердзо", но на английском открытом доступе для продажи ничего не было... Ясно, спасибо. Сугубо ИМХО, видимо Чод, является некой заменой стадии завершения, т.к. отсекает привязанность к телу, за счет постижения пустоты. Т.е. стадия развития в цикле Тромы есть, иначе бы не было там визуализаций себя идамом, и.т.п., а практика Чод запечатывает данную стадию зарождения постижением Пустоты.

Нандзед Дордже: Запечатывание пустотой само по себе не является окончательным действием в тантре. Как и введение пран в центральный канал не является им в дзогриме.


Юджин: Нандзед Дордже, а что там далее идёт и на учениях полностью весь цикл передают, или нет?

Нандзед Дордже: Окончательная стадия - юганаддха. Обретение состояния Будды, вообще-то)). Но я знаю, есть такое мнение, что если овладел введением пран в ЦК)), то и буддизм как таковой тебе как бэ и не нужен)).

Нандзед Дордже: Превзойди себя и стань пространством - таков верный путь к просветлению. (Гухьясамаджа-тантра) На фоне всяких почти пустопорожних разговоров о дзогриме как-то вдруг в параллель начал изучать дзогрим отцовских тантр. На примере Гухьясамаджи. И хоть ты тресни, не могу найти здравых оснований для утверждений, что стадия зарождения непременно должна предшествовать. И, кажется, начинаю понимать, почему на кагьюпинцев, утверждавших, что упражнения дзогрим (при достаточном развитии чувствительности и сосредоточения) можно и вовсе практиковать отдельно, гнали, как на еретиков:)). Понятно - ведь в развитую чувствительность пальцем не ткнёшь, это надо самому быть на минутку столь же развитым. Были, правда, методы проверки и довольно комичные. Тоже в кагью. Для проверки реализации покоя ума, то бишь сосредоточения, практик должен был помочиться перед старушкой:)). А учитель наблюдал за состоянием ума. Ну, ничего святого! Но тоже нужно прозрением обладать, чтобы понять, каково у ученика состояние ума при этом. Короче. Соль как раз в наставлениях по дзогриму отцовских тантр. Там ведь народ не занимается туммо и прочими горячими штучками. Более того - несмотря на то, что всем нынешним ученикам вдолбили, что практика с карма-мудрой это нечто запредельное, на самом деле в наставлениях по практике Гухьясамаджи упражнения с карма-мудрой принимают как средство уже на стадии зарождения. Почитайте комментарии Янчена Гавэй Лодоя. Опять же про ваджрное дыхание. В отцовских тантрах это основное средство для введения пран в центральный канал и растворения там. Но, рассмотрев внимательно, я не нашёл ничего такого, что обязательно бы требовало кьерима, если не считать общего развития способности к сосредоточению. Понятно, что йога божества сама по себе развивает шаматху, но... Её ведь вполне можно развивать и без йоги божества. И осваивать ваджрное дыхание тоже. И даже наставления такие есть. Хотя в комментариях говорится, что йога божества даёт особое развитие союза шаматхи и випашьяны, но что особенного, не говорят. А так, если раскинуть мозгой, созерцание мандалы из 32 божеств слишком обременительный способ развития сосредоточения:)). Ну, понятно, что это ересь чистой воды:)). Но! "Стадия завершения, или дзогрим, – это такая йога, когда под воздействием созерцания ветра входят, удерживаются и угасают в авадхути. И хотя йогин высших способностей за счёт привлечения кармамудры может пережить подобное уже на стадии кьерима, с точки зрения природы такого переживания оно относится к реализации дзогрима". Условие ваджра-джапы (ваджрной рецитации, или ваджрного дыхания) - естественность, никаких манипуляций и принуждения. Необходимо обнаружить, что внутреннее звучание слогов ОМ Ах ХУМ совершенно естественно совпадает с циклом вдох-задержка-выдох. По сути, нам предлагается пережить внутренние звуки, которые не слышны сознанием слуха и не читаются губами. "Практикуя ваджра-джапу, необходимо позволить дыханию быть естественным. Эта йога прекращает обычный взгляд на вдох, задержку и выдох как на простое дыхание, не имеющее резонанса с ОМ Ах ХУМ. Об этом можно прочитать в трактате ламы Цонкапы «Светильник прояснения "Панчакрамы"», где говорится, что ваджра-джапа означает естественный резонанс дыхания с тремя ваджрными слогами. <i>«Ваджра-джапа стадии зарождения – это мысленное начитывание (yid bzlas), в котором нет ни звуков, ни движений губ и языка...»</i> (Кедруб Ринпоче. Цит. соч., стр. 401). Занимаясь пранаямой с созерцанием слога в сердце, йогины визуализируют ослепительный слог ХУМ в сердечном канале. Особенно сияет шарик нада, венчающий ХУМ; когда концентрируешься на нём, ветра собираются и угасают в авадхути в сердце". А теперь скажите мне, руку на сердце положа, - какую такую особую роль во всём этом играет стадия зарождения? Ну, кроме обычного развития сосредоточения, для которого можно обойтись и менее хлопотными средствами и методами... "В тот момент, когда в результате применения ваджра-джапы трёхтактное дыхание (вдох-задержка-выдох) входит в резонанс с ОМ Ах ХУМ, и развязываются узлы, стягивающие канал выше и ниже сердечной чакры, а ветра угасают в ней, порождая мудрость сияния, созерцатель перемещается с уровня особого тела на уровень особой речи. Особая речь называется так потому, что эта йога обособляет тончайший ветер (или дыхание, основу речи) от представления об его привычном функционировании и от обычной привязанности к такому представлению, нераздельно соединяя его с ваджра-мантрой. Особая речь использует <i>врождённое свойство естественного процесса дыхания пребывать в резонансе с тремя слогами – ОМ Ах ХУМ. Вот почему дело не в том, чтобы искусственно добиваться воображаемого резонанса дыхания со звучанием трёх слогов, а в том, чтобы возвратить ваджрному дыханию естественность.</i> Этим как раз и занимается йога ваджра-джапы и её разновидности". (Лама Янгчен Гавэ Лодой. Арья Нагарджуна о путях и ступенях Гухьясамаджи)

Suraj: В тексте више есть ошибка. Плодом практик зогрима со знаками,- чистое иллюзорное тело в формe идама, которое ведёт к одной из форм "бессмертия" (на определённый, долгий срок). Если пропустить кьерим "отпечатывающий в уме/энергии форму идама, то в какой же форме будет "чистое иллюзорное" тело? Есть вариант зогрима со знаками, с тумо И прочили прана/бинду/нади техниками поставленное на воззрение И методику Упадеши Дзогчена, но тогда проявляемое тело будет похоже на тело в послдений инкарнации (плод другой ибо воззрение И общая методология другии). И эти техники используутся для получения определённых переживаний только, поэтому они распологаются в раздле "вспомогательные методы" этих систем. ННР комментирует на эту тему часто. На память прихдоит только комментарий на 7 лоёнгов Джиме Лингпы...

den: Нандзед Дордже пишет: И хоть ты тресни, не могу найти здравых оснований для утверждений, что стадия зарождения непременно должна предшествовать. Классическое гелугпинское объяснение из комментариев состоит в том, что стадия зарождения т.с. закладывает причины для обретения достижений во время стадии завершения, или другими словами и более формально - стадия зарождения приводит к созреванию корни добродетели в потоке ума практикующего для обретения им достижений во время стадии завершения. Поэтому, к примеру, хотя в кьериме и есть йога ясного света в виде растворения, тем не менее считается, что функция этой йоги в кьериме - это заложить причины для постижения дхармакайи или другими словами привести ум к созреванию, дабы он мог позже постичь дхармакайю при практике дзогрима, применяя, например, ту же самую йогу. Отсюда часто произносимые слова, что на этапе кьерима, это больше воображение и подготовка (в том числе каналов, ветров и капель для предстоящего, но не только), а на этапе дзогрима, это по настоящему, т.е. процессы производятся непосредственно вживую. Случаи же, когда йогины одной дзогримной йогой доходили до победного или успешно практиковали, начиная с дзогрима, исходя из данного объяснения, легко категоризируются как случаи, когда этими йогинами уже были когда-то заложены необходимые причины и их умы уже созрели для дзогримных достижений (дзогримные методы на основе воззрения дзогчена можно рассматривать как частный случай подобного). Другой вариант категоризации, если считать, что созревания заранее не было, то беря, к примеру, йогу ясного света, это можно было бы категоризировать как этапность метода - сначала его применение приводит к созреванию, позже к достижению, к чему приведет, опять таки, зависит от начальных данных. Соответственно, вопрос с чего начинать, это вопрос личной ситуации данного конкретного практика, а классика на то и классика, что описывает общие закономерности и подход.

Нандзед Дордже: Я тоже считаю, что это всё вопрос способностей. А они определяются работой в предыдущих воплощениях. ИМХО, это ведь очевидно)). Обретение именно тела божества, а не проявление вообще нирманакайи (что суть непрерывность проявлений вообще, согласно предельным воззрениям дзогчен), не является обязательным, если в наличии способности для проявления нирманакайи. После ухода, естественно. И потом - я не настаиваю на исключении кьерима. Я лишь говорю, что его непременное предшествование вообще не очевидно)). Причем, исходя из самых что ни на есть каноничных наставлений Нагарджуны. А мэйнстрим всегда требует степ бай степ. Но даже во время умирания элементы растворяются не обязательно в том порядке, как указано в текстах. И об этом сказано в тех же текстах))).

Нандзед Дордже: И мне показалось, что собеседники не учли всё же одного вопроса - что в описании принципа ваджра-джапы (см. выше) говорит вам о необходимости созерцания всей мандалы божеств?

den: Нандзед Дордже пишет: И мне показалось, что собеседники не учли всё же одного вопроса - что в описании принципа ваджра-джапы (см. выше) говорит вам о необходимости созерцания всей мандалы божеств? Что я сказал ранее и о чем скажу подробнее далее, говорит не совсем о необходимости, но скорее об высшей степени желательности кьерима, что при проекции на массы можно условно приравнять к необходимости. Очень часто функцию кьерима в смысле подготовки рассматривают с т.з. тренировки шаматхи, т.е. такой особой вид шаматхи, дзогрим в этой схеме - особый вид випашьяна, а нераздельность этих двух соотносится с нераздельностью метода и мудрости со всем из этого вытекающим. Но это не единственный способ изложения, я специально ранее привел общий вид формулировки зачем кьерим перед дзогримом, т.к. она является очень благодатной почвой для прорастания полезных вопросов - что именно закладывается, что именно созревает при практике кьерима и как именно это способствует при практике дзогрима. Ответы на эти вопросы ответят в частности зачем созерцать мандалу божеств перед практикой ваджра-джапы и как это соотносится с принципами этого метода. Об этом можно писать много и подробно, но для этого есть комменты, где это уже изложено, пускай и фрагментами то там, то тут, поэтому я постараюсь кратко. Чтобы ваджра-джапа была успешна в первую очередь необходимо, чтобы человек был способен созерцать ветра, т.е. не цеплялся как за них, так и за то, что возникает в уме в виде клеш, когда они начинают двигаться. Не цепляние в данном случае понимается как поддерживание чистого видения этих ветров, что в практике кьерима и тренируется. Взять, к примеру, практику типичной конфигурации мандалы из пяти божеств, то там, кроме всего проечего, пять божеств, это чистые проявления ветров пяти элементов, соответственно, корректное развитие созерцание этих пяти божеств ведет к развитию привычки корректно созерцать ветра этих пяти элементов, что при применении ваджра-джапы даст возможность действительно выполнять метод, а не цепляться. Иначе, можно наблюдать картину как люди начинают напрягаться все больше и больше, ни о какой естественности речи уже не идет. Данная мысль легко масштабируются на мандалу более сложной конфигуации, к примеру, мандалу Гухьясамаджи, т.к. и там каждое божество соответствует тем или иным ветрам, и все сказанное ранее верно и в этом случае. В принципе уже на этом можно было бы закончить, т.к. только это, как мне кажется, уже можно было бы назвать весьма весомой причиной для тренировки в кьериме, но, если продолжить тему далее, то все операции, выполняемые с созерцаемыми божествами, которые связаны с теми или иными ветрами, также закладывает привычки выполнять эти операции с ветрами напрямую. Взять, опять таки, мандалу из пяти божеств, выполнение их растворения закладывает привычку к выполнению растворения соответствующих ветров, что является весьма нетривиальным навыком. И этот навык крайне важен в особенности в контексте ваджра-джапы, где нерастворение ветров может привести к весьма нежелательным результатам, предварительная же практика кьерима позволяет этот навык поставить, что позже значительно повысит шансы на верное выполнение ваджра-джапы. Естественно, если у человека есть способности к корректной работе с ветрами, все ранее перечисленное для него неактуально, он это и так умеет, но, если ориентироваться на массы, step by step, это наше все.

den: Насчет достижения "бессмертия", о котором упомянул Сурадж, может кому будет интересно, я как то давно переводил из четвертого тома коммента Катара Ринпоче на Горную Дхарму: Достижение неумирания Мы начнем с изложения того, что имеется ввиду под термином "достижение неумирания". Существуют разные отличные друг от друга достижения, которые Чакме Ринпоче называет "достижением неумирания", поэтому, когда говорится, что кто-то достиг неумирания, под этим может иметься ввиду любое из перечисленных. Карма Чакме приводит примеры из истории для каждого из данных достижений неумирания. Первое достижение неумирания называется "достижением неумирающего ваджрного радужного тела". Если вы спросите, кто достиг этого в эпоху Будды Шакьямуни, то наиглавнейшим примером этого достижения является Гуру Ринпоче. Его достижение уникально, потому что он будет жить в своем текущем теле до тех пор, пока пространство не перестанет существовать. Далее идут те, кто посредством практики союза махамудры и дзогчена, достигли состояния неумирания, которое длится промежуточную кальпу. Промежуточная кальпа, это отрезок времени, за который срок человеческой жизни постепенно уменьшается с восьмидесяти тысяч лет до десяти лет и потом обратно возвращается к восьмидесяти тысячам. Некоторые существа достигают неумирающего радужного тела, которое будет длится промежуточную кальпу и это называется "радужным телом великого переноса". Данный срок не так длителен, как у тела, достигнутого Гуру Ринпоче. Примером тела великого переноса является махапандита Вималамитра, который достиг его и до сих пор находится в том же теле. Разница между этим состоянием и достижением неумирающего ваджрного радужного тела состоит в том, что это тело раствориться в свете по окончанию определенного периода времени, желаемое существом для сохранения этого тела. После этого данное существо будет подобно любому другому будде. Затем идут те, кто обрели такое благословение от своих йидамов, что они могут жить в течение тысячи лет. Это не так долго, как в случае с Вималамитрой, но тем не менее это тысячи лет. Примером этого является индийский махасиддха Йогин Митра (Митра Джоки), пришедший в Тибет в 11 веке. Этот третий вид неумирания называется "видьядхара с контролем над сроком жизни" или "держателем осознания, господствующим над сроком жизни". И хотя эти существа продолжат пребывать в своем теле, они, скорее всего, будут невидимы для всех, у кого нет кармической предрасположенности их увидеть. Как и со вторым видом, данный третий вид тела, в конечном итоге, исчезнет, соответственно, такие существа тела после себя не оставляют. После нескольких тысяч лет они отойдут в паранирвану. Другой вид неумирания, это когда кто-то трансформирует свое загрязненное тело в незагрязненное и пребывает в этом теле тысячи или десятки тысяч лет. В течение этого времени, такое существо является главой пиршеств вир и дакинь. Как и в предыдущем случае, большинство будут не способны увидеть их тело. Примером этого являются махасиддхи Сараха и Тилопа. Данное, четвертое достижение, называется "отбытие в небесное измерение (Кхечара)". Все эти состояния классифицируются как радужные тела, но все они несколько отличаются друг от друга. Среди небесных измерений, это измерение является малым, потому что оно земное, и в этом измерении гуру будет главой пира дакинь. Следующее состояние, это когда кто-то действительно реализуют своего йидама в такой степени, когда они, по сути, становятся йидамом. И хотя их природа становится природой йидама, они продолжат внешне являться в виде махасиддхи. На благо других они продолжат жить так долго, сколько они захотят, и, если вы обратитесь к ним, они даруют вам сиддхи. Большинство обычных людей не смогут увидеть их, потому что они не живут на земле. Они живут в пространстве и пребывают в драгоценном дворце в качестве главы пиршеств дакинь подобно ранее описанному случаю. Примером этого достижения является махасиддха Нагабодхи. Данное состояние ясным образом описано в комментариях на тантру Калачакры и в биографии Сакья Пандиты. Еще одно подобное состояние, это когда посредством силы повторения мантры божества мудрости практикующий способен безмерно удлинить свой срок жизни. Существуют множество примеров этого. Посредством достижение видья мантры божества Махамаюри, являющийся формой или эманацией Тары, Нагарджуна прожил 600 лет. Он мог бы прожить и дольше, но он умер в возрасте около 600 лет по определенным причинам, связанными с принесением блага другим. Другим примером этого является его ученик - Арьядева, который прожил 400 лет, и великий учитель Асанга, который реализовал практику Майтрейи в виде божества и прожил 200 лет. Следующие состояние, по сути, то же, что и в предыдущем примере. Это когда выполняющий садхану долголетия (практики Амитаюса, Белой Тары или Ушнишавиджайи) допрактиковал до эффекта увеличения срока своей жизни. Примерами этого являются Йеше Цогьял, которая жила 200 лет, Падампа Сангье из Индии, который жил 515 лет, и ученик Гуру Ринпоче - Нубчен Сангье Йеше, который жил 150 лет. Они являются определенным видом видьядхары с контролем над сроком жизни. Поскольку они достигли этого посредством практики божества мудрости, а не главным образом алхимией, их называют "высшие видьядхары, господствующие над сроком жизни". Еще один вид видьядхары долголетия представлен теми, кто достиг долголетия посредством медицинских или алхимических средств, или посредством вмешательства мирского божества. Наример, был индуистский риши, который посредством медитации на Ишвару (Шиву) получил от него сиддхи прожить 1000 лет. К несчастью он потребовал большего, в результате чего он утратил 500 лет и, соответственно, прожил 500 лет вместо 1000. Еще одним примером этого является буддийский сиддха Джарикапа, который достиг долголетия посредством алхимии ртути и останется жив, пока не появится Майтрейя. Также есть еще и сиддха Вайрочана из Тибета, который прожил 300 лет, опять таки, в силу алхимии ртути. В конечном итоге, он умер в Тибете, что имеет значение, т.к. он был изгнан из Тибета и поэтому мог вернутся обратно только спустя некоторого время. Достижение этих людей называется "обычное достижение видьядхары с контролем над сроком жизни". Другой вид неумирания у тех, кто достиг состояния будды в этой жизни и в результате этого не оставил тела. Их тело просто исчезает подобно радуге, растворяющейся в пространстве. Когда подобные люди умирают, их физические тела исчезают, и их ум становится нераздельным с умами всех будд, подобно воде вливаемой в воду или пространства смешивающимся с пространством. Знаменитыми примерами этого в Индии являются Гараб Дордже и Шри Сингха, а в Тибете Аро Йонтен Джунгне и Кхарак Гомчхунг. Данное достижение называется "достижением совершенного пробуждения без остатка", другими словами, без оставления физического тела после смерти. Значимость этого обширно объясняется в текстах традиции дзогчен. Другой вид достижения состояния будды без остатка, относящийся к практике материнской тантры, это когда пять нечистых элементов тела растворяются в свет и становятся природой пяти светов мудрости. Этот свет затем растворяется в месте, расположенном рядом с пупком, и каналы пупка становятся мандалой Ваджраварахи или Ваджрайогини. Мандала растворяется в семенном слоге, которым может быть либо ХРИ, либо БАМ, в зависимости от деталей практики, который растворяется в пустоте. В данном случае, человек не отправился в другой мир, он не умирает в этом и не отправляется в Сукхавати или в другое место. Растворившись таким образом он пронизывает всё пространство, и поэтому не имеет конкретного местоположения. По этой причине он может возникнуть вновь подобно радуге, и он возникнет вновь для обладающих кармической предпрасположенностью, чтобы его увидеть. Хотя он ранее и растворился, он действительно покажет свою физическую форму и сможет учить. Это достижение небесного радужного тела согласно материнской тантре, так объясняется в писаниях Мачик Лапкьи Дронма. Есть широко известный пример этого достижения. Один тибетский лама умер, и, когда его тело кремировали, из него появилось множество реликвий, рингселов и подобного. После своей кремации он появился в раоне Га и пребывал там, даруя учение. В той местности он явил свою смерть, его снова кремировали, снова возникло множество реликвий и затем он появился в центральном Тибете в Лхасе. Он продолжил являть свою смерть и все равно появляться снова по-видимому после смерти. Я не знаю, когда такое было и я лично этого не видел, но это очень известная история. Еще один вид радужного тела, это когда посредством практики йидама и медитации на махамудру и дзогчен, практикующий трансформирует загрязненное тело из плоти, крови и костей в незагрязненное, несубстанциональное радужное тело. В результате чего, они могут являть любые желаемые ими физические чудеса и до тех пор, пока они будут пребывать в этом теле, они будут являться другим как будто бы в том же теле, в котором они были ранее. По причине несубстанциональности их тел, они также могут отправиться в любую чистую землю, например, в Сукхавати, и вернуться оттуда. Примерами этого достижения являются Речунгпа, Сонам Цемо, ученица Мачик Лапкьи Дронма - Нгомпа Кхачо, и её ученик Намкай Гьялцен. Хорошо известным примером этого является Миларепа, который умер, был кремирован, но все равно явился разным ученикам - к Речунгпе и других, а также был увиден многими людьми в множестве различных мест. Иногда его видели в его обычном облике, иногда как вращающееся сосредоточение света, иногда как Будду, как различных божеств и так далее. Это называется "достижением небесного радужного тела в традиции отцовской тантры". Также может произойти, что практикующие достигнут полного контроля над каналами и ветрами и таким образом реализуют иллюзорное тело. Когда они это свершат, они будут жить, следуя поведению называемому "поведение йогической дисциплины". По сути, это выражение высшего уровня одного вкуса и подлинная трансформация конвенционально нечистых или грязных вещей в чистоту. Такие практикующие будут жить в погребальных землях, питаться человеческой плотью и кровью, которые они трансформировали в амриту мудрости, они будут ходить среди дакинь, возглавлять их пиры и так далее. Как только они вкусят амриту, которая разносится на пиршествах дакинь, их физическое тело из плоти и крови трансформируется в несубстанциональное радужное тело, которое бессмертно. Как и в случае с другими состояниями неумирания, они могут проявляться среди людей, но они не будут видны тем, у кого обыденное видение. Примерами этого достижения являются большинство махасиддх Индии и махасиддха Тхангтонг Гьялпо из Тибета, который составил практику Ченрези. Это также является разновидностью небесного радужного тела, и именно оно имеется ввиду, когда кто-то говорит: "Он вошел в действие". Например, в биографиях Наропы и Марпы, говорится, что Наропа "вошел в действие". Это означает, что он действительно трансформировал свое тело в несубстанциональное небесное радужное тело, вследствие чего нельзя сказать ничего определенного относительно того, где он живет, что он ест, с кем бывает, что носит и так далее. Поэтому, когда Марпа искал его, он поначалу воспринимал Наропу в самых разнообразных видах и только в конечном итоге увидел его как Наропу.

Нандзед Дордже: Ден, совершенно согласен с вышесказанным, но это опять не нечто абсолютное, а весьма относительное. Я имею в виду жёсткую необходимость кьерима, да ещё и в стадии приобретения нетривиальных навыков работы с ветрами. Ну, да ладно, тут не о чем спорить. Любой метод относителен - по отношению к тому или иному человеку.

Manikarnika: Нандзед Дордже пишет: На фоне всяких почти пустопорожних разговоров о дзогриме как-то вдруг в параллель начал изучать дзогрим отцовских тантр. На примере Гухьясамаджи. И хоть ты тресни, не могу найти здравых оснований для утверждений, что стадия зарождения непременно должна предшествовать. И, кажется, начинаю понимать, почему на кагьюпинцев, утверждавших, что упражнения дзогрим (при достаточном развитии чувствительности и сосредоточения) можно и вовсе практиковать отдельно, гнали, как на еретиков:)). Понятно - ведь в развитую чувствительность пальцем не ткнёшь, это надо самому быть на минутку столь же развитым. Были, правда, методы проверки и довольно комичные. Тоже в кагью. Для проверки реализации покоя ума, то бишь сосредоточения, практик должен был помочиться перед старушкой:)). А учитель наблюдал за состоянием ума. Ну, ничего святого! Но тоже нужно прозрением обладать, чтобы понять, каково у ученика состояние ума при этом. Джаны/дхьяны и их верификация - вполне себе аналог.

Suraj: Читая Цонкапу, я обратил внимание, но не было времени написать, на главный постулат, - единства пути Махаяны. Ваджраянцы, как И все махаянцы, проходят эти этапы поти. Он даёт (как позднее И многие другие, например карма-кагьюкпинец Джамгон Конгтрул) рассклад сответствуй ступеней пути буддхиствы и пяти путей биддхисты, - этапам практик Ваджраяны, на примере ануттараиогатантры. Практики кьерима соотносятся в основном с первым путём: накопления. Естественно, попытки перепрыгнуть необходимые ступени пути, ведут в провалу... Едиственое радикально отличное учение, - Дзогчен, где утверждается, что реализация основы (кун ши), эквивалентно постижению дхармакаи, которое автоматически порождает самхогокаю И нирманокаю. Это очень фудаментальное отличие от воззрения сутр И комментаторской традиции тантры, на них основанной. Согласно учению сутр, обретение тела Татхагаты с 80 главными и 80 второстепенными знаками требует огромного накольения пуньи (заслуг) и завершеня особых аскетических практик... Посему, транры на основе воззрения Дзогчен должны радикально отличаться он "основной линии партии". Подозреваю, что это является причиной, почему Ану-иога практически не переводится. Видать нингмапинские ламы не сильно поощряют интерес переводчиков к этому классу практик... Всё, что мы знаем о подходе этого класса тантр; несколько положений озвученных ННР И одна книжка братьев кенпо,... которая даёт э-э-э... изложение в их стиле.. много благости И воззвышенной риторики об абстрактных принципах... но явно не руководство к практике, с конкретными этами пути И объяснений вопросов "почему так, а не иначе" И как работает...

Suraj: озвращаясь к теме Трома нагмо. я видел описание техник работы с пранами И каналами в контексти вспомогательных Пратик Дзогчен Трома Нагмо И Дуджём терсара. Сам тольком не успел прочесть, ибо впешил переслать к торжеству однго уважемого русскоязычно ламы-лоцзавы... Успел только пролистать за день... http://www.berotsana.org/collections/troma-publications/products/the-sole-essence-of-clear-light

Manikarnika: В апреле 2019-го в Таши Чолинг, рядом с Ashland Oregon, будет пятидневный ретрит, посвященный Тогел цикла Тромы в традиции Мелуг.

Suraj: Manikarnika пишет: В апреле 2019-го в Таши Чолинг, рядом с Ashland Oregon, будет пятидневный ретрит, посвященный Тогел цикла Тромы в традиции Мелуг. Ссылочку пожалуйста...

Manikarnika: Suraj пишет: Ссылочку пожалуйста.. На сайте Таши Чолинга пока инфы нет. Информация будет месяца за два до апреля. Инфу сообщила Сангье Кхандро на недавно прошедшем семинаре по Чоду.



полная версия страницы