Форум » ЯСНЫЙ СВЕТ (incarnation 2) » публикация перевода Статьи Алексиса Сандерсона "Шиваизм и тантрические традиции" » Ответить

публикация перевода Статьи Алексиса Сандерсона "Шиваизм и тантрические традиции"

Suraj: Шиваизм и тантрические традиции. Алексис Сандерсон. Под термином шиваизм в данном случае подразумеваeтся множество отличающихся друг от друга, но исторически связанных систем, включающих в себя теологию , ритуалы , предписания норм поведения и йогу, которые передавались в Индии как учения индуистского божества Шива. Под термином Шайва подразумевается тот, кто практикует одну из таких систем. Толкование этого термина как - «поклоняющийся Шиве» или – «тот, чьё божество – Шива» представляется менее точным; Шайва может быть почитателем не Шивы, а Богини (Деви). Несмотря на то, что она (Деви) обычно изображается как супруга Шивы, и теологически определялась как неотъемлемо присущая божеству энергия (шакти), тем не менее, отличительная черта определёных форм Шайвитской практики, в том, что она рассматривается, как превзошедшая супружеский и логический статус подчинёности. Тексты откровений основного направления Шайвизма называются тантрами. Те, кто действуют согласно этим предписаниям называются тантриками. (tantrika). Термин тантра в буквальном значении обозначает систему ритуалов или сущностных наставлений; но когда он используется в этом специфическом контексте, то это служит цели отмеживания себя от традиций, которые основывают свой авторитет на Ведах (собственно откровений: sruti (шрути) и собрании более поздних текстов, претендующих , что основаны на текстах Вед ( непрямые источники, комментарии – smriti (смрити)). Это собрание текстов sruti (шрути) и smriti (смрити) содержит предписания по выполнению обрядов, социальным нормам поведения и вероучению, которые составляют основу или традиционный порядок и сотериологию индуистского общества. Однако, тантристы воспринимали свои собственные тексты как дополнительные и более специализированные откровения (viśeṣaśastra), которые предлагали более могущественный путь спасения (достижения реализации) тому, кто родился в даной экзотерической среде. Тантрический ритуал инициации (посвящения) (dīkṣā , дикша) предназначался для разрушения энергии перерождений, произведённой прошлыми действиями индивидуума (karma), в сфере действия ценностей, определяемых Ведами, и делал его единосущным божеству во время преображающего слияния с божественной энергией. Однако, не только шиваиты были тантристами. Ими были также вайшнава-тантристы системы Панчаратра, чьи тантры, почитаемые ими как слово бога Вишну, предписывают ритуалы, обеты (обязательства, почитание) и вероучения преданных Васудевой (Vāsudeva) в его различных аспектах (проявлениях, vyuha) и эманациях (воплощениях, проявлениях, avatāra . vibhava). В дополнение к этим двум основным группам тантристов добавляются Саура-тантристы, последователи (приверженцы) тантр, провозглащённых богом Солнца (Сурья); однако, в то время, как мы имеем доступ к определённому количеству вайшнавских тантр и обширному собранию материалов по шиваистскому тантризму, традиция саура тантризма малоизвестна. В ранней шиваистской тантре Srikanthiyasamhita перечислен канон из 85 тантр Солнца, но ни одно из этих произведений либо какая-нибудь другая саура тантра не сохранились. Создание тантрических откровений не ограничивалось только теми, кто признавал сверхъестественный авторитет Вед. То же самое происходило, пусть даже в гораздо меньших масштабах, среди джайнов, в то время как буддисты в период 400-750г.г. добавили огромное собрание тантрических текстов к своей канонической литературе. В конце этого периода тантрическая система, названная «Путь алмаза - «Ваджраяна», или «Путь Мантр – «Мантраяна», была общепризнана среди последователей Великого Пути («Махаяны») как наивысший и самый прямой путь к освобождению (nirvana), и его тайные (эзотерические) божества были почитаемы на алтарях в монастырях как высокие покровители Учения. Тибетцы, которые восприняли буддизм именно на этом этапе его развития, сохранили, в тантрическом разделе своего буддийского канона, переведёнными с санскрита почти 500 явленных текстов (тексты-откровения) и свыше 2000 комментариев и поясняющих работ. Из них более чем три четверти текстов связаны с тантрами наиболее радикального вида, т.е. c теми тантрами, которые относятся к Высшей и Наивысшей Йогам (Yogattara-tantras и Yoganuttara-tantras). Все эти тантрики имели схоже отношение к традиционным формам религии: Буддисты к монастыркой дисциплине, а Вайшнавы и Шайвы к ведической ортодоксии. Они были отвергнуты традиционалистами, потому что они выводили за пределы ограничений традиционных систем практики. Но сами же тантристы не только отрицали даную отверженность, но и включали эти традиционные системы как внешний уровень концентрической иерархии ритуала и обучения (знания, учения). В тех общинах в которых это было возможно или желательно добавляли к существующей экзотерической традиции этот второй, более эзотерический уровень, существовали, может быть и формы тантрическоого культа, в которых выход за пределы норм влек за собой несоблюдение правил поведения (acara) которые удерживали исполнителя ритуала на более низком, более публичном, уровнe выполнения его практики. Так, некоторые ритуалы включали в себя употребление мяса, алкоголя и других нечистых веществ, и даже сексуальное взаимодействие с женщиной из касты неприкасаемых (antyaja). -------------------------------- Это первый кусок отредактированного мною перевода сделанного участником под ником "Сухой лист".

Ответов - 2

Сухой лист: Уважаемые все! Прошу не воспринимать данный перевод как окончательно правильный, т.к. мой уровень английского - среднесоветский (перевожу со словарём, "плаваю" во временах, пассивах и прочей грамматике). Литературного опыта нет никакого, поэтому временами перевод довольно громоздок и неудобочитаем. Некоторые места, на моём уровне знания языка, допускают прямо противоположные смыслы. На такие отрывки я специально указываю уважаемому модератору, взявшему на себя труд редактирования и проверки перевода. Знатоки английского - присоединяйтесь к переводу. Статья действительно очень интересная и информативная, каждый я думаю, найдёт что-то, особенно его интересующее. Меня, например, заинтересовал культ Пары, Парапары и Апары в Трике (на поверхностный взгляд, похоже на культ Праджняпарамиты в буддизме). Я эту статью буду переводить, скорее всего, несколько лет, а вместе - всё быстрее. Искренняя благодарность модератору, Сураджу, потому что без него огромное море информации так и осталось бы неизвестным, в частности для меня.

Suraj: От себя добавлю, что ценность этой в статьи также в отслеживаниии эволюции и тенденций ОБЩИХ для всех танртических систем средневековои Индии.



полная версия страницы