Форум » ЯСНЫЙ СВЕТ (incarnation 2) » Терма и ФИСС » Ответить

Терма и ФИСС

KYP: Здравствуйте! Сейчас это приветствие-пожелание особенно актуально во всех странах, тема тоже без границ, но между конфессиями.) ФИСС – филология измененных состояний сознания, интересуюсь ею как любопытствующий дилетант, она о том, что в языке, грамматике текста отражается состояние сознания его автора, которое может быть активировано у читателя. Пишу об этом здесь потому, что уважаемый Сурадж выкладывал и выкладывает сюда диссертации/книги/статьи о буддизме, может быть было что-то и по этой теме, хотя на вскидку не питаю больших надежд, т.к. тексты терма – это не книжки из публичной библиотеки, доступ к ним часто только по «спецпропускам»-посвящениям. Но мало ли… Пишу ФИСС и терма рядом, хотя не спец в обоих, потому что, читая вводный раздел к книге А.Уоллеса «Stilling the mind», обнаружил, что изначально текст «Сути Ваджры» знаменитого тертона 19 в. Дуджома Лингпы («Stilling the mind» о первом его разделе, посвященном шаматхе) – это 400 страниц потока сознания, которые на части разбили уже позже. Я не смог пройти мимо этого «потока сознания» на 400 страниц и поэтому пишу здесь. Дакини пророчествовала Дуджому Лингпе, что 100 его учеников из западных городов совершат великий перенос, Б.А.Уоллес делал свой перевод «Сути Ваджры», чтобы способствовать распространению на Запад этого пророчества. [quote] Unlike the vast majority of Tibetan texts, the Vajra Essence is not subdivided into sections and subsections. It is written instead as a stream of consciousness that flows unimpededly for some four hundred pages. My translation, however, does divide it into chapters with subsections in order to help the reader navigate the material. [/quote] https://b-ok.cc/g/B.%20Alan%20Wallace (цифровая библиотека по ссылке в принципе бесплатна) То же самое, но без «потока сознания», Уоллес пишет во вводном материале собственно к тексту «Сути Ваджры» (с. 42-43 русскоязычного перевода https://megasliv.biz/threads/dudzhom-lingpa-sut-vadzhry-2017.39297/) «Суть Ваджры», в которой я по существу дела просмотрел только оглавление и сейчас фактически реагирую на число глав :-) – это терма, полученное в чистом видении Дуджомом Лингпой от Самантабхадры, который явился ему как Гуру Падмасамбхава (в прошлых жизнях он был одним из его учеников). Если кому-то не нравится применение термина ИСС к чистому видению, то не берите в голову, это просто удобный термин, около которого создана не одна научная дисциплина. Сейчас академик РАН, директор института мозга С. Медведев создает в индийских монастырях тибетского буддизма научные лаборатории, «чтобы помочь монахам изучать ИСС в тукдаме». Напомню, что если тукдам длится 21 день, то он переходит в радужное тело (согласно сообщению личного врача ЕСДЛ). Теперь собственно суть дела, деликатнейшая и тончайшая по отношению к ламам, получателям, хранителям и учителям терма. Уоллес во вводных материалах к «Сути Ваджры» пишет о том, что тексты терма иногда содержат и краткое описание своего устройства, организации текста, но в подробности не вдается. ЛИСС (лингвистика ИСС) и ФИСС утверждают, что речь и тексты, сгенерированные в ИСС обладают особой грамматикой и смысл в них развертывается не линейно, не в соответствии с привычной нам линейной логикой Аристотеля. Согласно ЛИСС, привычные нам тексты из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих в т.ч. и логику Аристотеля, - личными («я») оборотами соответствуют СС нормального бодрствования, в котором сейчас нахожусь я, печатая этот текст.

Ответов - 4

KYP: Продолжение. Языка ИСС порождает так называемые матричные тексты, в которых смысл развертывается нелинейно. ФИСС утверждает, что это – внеконфессиональная универсалия и такие тексты, фрагменты обнаруживаются среди древнекитайских, в Коране, Новом Завете и др. священных текстах, авторов которых можно «заподозрить» в ИСС в процессе его получения или написания. По поводу того, что творцы, как религиозные так и нет, «впадают» в ИСС при творческих озарениях, даже наши философы уже диссеры строчат.) Уоллес пишет, что темы «Сути Ваджры» «возникают одна за другой» и в результате получилось 8 тем-стадий (в опубликованном тексте Сути Ваджры я вижу 7 глав-стадий). Перечисление – универсальная, кросс-религиозная ситуация, согласно ФИСС. Перечислять можно по-разному. Если попросить специалиста по муравьям или бабочкам рассказать о них, то слушать будем всю оставшуюся жизнь, т.к. их разновидностей огромное количество и «точками возврата» могут быть только их отряды или подвиды. Примеры перечисления, преобразованного в матричный текст в ЛИСС и ФИСС можно посмотреть здесь https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rudnev/Dict/_07.php Гуру ЛИСС и отечественной ФИСС (докторская в 1989 г., т.е. ЛИСС - это новое направление науки, согласно ВАК, «передачу» матричных текстов получил от китаеведа В.С. Спирина) Д.Л.Спивак в качестве одного из примеров приводит перечисление в послании ап. Павла к коринфянам, но там просто перечисление слов, которое он перегруппирует в матрицу-канон 3Х3 (по сути то же самое делается по ссылке выше, но в матрицу-канон 3х4). В одной из своих статей он признает, что матричные тексты – это современная реконструкция, в древних текстах соответствующие «инструкции» не найдены. Ю.Рождественский в предисловии к книге В.С.Спирина о структуре древнекитайских текстов приводит примеры тяжелых канонов из Корана и евангелия от Иоанна. В ЛИСС изменение грамматики языка при переходе от одной «строки» матрицы к другой соответствует углублению ИСС. Д.Л. Спивак изучал речь испытуемых вплоть до кетаминовой комы.

KYP: Продолжение продолжения.) Пример из религиозной сферы, не отмеченный гурами ЛИСС и ФИСС, но опубликованный: был такой неоиндуистский гуру международного уровня, Махариши Махеш Йоги, который написал много книг, в т.ч. и комментарии к первым 6 главам Бхагавад-Гиты. В ее 4й главе описаны качества совершенного йогина, это больше 20 подряд идущих стихов, выглядит как перечисление «через запятую», ММЙ написал свой комментарий в 1965 г., т.е. диссер Спивака он не читал.) 24 идущих подряд стиха Гиты в 4й главе он сгруппировал в матрицу, «тяжелый канон» 6Х4: он ее трактует как автокомментарии, т.е. 7й стих – это комментарий к 1ому, 13й – к 7му, 8 стих – комментарий ко 2му, а 14й – к 8му и т.д. ММЙ прямо не пишет об углублении СС, усугублении, развитии качеств совершенного йогина по мере продвижения от стиха к стиху, от «слоя», «строки» его матрицы к «слою», «строке», но это первое, что приходит на ум – зачем тогда городить этот огород? Возвращаясь к «Сути Ваджры», т.е. к отмеченному выше деликатнейшему и тончайшему моменту, рассмотрим число ее подразделений: 8. (7 глав в опубликованной «Сути Ваджры» как число является простым и на множители не разлагается.) Очевидно, что 8 можно разложить на множители 4мя способами: 8Х1, 4Х2, 2Х4, 2Х2Х2. В первом случае имеем просто перечисление.

KYP: Окончание. Различие между получением и пониманием терма отмечено самими ламами, т.к. есть тертоны, которые получают терма и которые их «расшифровывают» и сообщают другим людям. Дуджом Лингпа раскрыл, опубликовал терма «Суть Ваджры» через 13 лет после его получения в 27 лет, но разбивку на стадии делали уже позже. Его терма содержит сжатое изложение практик шаматхи, випассаны, трекчо и тогел, ведущих к реализации радужного тела. Если 8 стадий понимать, как матрицу 4Х2, то это соответствует 4м различным «элементам» на одном уровне и 4 другим «элементам» на другом. На этом свои фантазии заканчиваю. Итак, если известны какие-то буддологические материалы примерно такого направления интерпретации буддийских текстов (ФИСС, матричные тексты), в т.ч. терма, то было бы очень здорово узнать об этом! Основоположник ЛИСС в РФ – Д.Л.Спивак (25.11.1954): доктор филологии, профессор, полиглот (7 языков), культуролог, геронтолог. В 1990 г вышла его книга (докторская по ЛИСС в 1989) Измененные состояния сознания: психология и лингвистика https://www.klex.ru/8p4 со своим отцом, Л.И.Спивком (1925-1999, генерал-майор медвойск, в течение длительного времени главный психиатр МО СССР, д.м.н., профессор) изучал ИСС, список публикаций Д.Л. Спивака до 2019 г. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=74271


KYP: *"ведущих к реализации радужного тела", которое согласно его жизнеописанию реализовали 13 его учеников. Вот не помню, был ли среди них хотя бы один его 8-ми сыновей.



полная версия страницы