Форум » ЯСНЫЙ СВЕТ (incarnation 2) » Гневные Деваты как принципы движения(крия). » Ответить

Гневные Деваты как принципы движения(крия).

Virati: У Намкая Норбу, в садхане Симхамукхи, нашла вот такое объяснение гневных Деват, и эта трактовка меня очень заинтересовала: "Симхамукха - это не мирской охранитель. Она - гневная манифестация дакини Sangwa Yeshe (Guhyajnana на санскрите). Гневность - это символ движения: фактически наше состояние имеет два аспекта, спокойное состояние и движение. В основном, если мы внимательно понаблюдаем, всегда есть движение даже в спокойном состоянии. Ум продолжает мыслить и все органы чувств работают - это движение. Поэтому человек, способный интегрировать движение со своей практикой может достичь реализации быстрее. В Крийя-тантре Тара считается идамом, быстро дающим практику способность достичь реализации, так как она символизирует элемент ветра, а ветер - это движение. Здесь не говорится о том, что всегда необходимо трансформировать себя в манифестацию воздуха: любая гневная манифестация символизирует движение. Если есть способности, возможно интегрировать движение в манифестацию. Манифестация представляет ясность, и таким образом окончательная реализация является состоянием созерцания с ясностью, с движением. Многие люди думают, что гневная манифестация существует для разрушения кого-либо, либо для выполнения гневных действий, но это не совсем так. В относительном смысле это может быть так же использовано с такой целью, но смысл гневной манифестации в чем-то другом. Манифестации дакини или херуки, таких как Ваджрапани или Гуру Драгпо - гневные. Обычно не важно, гневная ли манифестация или же мирная, но гневные манифестации очень важны для самореализации. В Тантризме, в новых традициях Гелугпа и Сакьяпа наиболее важными трансформациями считаются такие, как Ваджра Килайя или Ямантака, очень гневные. Почему? Потому, что они дают возможность самореализации используя эмоции, интегрируя их в своей манифестации. " Означает ли это именно то, что гневные Деваты в буддизме - это основная характеристика тантрической трансформации и сакрализации сансарной активности? Я слышала еще версии, что к гневным формам, например, в Индии, питают интерес колдуны. Но с другой стороны, есть и иное видение природы такого рода Деват. В одной из книг, изданной в Горакхпуре, я прочла что понятие "Гхора" - означает "ужасы сансары", а "Агхора" - нирвану. Есть ли такое в буддизме, что именно гневные Деваты способствуют духовной реализации в этом сансарном бытие?

Ответов - 26

Suraj: Вообще-то выбор дэвата, согласно авторитетным писанием, преопределяется преобладающей клешой (омрачением). Все виды омрачений можно свести к 5, 3 и одной. Самая известное положение по теме, это то, что для тех у кого преообладает привязанность, - для тех страстые деваты, для тех у кого тупость-инертность, - мирные, для тех у кого гнев, - гневные дeваты. 5-составняя модель 5 клеш даёт расскад по 5 семействам и в зависимости от преоладающего омрачения выбирают дэвата одного из смейств. Все дэваты работают над очищением омрачения неведения. Один дэват может иметь много форм отсортированным по разным семействам. Есть варинаты деления форм дэвата по сепени тайности. Например в цикле Симхамукхи Сагье Гонпо даётся 10 форм с делением по группам: внешние, внутренние, тайные, особо тайные и формы активностей. Это различные формы Симхамукхи с различной свитой и различными мантрами... С выходом на сцену ануттраиогатантр новых школ перевода (наиболее поздние ваджаянские тантры Индии), преобладающеим семейством стало ваджра-кула, связанная с клешой гнева. Ну так вишло... о причинах сейчас судить сложно... В криятантрах даётся деление на 3 семейства и ваджра-кула , - самое малочисленное. Вот краткий обзор.

Максим А: Понять, что принцип движения не сводится только к гневным проявлениям, можно из следующей цитаты Намкай Норбу: В Крийя-тантре Тара считается идамом, быстро дающим практику способность достичь реализации, так как она символизирует элемент ветра, а ветер - это движение. Тем не менее, Тара не является гневным божеством. Гнев это только один аспект энергии движения, а именно энергии отвержения, отталкивания. Страсть например, это тоже движение, но обратной направленности, и поэтому страстные божества также олицетворяют движение.

Virati: Suraj пишет: Все виды омрачений можно свести к 5, 3 и одной. Очень интересно, в Шактизме и в индийской тантре тоже пять: кама (страсть), кродха (гнев), матсарья (зависть) и т.д., и в Каулизме их связывают с ритуалом 5М, но часто их сводят к 3М и 1. А еще принцип пяти скандх очень похож на пять канчук (ограничивающих категорий Майи) в Кашмирском Шиваизме.


Suraj: Да изучающимм различные системы вполне очевидно, что различные системы развитого тантризма гораздо ближе друг к другу, чем к своим предшественникам в той же религии. Спанда и Пратьябхиджна К.Ш. ближе в Ваджраянским системам тантры и Дзогчен, чем Bаджраяна к Тхераваде... НО такие вещи лучше публично не озвучивать, за исключение "военного городка", вроде этого форума ...

Virati: Максим А пишет: Тем не менее, Тара не является гневным божеством. Гнев это только один аспект энергии движения, а именно энергии отвержения, отталкивания. Страсть например, это тоже движение, но обратной направленности, и поэтому страстные божества также олицетворяют движение. Т.е. получается, что все движения внешние или работы пран в теле сакрализируются тантрическими Деватами? Я знаю что в Шривидье и других индийских тантрах, как элементы составляющие микрокосм человека, такие как праны, семь дхату, антахкаран, кармендрии, джнянендрии и др., так и омраченные качества сознания, также соотносятся с какими-то аспектами Божества. Правда, есть не меньше имен Богов/Богини, с возвышенными качествами.

Virati: Suraj пишет: НО такие вещи лучше публично не озвучивать, за исключение "военного городка", вроде этого форума ... :) В том-то и дело, Сурадж, что такие "военные городки", как глоток воды "в пустыне правоверных сампрадай".

Suraj: Virati пишет: .е. получается, что все движения внешние или работы пран в теле сакрализируются тантрическими Деватами? Я знаю что в Шривидье и других индийских тантрах, как элементы составляющие микрокосм человека, такие как праны, семь дхату, антахкаран, кармендрии, джнянендрии и др., так и омраченные качества сознания, также соотносятся с какими-то аспектами Божества. Правда, есть не меньше имен Богов/Богини, с возвышенными качествами. Это немного другая методология, - практика кая-мандалы, когда дэваты мандалы главного божества разпологаются в теле у основания (в чакрах) или в окончаниях каналов (близко к поверхности тела).

Максим А: Virati Т.е получается что все движения внешние, или работы пран в теле, сакрализируются тантрическими Деватами? Я знаю что в Шривидье и др индийских тантрах, как элементы составляющие микрокосм человека, такие как праны, семь дхату, антахкаран, кармендрии, джнянендрии и др. так и омраченные качества сознания также соотносятся с какими-то аспектами Божества. Не знаю как оно в Шри Видье, но насчет сакрализации вы угадали. Только микрокосм в данном случае буддийский, и все дхату, и аятаны, соотносятся с буддами и бодхисатвами. Вы совершенно верно заметили,что тантра работает через сакрализацию, а еще точнее персонификацию энергий человеческого существа. К слову сказать, не всегда однородно, и порой даже противоречиво.

miha: Частное наблюдение. Если хочется танцевать, то танец самый лучший способ успокоиться. Так же и тут. При сильной активности ума, для успокоения, лучше использовать практики с активными божествами. Можно даже потанцевать с ними. :) Хотя это уже крайности.:)

nigredo: Извините, по-моему в этом разговоре была упущена очень важная для понимания нить: ННР во многих местах связывает гневных идамов с принципом движения. И прежде всего он это делает в контексте объяснения шитро. Предлагаю вернуться к этому вопросу и попробовать понять то, на что указывает Ринпоче. Ниже я приведу своё понимание этих указаний. Божества Шитро - это то, как ум практика способен воспринять бардо дхарматы. Не обладая навыком практики, точнее, её плодом - глубокой осознаваемой связи с тем состоянием сознания, которое неприкрыто являет себя в бардо дхарматы, восприятие сознания умершего человека проскользнёт мимо этого бардо, либо , нераспознав в этом проявлении собственное состояние и испугавшись его монументальных проявлений, соскользнёт в безопасное сияние какого-либо из миров кама локи. (так, собственно и возникает сансарическое существование) Ну, это известно всем присутствующим, разумеется, как обшая теория, вытекающая из Карлинг Шитро и других аналогичных терма. Следуя этому видению, сияние энергии бардо дхарматы, не является чем-то обусловленным. Оно вне сансары и нирваны. И эта энергия пребывает в трёх состояниях, которые представлены для восприятия практика тремя мандалами божеств Шитро: мирной, страстной и гневной. (Разумеется, это деление совершенно условно, скорее можно говорить о том, что активное состояние энергии таковости обладает тремя нераздельными качествами) Так учения Шитро описывают изначальное состояние энергии. Судя по всему (это моё мнение) - эти качества энергии и являются источником всех форм идамов от крийя тантры до аннутара тантр. Та теория, которую привёл Сурадж выводится из сутрических возрений и, на мой взгляд, никак не коррелируют с реальностью тантры и дзогчен. Это воззрения низших ян, которые по недоразумению проникли и сохранились в возрениях высших, при этом путая восприятие и мешая реализации. Я уже не раз пытался здесь обратить на это внимание, встречая весьма болезненную реакцию. Следуя логике Шитро - идам, это конкретизация одного из трёх качеств энергии, которая становится прямо доступной восприятию практика в бардо дхарматы. Но, не смотря на это, эта энергия есть то, что непрерывно проявляет себя во всех бардо, рождая и поддерживая их. Говоря о том, что гневные божества шитро есть по существу принцип движения в сознании, ННР прямо указывает нам на непосредственное присутствие энергии дхарматы в нашем обыденном состоянии. Одновременно из этого, на мой взгляд, вытекает иное объяснение "гневной формы" этих божеств: посмотрите, как вы реагируете на движение, на изменение обстоятельств. В целом они человеческому сознанию не приятны. Мы боимся даже положительных, как нам кажется, перемен, т.к. любые перемены делаю ситуацию неподконтрольной, выводя на первый план неизвестное. Этот страх изменений, который сидит в каждом из нас и есть источник того, что мы боимся движения, хоть и стремимся к нему. По этой причине принцип движения представлен формами гневной мандалы, а вовсе не потому, что надо кого-то пугать, как это объясняется, основываясь на рудиментах сутрического видения. На мой взгляд, учения Шитро есть единственный аналог того, что в Индуском видении представлено системой 36 таттв. Но, к сожалению, осмысление Шитро тормозилось канонами буддийского сутрического восприятия.

nigredo: Извините, забыл указать источник развёрнутого объяснения ННР связи движения и мандалы гневных Шитро: 1. "Учения шитро и янгти" 2. "Предварительные практики для тёмных ретритов Дзогчен Янгти"

Максим А: Нигредо, внимательно прочитал ваш пост. Ну что сказать, вытерание ног о "сутрические системы" и рассматривание их как нечто низшее стало обычным делом, поэтому комментрировать это никак не буду. Что касается высшей тантры, к которой относится и маха-йога, и ану-йога, разные семейства божеств выражают именно приятие, отвержение, и инертность, а поскольку это уровень проявленный, то всё это является движением. Хорошая попытка объяснить сведение гневных к движению, да, но это не всегда так. Тут скорее историческая перспектива школ Нингма, из которой собственно и произростает имеющийся у нас Дзогчен, и связанные с ним практики маха- и ану-йоги преимущественно гневного пантеона. И еще, наверное для вас будет сюрпризом, но "набор мандал шитро" содержит не три мандалы, а пять. Сюда добавляются еще мандала килай, и мандала дакинь, образую полную т.н. кая-мандалу. Хотите сказать, что танцующие дакини не имеют ничего общего с принципом движения? А в некоторых системах мандала ригдзинов вообще не рассматривается. Вы кстати её видели хоть раз, в какой форме они там пребывают? Поищите на досуге.

nigredo: Максим, я говорю и системе Шитро так, как это принято подавать в наиболее расхожих текстах. Разумеется, под разными углами восприятия, можно найти разные формы рисунка конфигурации энергии. Это подобно тому, как смотреть на поверхность ручья: нам возникают самые различные формы рисунка, рождённые движением воды. Все эти формы имеют место быть и, одновременно - нет, т.к. обусловленны восприятием. Второе, если мы будем говорить через историческую призму, откроем для себя исключительно сферу субъективного описания тех или иных возможных событий и явлений прошлого. Иногда это полезно для менталитета. Но в данном случае разговор идёт о сознании. О нас с вами. Если мы говорим об основополагающих принципах энергии, проявлением которой является наше индивидуальное измерение бытия, то эти основополагающие принципы прямо проявляются в базовом устройстве и функционировании этого измерения. На мой взгляд именно на это указывает ННР в своих учениях, о которых я упомянул. Какое отношение к этому имеет историческая перспектива учений ниингма? Постоянство перемен в вашем сознании - это культурно-исторический факт? Третье, говоря о системе сутр, я использую тибетскую систему воззрений. Разумеется, фактическое учение никак не поддаётся классификации. Я лично не вижу в воззрении дзен каких-либо различий с воззрением дзогчен. Система, известная нам как "дзен" прямо указывает на природу нашего бытия, как и система, известная под словом "дзогчен". В этом аспекте нет различий ни по "высоте", ни по "глубине". Говоря и системе сутр я имею ввиду интеллектуальные формы описания действительности. Эти формы умозрительны и относительны. На мой взгляд, тантра, дзогчен и дзен имеют дело с сознанием, его происхождением и сутью НА ПРЯМУЮ, вне посредничества концептуального ума. Это опытный путь. А опыт непосредственного восприятия того, что такое есть мы - сильно отличается от того, что описано в системе сутр. Таково моё мнение. Разумеется, всё что угодно можно подогнать под ту или иную концептуальную систему. И вы имеете опыт этого в собственном сознании. По этой причине я сам для себя пришёл в выводу о противоречии сутры и тантры(дзогчена). Разумеется, вряд ли кто из лам со мной согласится. Так же со мной не согласятся те, чей ум обусловлен буддийской концепцией и , тем более, полагает её высшим и единственно верным учением. Но с того момента, как я принял этот вывод и очистил, по возможности, своё мышление от буддийских образов, я стал яснее видеть то, что происходит во мне и связь этого происходящего с указаниями тантр и учений дзогчен. Соответственно, применение этих указаний стало эффективней. Я искренне не понимаю как можно успешно реализовать практику идама, полагая, что это просто метод концентрации внимания, своего рода практика шаматхи. Шитро указывает нам иную возможность восприятия: идам есть форма той изначальной энергии, которую практик непосредственно обнаруживает, пройдя опыт смерти. Это не объект концентрации, не измышление концептуального ума, не метод, а энергия, обладающая определённым качеством проявления. Это живая подоснова нашего индивидуального бытия, с которой мы устанавливаем связь в ходе практики и переводим её для себя из потенциального в актуальное состояниие. В этом смысл тантры. Я абсолютно не знаком с индуской тантрой, но полагаю, что в таком понимании Шитро, ваджраяна становится куда ближе индуизму, нежели классическое буддийско-сутрическое понимание тантры. Во всяком случае, озвученное мною понимание не противоречит известному мне герметико-алхимическому опыту Европы, европейским и ближневосточным системам теургии, бону, шаманизму и тому, что мы называем язычеством. Это как-никак опыт большей части человечества. Извините, что отступил от темы, очерченной Вирати.

Максим А: Собственно, я хотел сказать, что Намкай Норбу объясняет принцип движения преимущественно через гневные манифистации. Вот и всё. Но это не значит, что этот принцип присущ только им. Это очевидно даже из отрывка, приведенного изначально, где Тара, мирная манифистация, также раскрывает принцип движения. Касательно связи сутры и тантры, то эта тема сложная, однако в плане воззрения, ануттара-тантра в изобилии использует концепции буддизма виджнянавады, и мадхъямака тут, к удивлению, не так популярна (за исключением комментаторской традиции школ Сарма). Касательно методологии тантры, то тут мы имеем индуиский след без сомнений. Например известный многим пассаж из Гуьясамаджи говорит, что состояние тело речи и ума Татхагаты, это состояние Брахмы, Вишну и Махадевы соответственно. Не для кого не секрет, что на уровне самих коренных текстов сплетение "сутризма" и "индуизма" проходит жирной линией. Сутра это ведь не только "быть хорошим" или "сидеть в пустоте", как ошибочно принято считать, это глубочайшая философская система, оперирующая с феноменологией и онтологией, а не с поверхностными интерпретациями. Говоря о воззрении тантры вы не можете сказать, что это исключительно ваш опыт, тантра в значительной мере обусловлена именно интерпретациями, а не видением "как есть", что является именно коньком сутры (ну и дзогчена вобщем-то). Вы не видите ваши энергии как есть, вы видете божеств. Вы не слышите звуки как есть, вы слышите мантры. Вы не воспринимаете свой ум как он есть, но как ум того или иного божества с присущими только этому божеству признаками. То есть тантра, как это не иронично звучит, это именно интерпретация различных процессов ограниченным набором социокультурных образов. Вы же не будете утверждать что у вас в голове пляшут гаури с головами ворон и тигров, а в сердце сидят божества с ручками и ножками в убранстве индийских царей раннего средневековья. Подавляющее большинство практиков ваджраяны не имеет какого-либо внятного представления о том, что же такое сутра, и что же такое философия сутры, а уже кричит. Оно конечно хорошо что вы сбрасываете груз, но мне почему то кажется что это не "груз сутры", а расхожих, я бы даже сказал бытовых, представлений о ней.

Нандзед Дорже: Простите - 5 копеек)))... Гнев, ненависть - эмоция отторжения, неприятия. Это базовая отрицательная эмоция. И, как совершенно верно отметил Нигредо, человек отвергает изменения, но он же их хочет. И тут он (Нигредо) подзапутал картину (ИМХО:)). Эмоция притяжения имеет положительный характер и называется страстью, и ее действие не считается разрушительным в тантре, а просто ввергающим существо в оборот. Действие же гнева исключительно отрицательно и потому обладает исключительно разрушительным характером. И потому считается, что одно мгновение пребывания в гневе способно сжечь безмерную гору благих накоплений. В силу такого характера гнев наиболее реактивен, наиболее быстр, резок по своему действию. Это реальность. Собственно, поэтому гнев соотносим с движением как предельной категорией - на фоне ненаправленной гомеостатичной подвижности в неведении и страстного движения притяжения к желаемому. Все остальные разделы - качеств (Килая) и активностей (Мамо и дакини) - на уровне клеш являются вторичными по отношению к гневу, так как базируются на клешах гордость и зависть, а они вторичны по происхождению по отношению к гневу. То есть движение как таковое присутствует везде. Но в сфере трех первичных, базовых клеш и семейств Будд гнев соответствует наибольшей скорости движения. В шитро это соответствует "пещере гневных" - черепу, где находятся органы чувств, в измерении которых, собственно, и происходит восприятие движения мира. Это еще один немаловажный момент. Сураджу: вы говорите, что в крия-тантре ваджра-кула малочисленно. но относительно гневности проявлений в крия-тантрах вообще это не играет роли, так как в наивысшем семействе - Татхагата и среднем - Падма также навалом гневных проявлений, которые при этом, кстати, не обязательно стоят. Они вполне могут и сидеть, но не являются мирными. Примеры из знакомых всем - Махачунди-дэви, Маричи, из стоящих на ногах - Ситатапатра и Дхваджагракеюра. Все они относятся к семейству Татхагата крия-тантр. То есть сидящее и "не в союзе" божество совершенно не обязательно мирное. Спасибо.

Максим А: Движения. Да. причем ускоренного.

Suraj: Извените, но я не согласен с главенствующей ролью гнева среди омрачений. Вcя карта изложена в мандалах иога тантр! B центре неведение. Одно делитс на 2( влечение-страть/ отторжение-гнев и так далее). То есть манифестация омрачённого мира, согласно текстам идёт в следющем числовом ряду: 1, 3, 5 ... Тем более, что всё индивидуально. Вы же знакомы с основами джётиша. преобладание клеши дело сугубо индивидуальное, а определение подходящего дэвата ещё более сложный момент... В Крия тантрах всё таки доменируют мирные формы дэватов, что соответствует стилю практик этого класса тантр, вцелом.

Максим А: Все высказались достаточно грамотно. Поздравляю!

Нандзед Дорже: Извените, но я не согласен с главенствующей ролью гнева среди омрачений А речь, собственно, об этом и не шла! Это даже не смешно, но я этого не говорил!"))))))) Я сказал о главной роли гнева как символа движения, поскольку в гневе оно максимально.... Блин, неохота повторяться... Что касается крия-тантр, то я отметил особые моменты, чтобы люди, менее знакомые с предметом, не были введены в заблуждение относительно мирности и особенно - соответствия танцующих "поз лучников" гневным божествам как единственного варианта.

Suraj: Нандзед Дорже пишет: цитата: Извените, но я не согласен с главенствующей ролью гнева среди омрачений А речь, собственно, об этом и не шла! Это даже не смешно, но я этого не говорил!"))))))) Значит я не правильно понял, пардон.

Suraj: Нандзед Дорже пишет: Что касается крия-тантр, то я отметил особые моменты, чтобы люди, менее знакомые с предметом, не были введены в заблуждение относительно мирности и особенно - соответствия танцующих "поз лучников" гневным божествам как единственного варианта. Я знаю, что в каждом смействе крия тантр есть гневные деваты. Нo я сужу в основном по колличественному соотношение различных форм мирных дэватов к гневным. Два наиболее известных на Западе сборника садхан с преобладанием дэватов крия тантр, - это "Раджунг Гьятса" (видимо Атиши) и "Бари Гьятса" (Бари лотзавы). В последнем вы можете найти десятки форм Манжушри и Авалокитешвары, с пол-дюжини форм Тары... а остальные как-то по скромному и из высших тантр (как видно из колофонов к садханам). Я хотел сказать, что сужу по колличеству различных форм в доступных садханах.

Чой: Virati спрашивает: Означает ли, что гневные Деваты в буддизме - это основная характеристика тантрической трансформации и сакрализации сансарной активности? В буддийской тантре основой любой трансформации является бодхичитта. Количественное соотношение практик мирных и гневных дэватов равно.

Virati: Чой, спасибо, не сочтите за лесть, но Вы написали много хороших постов.

шинтанг: Интересно также ознакомиться с комментариями учителей прошлого. Намтар Ралоцавы. В ответ Рало спел эту песню: Увы, нельзя верить тому, что люди, рожденные в конце кальпы, говорят. Даже, если ты помогаешь им, они медитируют о причинении вреда тебе. Вот, почему они скитаются по сансаре. Эта моя убивающая активность - она для блага меня или других? Она для блага других, Для того, чтобы принести благо существам, которых нельзя вразумить (дхармой). Сутра искусных средств учит как капитан Махакаруника завершил накопление заслуг 100 тысяч эонов путем убийства Кришнашакти, и затем переродился на небесах. В Гухьясамадже тантре говорится: "Если ты убиваешь всех существ такой тайной ваджрой, как эта, ты переродишься бодхисаттвой в чистой земле Будды Акшобьи." Таковы были слова Ваджрадхары. Манджушри Кришнаямари тантра говорит: "О, это убийство превосходно! Это убийство - не убийство; Это не убийство, но освобождение от плохой кармы. Те, у кого сострадание мало, не могут преуспеть в этом" Также тантра Тайной Сущности говорит: "Ум, постигающий истинный смысл, силою освобождает в сфере непросветленных существ. Это приносит радость сугатам прошлого, настоящего и будущего. Это высшее великое подношение для них." Тантра Единства Будд говорит: "Мирная активность не принесет пользы. Свирепая и злобная. Все татхагаты осуществляют гневную активность, чья природа - мудрость и метод." Рецитация имен Манджушри говорит: "Великое подношение; великий гнев; Великий враг всех недугов;" Есть бесчисленные подобные цитаты. Даже Будда, повелитель всех муни, победил мар гневными проявлениями. Даже Авалокитешвара проявил множество гневных форм. Многие махасиддхи Индии также уничтожили неисчислимое количество не буддистов. Вот, почему я посвящен этой практике волшебства. Мы скитаемся в сансаре потому, что не распознаем наше сознание, которое подобно золоту, по причине силы загрязнений печати тела, и это создает разнообразие 6 видов существования, в которых мы испытываем невыносимые, бесконечные страдания такие, как жар и холод, голод и жажда, рабство, рождение, старение, болезни и смерть, сражения, умирание, уход и падения в низшие существования. Корень омрачений - это загрязнения печати тела. Это очищается огнем гневной активности так, что золото осознанности, самовозникшей мудрости, обнажается, очищается от примесей и искажений. Уничтожение печати тела освобождает от сансары и дает достижение вечной реальности естественного бессмертия. Это не убийство, это очищение. Это очищение существ от двойственности иллюзорных проявлений. Это не опустошение, это совершенствование (здесь возможно противопоставление парамите -прим пер) Это совершенствование безупречных качеств. Таково учение в относительном смысле. В окончательном, совершенном смысле, нет того, кого убивают и того, кто убивает, также как иллюзия не может убить иллюзию. Если не воспринимаешь даже атома сансары и нирваны, как убитый может обладать какой-либо реальностью? Какая активность мантраяны отлична от поведения, состоящего из союза и силового освобождения? Те, кто воспринимает это греховным, делают так по причине сильной привязанности к реальности и основательности По поводу реальности и основательности можно вспомнить "гнилое древо без сердцевины" Нагарджуны. тантра Тайной Сущности, если не ошибаюсь, это - Гухьягарбха.

Нандзед Дордже: Ну, и в чём вопрос? Академическая, тасскать, проблематика))...

шинтанг: Нандзед Дордже Вопросов нет - накапливаем фактический материал и делаем индукцию.



полная версия страницы